Коррекция и профилактика искривления осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
определить методы экспериментальной работы;
определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2
Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………...5
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности……………………………………..5
1.1.2 Психологические особенности…………………………………........………..9
1.2 Характеристика видов нарушения осанки……………………………………11
1.3 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика…………………………………………....…….…..18
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 103.32 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2

Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5

1.1 Возрастные особенности  детей 6-7 лет………………………………………...5

1.1.1 Анатомо-физиологические  особенности……………………………………..5

1.1.2 Психологические особенности…………………………………........………..9

1.2 Характеристика видов  нарушения осанки……………………………………11

1.3 Причины деформации  опорно-двигательного аппарата у  детей дошкольного возраста и  их профилактика…………………………………………....…….…..18

Заключение………………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По данным Минздрава России у 50% детей школьного возраста отличаются отклонения в развитии опорно-двигательного  аппарата. Во многом это связано  с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.

Все родители мечтают вырастить  детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это  происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто  родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и  психически здоровым человеком, не в  состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все  родители в глубине души хорошо осознают, что лучше них никто не в  состоянии сделать их ребенка  здоровым во всех отношениях. Основы здоровья, образа жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего  детства. Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень  важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить  закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного  роста скелета детей (периоды  вытягивания), но, поскольку сегодняшнее  поколение детей много время  проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже  в дошкольном возрасте. Ребенок с  нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени  проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто  болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой  находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения  и т.д.

С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим  становится статический компонент. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. Вместе с тем  статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 минут. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач  по врачебному контролю на уроках физической культуры.

Проблема исследования заключается в том, что детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, а не уменьшается.

Объект исследования: профилактика нарушений осанки.

Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки школьников.

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.

Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;

определить методы экспериментальной  работы;

определить роль систематических  физических упражнений в формировании осанки школьников;

Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль в профилактике нарушений осанки младших школьников.

Методы:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Методы соматоскопии, антропометрии;

3. Анализ документов учета медицинских карт;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В ведении раскрыты цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В  первой главе раскрыты понятия осанки, её виды и анатомо-физиологические  особенности. Во второй главе показаны результаты исследования и даны рекомендации по профилактике нарушений осанки. В заключении сделан основной вывод по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Литературный обзор

 

1.1 Возрастные  особенности детей 6-7 лет

 

1.1.1 Анатомо-физиологические  особенности:

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно  длиннее и растут быстрее, чем  туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а длинна ног – более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6-7 годам заканчивается  созревание нервных клеток головного  мозга. Однако нервная система ребенка  еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над  процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается  даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий  надо разнообразить.

ЦНС:

В детском возрасте ЦНС  обладает высокой пластичностью, что  способствует легкому усвоению новых  форм движений. У дошкольников несовершенна координация движений, в процессе двигательной активности легко развивается  утомление. (А.А.Потапчук, 2007).

Для нервной системы у  детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая  возбудимость и слабость тормозных  процессов, что приводит к широкой  иррадиации возбуждения по коре и  недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и  дети быстро утомляются. При организации  занятий с младшими школьниками  и особенно дошкольниками нужно  избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущение усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.

При слабости корковых процессов  у детей преобладают подкорковые  процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых  внешних раздражениях. В такой  чрезвычайной выраженности ориентировочной  реакции отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать  внимание лишь на 15-20 минут.

Опорно-двигательный аппарат:

В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ  и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных  нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать  прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В  результате возможны деформации скелета, развитие асимметричности тела и  конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации позы детей и  использования физических нагрузок.

Мышечная система:

Мышечные волокна ребенка  тонкие и слабые, они гораздо менее  возбудимы, чем у взрослых. С интенсивным  ростом мышечных волокон происходит относительное уменьшение ядерной  массы на единицу площади скелетных  мышц – по сравнению с новорожденными их масса снижается к возрасту 6 лет в 4-5 раз.

Происходит перестройка  иннервационного аппарата мышц. В  дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и  сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возрастного периода  происходит перераспределение положения  мышечных веретен в скелетных  мышцах – от равномерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредоточиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц.

Мышечная масса детей  невелика. Она составляет в 7-8 лет - 27%.

Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кости) относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное  развитие мышечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызвать образование  отвисшего живота и появление  грыжи при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков в дошкольном и  младшем школьном возрасте равна  силе мышц девочек.

Несмотря на повышение  абсолютной мышечной силы в возрасте 4-5 лет, относительная сила почти  не изменяется, так как растет и  вес тела ребенка. Лишь с возраста 6-7 лет прирост силы оказывает  больше прироста массы тела, и начинает нарастать относительная сила мышц. При этом увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности  детей.

Сердечно-сосудистая система:

В дошкольном и младшем  школьном возрасте кровь по количеству и составу отличается от взрослого  организма.

По мере взросления детей  в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а  количество лейкоцитов снижается. У  дошкольников в составе лейкоцитов сравнительно больше лимфоцитов, но меньше нейтрофилов. Соответственно, у них  снижена фагоцитарная функция, и  наблюдается высокая восприимчивость  к инфекционным заболеваниям. Затем  количество нейтрофилов повышается, а лимфоцитов снижается до взрослого  уровня к моменту полового созревания. Количество тромбоцитов с возрастом  практически не изменяется.

Минутный объем крови  у 4-11-летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых. Небольшие  размеры сердца и слабость сердечной  мышцы определяют малый систолический (ударный) объем крови (20-30 мл), а в  сочетании с высокой эластичностью  и широким просветом сосудов  – низкий уровень артериального  давления.

Выраженное в этом возрастном периоде преобладание симпатических  влияний на сердце обуславливает  высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Величина ЧСС  очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физических и умственных нагрузках и пр). Величина ЧСС у дошкольников – порядка 100 уд./мин. Противоположные влияния парасимпатического (блуждающего) нерва на сердце постепенно нарастают в первые годы жизни и заметно усиливаются к младшему школьному возрасту, вызывая дальнейшее снижение ЧСС в состоянии покоя.

Дыхательная система:

По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный  аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань  мало растяжима. Бронхиальное древо  недостаточно сформировано. Грудная  клетка сохраняет еще конусовидную форму и имеет малую экскурсию, а дыхательные мышцы слабы. Все  это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхательный объем дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но еще заметно отстает от взрослого уровня. Из-за неглубокого дыхания и сравнительно большого объема «мертвого пространства» эффективность дыхания у детей невысока. Из альвеолярного воздуха в кровь переходит меньше кислорода и много кислорода оказывается в выдыхаемом воздухе. Кислородная емкость крови в результате мала – 13-15 об.% (у взрослых – 19-20 об.%)

Частота дыхания у детей  повышена. Она постепенно снижается  с возрастом. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно  легко нарастает при умственных и физических нагрузкам, эмоциональных  вспышках, повышении температуры  и других воздействиях. Дыхание часто  оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания. Вплоть до 11-летнего  возраста отмечается недостаточность  произвольной регуляции дыхания. Особенно это отражается на речевой функции  дошкольников.

 

1.1.2 Психологические  особенности

1. Развитие речи и мышления. Происходящее формирование активной  речи служит основой развития  не только мышления и психики  в целом.

2. Развитие внимания и  памяти, идет процесс развития  от непроизвольного внимания  к произвольному; от непроизвольного запоминания к произвольному; от образной памяти к словесно-смысловой. Решающую роль в развитии памяти играет возникновение специальных мнемонических действий, с помощью которых ребенок пытается управлять запоминанием (движение рук, пальцев, предметом, символом, обозначений). Общую роль в дошкольном детстве играет речь.

Информация о работе Коррекция и профилактика искривления осанки