Коррекция и профилактика искривления осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
определить методы экспериментальной работы;
определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2
Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………...5
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности……………………………………..5
1.1.2 Психологические особенности…………………………………........………..9
1.2 Характеристика видов нарушения осанки……………………………………11
1.3 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика…………………………………………....…….…..18
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 103.32 Кб (Скачать файл)

Физические упражнения могут  быть с предметами и без них, они  могут быть направлены на выработку  координации движений, на равновесие, могут быть связаны с преодолением сопротивления или с расслаблением  мышц или же проводится в статическом  напряжении. Эффективность определяется показателями общего состояния занимающегося, его адаптацией к нагрузке, состоянием внутренних органов, координацией движений, тонусом мышечной системы.

В лечебной физической культуре используются главным образом гимнастические упражнения в связи с тем, что  они легко дозируются. С помощью гимнастических упражнений можно изменить скорость, темп, амплитуду движения, рычаг, и. п. (исходное положение), площадь опоры, усиление. Все это обеспечивает точный характер движений и целенаправленное воздействие на организм.

Гимнастические упражнения делят, в свою очередь, на:

  • Общеразвивающие для определенных мышечных групп (мышц верхних конечностей, нижних конечностей, мышц брюшного пресса, спины);
  • Упражнения с предметами и без предметов;
  • Рефлекторные упражнения – для детей первого года жизни, основанные на безусловных рефлексах;
  • Пассивные упражнения – выполняемые инструктором без усилий со стороны ребенка;
  • Активные – выполняемые ребенком самостоятельно;
  • Пассивно-активные – выполняемые частично с помощью инструктора, частично самостоятельно;
  • Упражнения в расслаблении – выполняемые с максимальным снижением тонуса мускулатуры;
  • Дыхательные – упражнения с изменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла; при этом выделяются статические и динамические дыхательные упражнения
  1. статические дыхательные упражнения с изменением ритма, глубины дыхания, с произнесением звуков, с сопротивлением;

б) динамические – дыхательные  упражнения, сочетающиеся с движением  конечностей или туловища;

  • изометрические упражнения – гимнастические упражнения, выполняемые в статическом режиме, без изменения длины мышечного волокна;
  • корригирующие упражнения – специальные гимнастические упражнения, направленные на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата, коррекцию осанки и стоп;
  • упражнения на координацию;
  • упражнения в равновесии;
  • упражнения прикладного характера – в основных двигательных действиях естественного типа (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания);
  • спортивные виды физических упражнений – элементы спортивных игр, плавание, велосипед, лыжи и др.
  • подвижные игры – занимают особое место в физическом воспитании ребенка, комплексно воздействуя на организм, развивая двигательные навыки, обеспечивая высокую эмоциональную насыщенность занятия.

В.К. Добровольский (1974), выявил четыре основных механизма лечебного  действия физических упражнений: тонизирующего  влияния, трофического действия, формирования компенсаций, нормализации функций.

Механизм тонизирующего  влияния. Усиливаются возбудительные процессы в ЦНС, появляются защитные реакции, повышается температура тела, активизируется деятельность многих внутренних органов.

Во время выполнения физических упражнений происходит возбуждение  двигательной зоны ЦНС, которое распространяется и на другие ее участки, улучшая все  нервные процессы. Усиливается деятельность желез внутренней секреции. Так, увеличение выделения гормонов мозгового слоя надпочечников активизирует деятельность многих внутренних органов; увеличение выделения гормонов коркового слоя повышает сопротивляемость организма, обмен веществ. Одновременно посредством  моторно-висцеральных рефлексов стимулируются вегетативные функции: улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается кровоснабжение всех органов и тканей, усиливаются функции внешнего дыхания, активизируются защитные реакции.

