Коррекция и профилактика искривления осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
определить методы экспериментальной работы;
определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2
Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………...5
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности……………………………………..5
1.1.2 Психологические особенности…………………………………........………..9
1.2 Характеристика видов нарушения осанки……………………………………11
1.3 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика…………………………………………....…….…..18
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 103.32 Кб (Скачать файл)

3. Развитие эмоционально-волевой  сферы имеет несколько этапов:

• выполнение требований взрослых;

• отделение собственной  деятельности от деятельности взрослых;

• восприятие деятельности взрослых как образца для подражания;

• появление мотивов действий по образцу;

• появление мотивов действий, направленных на удовлетворение возникающих  потребностей, приобретение тем самым  личностного поведения;

• ориентирование на собственные  поступки, их оценку;

• возникновение сложной  иерархии мотивов, сложной системы  взаимоотношений с окружающими.

 

 

4. Формирование самооценки:

• недифференцированное отношение  ребенка к оценке его поступков  со стороны взрослых;

• появление способности  самостоятельно оценивать свои поступки (по полярному принципу: хорошо-плохо);

• появление способности  к самооценке не только поступков, но и различного рода эмоциональных  состояний;

• появление способности  к самосознанию, т.е. способности  осмысливать и оценивать собственную  внутреннюю жизнь.

Неадекватность самооценки – один из неблагоприятных факторов развития личности, что способствует порождению в дальнейшем завышено-заниженной самооценки ребенка и общественного  поведения.

5. Формирование первоначальных  нравственных представлений –  происходит формирование элементарных  представлений о добре, зле,  красивом и некрасивом.

Особенности этих представлений:

• отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении  с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников;

• связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер;

• проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственных поступков.

Процесс формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение образца, действие по образцу, выработка  ритуального стереотипа, ощущение (еще  не понимание) социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности  опираться на них в сходных  ситуациях.

Ведущим видом деятельности является игра. 

 

 

 

1.2 Характеристика  видов нарушения осанки

 

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функции  всех органов и систем организма  как единого целого.

Осанка человека зависит  от ряда анатомических, физиологических  и социальных факторов.

К анатомическим факторам, определяющим осанку ребенка относятся форма позвоночника, его расположение относительно передней срединной оси тела, выраженность физиологических изгибов, мышечные деформации. Как функция позвоночника и его строение, так и его осанка зависят от расположения в пространстве таза, от угла наклона. При увеличении угла наклона таза, усиливается поясничный лордоз. Живот выпячивается вперед. К важным анатомическим факторам относятся связи позвоночника, пояса верхних конечностей и тазового. Ведущим фактором, определяющим осанку, является развитие мускулатуры.

К физиологическим факторам, влияющим на осанку человека и обуславливающий  ее формирование, относятся темпы  и характер индивидуального развития двигательных навыков и статистических реакций, применяемые в качестве тренирующего воздействия специальных  физических упражнений для осанки и  систематичность их использования, а также уравновешенность основных нервных процессов возбуждения  и торможения. С точки зрения физиологических закономерностей, осанка ребенка является динамическим стереотипом, т.е. комплекс выработанных и взаимодействующих условных рефлексов в определенной внешней среде. Поэтому осанка ребенка может меняться, несмотря на относительную стабильность анатомических факторов.

В дошкольном возрасте большое  значение приобретает выработка  правильной осанки в положениях стоя и сидя. Начиная с младшего дошкольного  возраста, необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций.

В младшем школьном возрасте осанка имеет не устойчивый характер. В период усиленного роста тела ребенка  в длину, проявляется неодновременное  развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Поза ребенка не устойчива, необходимая  для длительного сохранения статистического напряжения мышц, психологическая и физиологическая работоспособность недостаточна.

Функциональная лабильность  связочного аппарата позвоночника, высокая  подвижность последнего также являются факторами, затрудняющими формирование осанки у детей младшего школьного  возраста.

