Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
определить методы экспериментальной работы;
определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2
Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………...5
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности……………………………………..5
1.1.2 Психологические особенности…………………………………........………..9
1.2 Характеристика видов нарушения осанки……………………………………11
1.3 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика…………………………………………....…….…..18
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………
Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………...5
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности……………………………………..5
1.1.2 Психологические особенности………
1.2 Характеристика видов
нарушения осанки……………………………………
1.3 Причины деформации
опорно-двигательного аппарата
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
По данным Минздрава России у 50% детей школьного возраста отличаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.
Все родители мечтают вырастить
детей здоровыми и счастливыми,
но многие из них хотят, чтобы это
происходило само собой, без лишних
усилий с их стороны. Они были бы
рады, чтобы эти вопросы решали
воспитатели, медики, школьные учителя,
социальные работники. Достаточно часто
родители, стремящиеся помочь своему
ребенку вырасти физически и
психически здоровым человеком, не в
состоянии правильно и
С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 минут. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы.
Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.
Проблема исследования заключается в том, что детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, а не уменьшается.
Объект исследования: профилакт
Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки школьников.
Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
определить методы экспериментальной работы;
определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;
Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль в профилактике нарушений осанки младших школьников.
Методы:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Методы соматоскопии, антропометрии;
3. Анализ документов учета медицинских карт;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В ведении раскрыты цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе раскрыты понятия осанки, её виды и анатомо-физиологические особенности. Во второй главе показаны результаты исследования и даны рекомендации по профилактике нарушений осанки. В заключении сделан основной вывод по работе.
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности:
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а длинна ног – более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
К 6-7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.
ЦНС:
В детском возрасте ЦНС обладает высокой пластичностью, что способствует легкому усвоению новых форм движений. У дошкольников несовершенна координация движений, в процессе двигательной активности легко развивается утомление. (А.А.Потапчук, 2007).
Для нервной системы у
детей дошкольного и младшего
школьного возраста характерна высокая
возбудимость и слабость тормозных
процессов, что приводит к широкой
иррадиации возбуждения по коре и
недостаточной координации
При слабости корковых процессов
у детей преобладают
Опорно-двигательный аппарат:
В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие асимметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации позы детей и использования физических нагрузок.
Мышечная система:
Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, они гораздо менее возбудимы, чем у взрослых. С интенсивным ростом мышечных волокон происходит относительное уменьшение ядерной массы на единицу площади скелетных мышц – по сравнению с новорожденными их масса снижается к возрасту 6 лет в 4-5 раз.
Происходит перестройка
иннервационного аппарата мышц. В
дошкольном и младшем школьном возрасте
увеличиваются размеры и
Мышечная масса детей невелика. Она составляет в 7-8 лет - 27%.
Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кости) относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыжи при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.
Несмотря на повышение
абсолютной мышечной силы в возрасте
4-5 лет, относительная сила почти
не изменяется, так как растет и
вес тела ребенка. Лишь с возраста
6-7 лет прирост силы оказывает
больше прироста массы тела, и начинает
нарастать относительная сила мышц.
При этом увеличиваются прыгучесть
и скоростно-силовые
Сердечно-сосудистая система:
В дошкольном и младшем школьном возрасте кровь по количеству и составу отличается от взрослого организма.
По мере взросления детей
в их крови повышается количество
эритроцитов и гемоглобина, а
количество лейкоцитов снижается. У
дошкольников в составе лейкоцитов
сравнительно больше лимфоцитов, но меньше
нейтрофилов. Соответственно, у них
снижена фагоцитарная функция, и
наблюдается высокая
Минутный объем крови
у 4-11-летних детей примерно в 2 раза
меньше, чем у взрослых. Небольшие
размеры сердца и слабость сердечной
мышцы определяют малый систолический
(ударный) объем крови (20-30 мл), а в
сочетании с высокой
Выраженное в этом возрастном
периоде преобладание симпатических
влияний на сердце обуславливает
высокую частоту сердечных
Дыхательная система:
По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму и имеет малую экскурсию, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхательный объем дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но еще заметно отстает от взрослого уровня. Из-за неглубокого дыхания и сравнительно большого объема «мертвого пространства» эффективность дыхания у детей невысока. Из альвеолярного воздуха в кровь переходит меньше кислорода и много кислорода оказывается в выдыхаемом воздухе. Кислородная емкость крови в результате мала – 13-15 об.% (у взрослых – 19-20 об.%)
Частота дыхания у детей
повышена. Она постепенно снижается
с возрастом. В силу высокой возбудимости
детей частота дыхания
1.1.2 Психологические особенности
1. Развитие речи и мышления.
Происходящее формирование
2. Развитие внимания и памяти, идет процесс развития от непроизвольного внимания к произвольному; от непроизвольного запоминания к произвольному; от образной памяти к словесно-смысловой. Решающую роль в развитии памяти играет возникновение специальных мнемонических действий, с помощью которых ребенок пытается управлять запоминанием (движение рук, пальцев, предметом, символом, обозначений). Общую роль в дошкольном детстве играет речь.
Информация о работе Коррекция и профилактика искривления осанки