Тонизирующее действие физических упражнений усиливается от положительных  эмоций, возникающих на занятиях лечебной физической культурой. Уже само сознание, что лечебная физическая культура может помочь восстановить здоровье, что в этом методе лечения многое зависит от собственной настойчивости и активности, повышает уверенность в своих силах. Улучшение настроения, появление бодрости и даже неосознанного удовольствия от выполнения физических упражнений, которое И.П.Павлов назвал «мышечной радостью», активизирует нервные процессы и стимулирует деятельность желез внутренней секреции, что, в свою очередь, улучшает процессы регуляции функции внутренних органов.

Любые физические упражнения оказывают тонизирующее действие. Степень  его зависит от массы сокращающихся  мышц и интенсивности выполнения упражнений.

Значительное воздействие  оказывают упражнения, в которых  участвуют крупные группы мышц и  которые выполняются в быстром  темпе. Механизмы моторно-висцеральных рефлексов активизируют работу внутренних органов при работе, как мышц туловища, так и мышц ног или рук. Поэтому  можно достигать общетонизирующего  эффекта, выполняя физические упражнения с нагрузкой на здоровые сегменты тела.

Тонизирующее действие физических упражнений должно быть строго дозированным в зависимости от состояния занимающегося  и периода заболевания.

В начальном периоде показаны общетонизирующие воздействия. Поэтому  применяют физические упражнения для  различных мышечных групп, суммарная  физическая нагрузка которых не слишком  большая. Она может не превышать  нагрузку предыдущих занятий. Такая  нагрузка должна не утомлять занимающихся, а вызывать чувство бодрости, радости.

Для улучшения работы функций  всего организма используют и  постоянно возрастающие физические нагрузки, которые постепенно усиливают  стимулирующий эффект и путем  тренировки улучшают адаптацию организма, совершенствуют резервы.

Таким, образом, тонизирующее действие физических упражнений заключается  в изменении (чаще всего в усилении) интенсивности биологических процессов  в организме под влиянием дозированной мышечной нагрузки.

Механизм формирования компенсаций. Нарушения функций возмещаются  адаптацией (приспособлением) поврежденного  органа или других систем органов  за счет оптимизации регуляторных механизмов. Таким образом, компенсация –  это временное или постоянное замещение нарушенных функций.

Механизм нормализации функции. Физические упражнения активизируют различные  функции. Вначале они помогают восстановить моторно-висцеральные связи, которые, в свою очередь, оказывают нормализующее  действие на регуляцию других функций. Выполнение правильно подобранных  и точно дозированных физических упражнений будет способствовать нормализации вегетативных функций организма, восстановлению двигательных качеств и оптимальному функционированию всех систем организма  во время мышечной работы. С этой целью используются, например, специальные  физические упражнения, которые совершенствуют определенное двигательное качество (силу мышц, координацию движений) или  функцию органа (внешнее дыхание, перистальтику кишечника и т.п.). Они дозируются таким образом, чтобы  оказывать тонизирующее воздействие, т.е. нагрузки в них должны постепенно, но постоянно возрастать. Такая тренировка вызывает приспособление организма  к увеличивающимся физическим нагрузкам  за счет совершенствования функций  регуляторных и вегетативных систем и опорно-двигательного аппарата, т.е. ведет к нормализации всех функций организма в целом.

Действие физических упражнений многообразно. Оно проявляется комплексно (например, в виде одновременного тонизирующего  и трофического влияния). В зависимости  от отклонения осанки можно подобрать  такие специальные физические упражнения и такую дозировку нагрузки, которые  обеспечат преимущественное действие одного механизма.

Показания и  противопоказания к применению лечебной физической культуры. Благодаря разнообразному лечебному действию физических упражнений, положительному эффекту в профилактике, лечении и восстановлении лечебная физическая культура показана почти при всех болезнях (внутренних, нервных, детских, травмах и др.), а в некоторых случаях основным средством лечения. Совершенствование методов лечения больных в последние годы расширяет возможности использования лечебной физической культуры и позволяет применять ее в более ранние сроки. Этому способствует и разработка новых методик лечебной физической культуры.