Отклонения от нормальной осанки возникают при наличии  заболеваний позвоночника и других органов опорно-двигательного аппарата. В этих случаях патология осанки является симптомом основного ортопедического  заболевания. В большинстве случаев  дефекты осанки встречаются у  детей в связи с нарушением условий ее формирования как анатомических, так и физиологических факторов. В этом случае дефекты осанки могут  рассматриваться как заболевания, однако, влияя на организм растущего  ребенка, дефектная осанка создает  условия для проявления других патологических факторов. Дефекты осанки необходимо устранять в связи с неблагоприятными условиями функционирования внутренних органов у ребенка с нарушениями  осанки. Поэтому дефекты осанки столь  часто встречаются у детей  с хроническими бронхоленгочными заболеваниями, болезнями мочевыводящей системы, а также при других заболеваниях внутренних органов.

Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной  плоскостях.

В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки:

Ι. Дефекты  осанки с увеличением физиологических  изгибов позвоночника:

1. Круглая спина.

При осмотре сбоку бросается  в глаза дугообразный увеличенный  грудной кифоз, равномерно усиленный  на всем протяжении грудного отдела позвоночника. Поясничный лордоз при этом может  быть несколько сглажен. Плечи опущены, приведены, лопатки не прилегают  к спине. Голова наклонена вперед. При тотальном кифозе ребенок  сохраняет устойчивое положение  тела при согнутых в коленях ногах. Для круглой спины в меньшей мере для сутуловатости, характерны западание грудной клетки и утолщение ягодиц. Мышцы туловища ослаблены, поэтому принятие правильной осанки возможно лишь на короткое время.

2. Кругло вогнутая спина.

Все изгибы позвоночника у  детей с таким дефектом осанки увеличены, угол наклона таза выше физиологической  нормы. Голова, шея, плечи наклонены  вперед, живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, может  наблюдаться рекурвация (избыточное разгибание) коленных суставов. Мышцы  задней поверхности бедер, прикрепляющиеся  с седалищному бугру, ягодичные мышцы растянуты и истончены. Из-за дряблости и функциональной несостоятельности брюшного пресса могут наблюдаться изменения взаиморасположения органов брюшной полости.

ΙΙ. Дефекты  осанки с уменьшением физиологических  изгибов позвоночника:

  1. Плоская спина.

Все изгибы сглажены, поясничный лордоз едва намечен, причем смещенный  к верху, угол наклона таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Живот  в нижней части выдается вперед. При плоской спине скелетная  мускулатура плохо развита, мышцы  туловища и спины истончены.

Большинство исследователей считают, что плоская спина –  вариант функциональной неполноценности  мускулатуры. Недостаточная мышечная тяга не обеспечивает увеличение наклона  таза и формирование физиологических  изгибов позвоночника. При плоской сине чаще, чем при других аномалиях осанки, развивается сколиоз.

  1. Плосковогнутая спина.

При данном дефекте уменьшается  грудной кифоз при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены. Угол наклона таза увеличен – он как бы несколько опрокинут  вперед и сдвинут сзади, поэтому при осмотре такого ребенка сбоку бросаются в глаза подчеркнутый лордоз, отстоящий сзади ягодицы и выступающий, отвисающий книзу живот.

Дефекты во фронтальной плоскости.

Они не подразделяются на отдельные  виды. Если вовремя не использовать корригирующие упражнения при нарушении  осанки, то это может привести к Ι, а в дальнейшем и ко ΙΙ,ΙΙΙ и ΙV стадиям сколиотической болезни (сколиозу). Под сколиозом понимается деформация позвоночника, характеризуется его боковым искривлением. По мере его прогрессирования и увеличения степени деформации позвоночника во фронтальной плоскости, происходит искривление и в сагиттальной плоскости, а также скручивание вокруг вертикальной оси.