Противопоказания к занятиям лечебной физической культурой чаще всего бывают лишь временными. Ее нельзя применять в остром периоде заболевания  и при состояниях, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в организме, при общем тяжелом  состоянии, высокой температуре, сильных  болях, опасности обильного кровотечения, интоксикации, при консервативном лечении  злокачественных опухолей.

Эти противопоказания учитывают  при занятиях лечебной фитбол-гимнастикой.

Задачи и средства лечебной физической культуры при нарушении  осанки

Задачи:

1. нормализовать трофические  процессы;

2. создать благоприятные  условия для увеличения подвижности  позвоночника;

3. способствовать правильному  взаиморасположению частей тела;

4. систематически закреплять  навык правильной осанки;

5. выработать общую и  силовую выносливость мышц туловища  и повысить уровень физической  работоспособности.

Средства:

Основным средством в  профилактике нарушения осанки является лечебная физическая культура, которая  понимается в широком смысле этого  слова и включает в себя общий  режим, специально статико-динамический режим и лечебную гимнастику. Общий и стато-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и под наблюдением инструктора по лечебной физической культуре.

Основные средства лечебной физической культуры, используемые при  нарушении осанки у детей,- это  физические упражнения и массаж.

Физические упражнения (ФУ) – ведущее средство в профилактике нарушений осанки. Общеразвивающие  упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ  используются из различных исходных положений, для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться с предметами и без них, с использованием тренажеров. ФУ подбираются в соответствии с  видом нарушения осанки. Упражнения, обеспечивающие коррекцию имеющегося нарушения осанки, называются корригирующими (ил специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта. Корригирующие  упражнения различают:

- симметричные,

- асимметричные.

1. Симметричные упражнения. При выполнении данных упражнений  сохраняется срединное положение  линии остистых отростков. При  нарушении осанки во фронтальной  плоскости выполнение данных  упражнений выравнивает тонус  мышц правой и левой половины  туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая ослабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение.

2. Асимметричные упражнения  способствуют выравниванию остистых  отростков в срединное положение.  Чаще всего используются при  сколиозе и требуют высокого  профессионализма при подборе.  При нарушении осанки во фронтальной  плоскости и в грудном отделе  изменяется исходное положение  верхних и нижних конечностей,  придавая телу асимметричное  положение.

Лечебная гимнастика –  это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины  и брюшной пресс, постепенно создают  мышечный корсет, и только активные упражнения формируют правильный динамический стереотип.

 

 

1.5 Особенности  методики проведения занятий  корригирующей гимнастикой с  детьми дошкольного возраста

 

Корригирующая гимнастика –  это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины  и брюшной пресс, постепенно создают  мышечный корсет, и только активные упражнения формируют правильный динамический стереотип. 

При проведении занятия корригирующей  гимнастики необходимо решать следующие задачи:

- воспитывать дисциплинированное  и сознательное отношение детей  к фиксации правильного положения  тела;

- укреплять мышцы и  совершенствовать координацию движений  как необходимое условие для  восстановления правильного положения  тела;

- совершенствовать двигательные  навыки ребенка;

- воспитывать навыки, закрепляющие  правильное положение тела.

Правила организации  занятий корригирующей гимнастикой  с детьми, имеющими нарушение осанки.

Наиболее часто встречающаяся  рекомендация – проводить занятия  групповым методом по 10-15 человек.

Наиболее распространен  в работе с дошкольниками метод: игровой. Для комплектования групп  обязательно учитывается вид  нарушения осанки и возраст ребенка. Так, для дошкольников возрастной шаг  не должен превышать один год.

Основываясь на суточной динамике физической работоспособности, наиболее предпочтительна для проведения занятий корригирующей гимнастикой  первая половина дня (9-12), но высокая  загруженность организованных детей, начиная с дошкольного возраста, не всегда позволяет использовать данный временной период. При правильно  организованном занятии его эффективность  не будет снижаться и при проведении во второй половине дня, на фоне второго  подъема физической работоспособности (с 16 до 18 часов).

Информация о работе Коррекция и профилактика искривления осанки