Таким образом, сколиотическая болезнь – это не локальное  искривление позвоночника, а общее  тяжелое заболевание, вовлекающее  в патологический процесс все  наиболее важные системы и органы организма человека. Для них характерны нарушения срединного расположения линий остистых отростков позвоночника и смещение ее в вертикальном положении  ребенка вправо или влево. Боковое  отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки не стойкое, оно может  быть исправлено волевым напряжением  мускулатуры. При дефекте осанки в боковом направлении нарушается симметричное расположение тела и конечности относительно позвоночного столба: голова наклонена вправо или влево, плечи  на разной высоте. Пояс верхних конечностей  весь расположен ассиметрично – лопатки  на разных уровнях, асимметричны и треугольники талии. При функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости имеется асимметрия мышечного тонуса на правой и левой половинах туловища, а также снижение общей и силовой выносливости мышц. Так же значительную роль в образовании нарушений осанки играет внешняя среда. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на формирование неправильной осанки велико. К таким факторам относятся:

- удержание родителями  ребенка за одну руку на  прогулке, что способствует формированию  поясничного сколиоза;

- привычка спать на  одном боку;

- мягкая постель, высокая  подушка служат моментом для  бокового искривления позвоночника;

- ношение тяжелых портфелей  в одной наиболее им удобной  руке;

- неправильная осанка  в школе и дома, а также длительное  сидение неблагоприятно влияет  на ребенка, т.к. ослабляет связочно-мышечный аппарат и понижает его сопротивляемость к различным статическим отягощениям.

Утомляясь, ребенок теряет способность поддерживать необходимое  для прямого положения тела сокращение разгибателей спины. Возникает условный рефлекс, сопровождающийся принятием  неправильной позы.

Привычки, отрицательно влияющие на правильную осанку:

- привычка стоять с  опорой на одну и ту же  ногу, таз при этом принимает  косое положение, и позвоночник  всегда бывает, изогнут в одну  сторону;

- неправильная походка  с опущенной головой, свисающими  плечами, согнутыми спиной и  ногами;

- привычка читать на  боку;

- длительная езда на  велосипеде;

- некоторые подвижные  игры, связанные со стоянием и  прыжками на одной ноге;

- неправильная одежда  и обувь.

Основной причиной нарушения  осанки является погрешности в воспитании. Осанка не бывает врожденной – она  формируется в течении всего дошкольного детства и закрепляется в школьном возрасте. Систематические, целенаправленные занятия физическими упражнениями укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Мы решили увеличить диапазон средств коррекции осанки за счет использования фитбол-гимнастики Систематические, целенаправленные занятия физическими упражнениями укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка.

Степени сколиоза

Ι степень сколиоза характеризуется  простой дугой искривления, позвоночный  столб при этом напоминает букву С. Клинически определяется небольшая асимметрия частей туловища: лопаток, надплечий, треугольников талии (пространство, образующееся между талией и внутренней поверхностью свободно висящей руки больного). Линия остистых отростков слегка искривлена. В отличие от нарушения осанки, в положении больного лежа при сколиозе Ι степени искривление линий остистых отростков сохраняется. На стороне искривления – надплечье выше другого, может определяться небольшой мышечный валик. На рентгенограмме – угол Кобба (угол искривления) до 10º, намечается (а иногда уже определилась) торсия позвонков в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии и ассиметрия корней дужек.

ΙΙ степень отличается от Ι появлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы S. Асимметрия частей туловища становиться более выраженной, появляется небольшое отклонение корпуса в сторону. Торсионные изменения ярко выражены не только рентгенологически, но и клинически, имеет место реберное выбухание, четко определяется мышечный валик. Нередко таз со стороны сколиоза опущен. Деформации носят стойкий характер. При переходе в горизонтальное положение и при активном вытяжении полного исправления кривизны искривления добавиться невозможно. Рентгенологически отмечаются выраженная торсия и небольшая клиновидная деформация позвонков, угол Кобба – от 10º до 25º.

Информация о работе Коррекция и профилактика искривления осанки