Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
определить методы экспериментальной работы;
определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2
Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………...5
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности……………………………………..5
1.1.2 Психологические особенности…………………………………........………..9
1.2 Характеристика видов нарушения осанки……………………………………11
1.3 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика…………………………………………....…….…..18
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………
ΙΙΙ степень сколиоза. Позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Асимметрия частей туловища увеличивается, грудная клетка резко деформирована; кзади на выпуклой стороне дуги искривления позвоночника образуется задний реберно-позвоночный горб. Как правило, на вогнутой стороне искривления резко западают мышцы и реберная дуга часто сближается с гребнем подвздошной кости. Ослабляются мышцы живота. Увеличивается кифоз грудного отдела позвоночника. Рентгенологически отмечается выраженная торсия и клиновидная деформация позвонков и дисков. Угол Кобба на рентгенограмме – от 25º до 40º.
ΙV степень сколиоза. Деформация позвоночника и грудной клетки становиться грубой и фиксированной. У больных ярко выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза, грудной клетки. Наблюдается резкое нарушение функций органов грудной клетки, нервной системы и всего организма в целом. Угол Кобба на рентгенограмме – более 40º и не изменяется в положении лежа.
Общие правила
и схема осмотра для
Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо освещенном и теплом помещении. Во время осмотра необходимо соблюдать следующие правила.
Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут.
Не должно быть никаких прикосновений, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу ребенка.
Ноги должны располагаться на ширине ступни и параллельно, чтобы вес тела распределялся равномерно, носки стоп на одной линии.
Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на яркой игрушке или предмете, находящемся на уровне его глаз. Это связано с тем, что дети весьма непродолжительное время поддерживают необходимую для осмотра позу.
Ребенок должен стоять в обычной для него позе и не прилагать дополнительных усилий для ее поддержания. Стоять по стойке «смирно» не нужно.
Схема осмотра.
Вначале проводиться общий осмотр, при котором определяется телосложение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани организма.
Осмотр проводиться в следующей последовательности: спереди, сзади, сбоку и в наклоне вперед. Это позволяет оценить во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом – с целью проверки способности ребенка волевым усилием изменять характер осанки.
1.3 Причины деформации
опорно-двигательного аппарата
С позиции физиологических
закономерностей осанка ребенка
является динамическим стереотипом
и в младшем возрасте носит
неустойчивый характер, легко изменяясь
под действием позитивных или
негативных факторов. Неодновременное
развитие костного, суставно-связочного
аппарата и мышечной системы в
этом возрасте служит основой неустойчивости
осанки. Такая неравномерность развития
уменьшается со снижением темпов
роста, а с прекращением роста
человека стабилизируется. Осанка зависит
от состояния нервно-мышечного
Бытовыми причинами деформации опорно-двигательного аппарата являются:
- отсутствие навыков
- неумение сохранить правильную позу во время сидения за столом или партой (сильный наклон плеч вперед);
- длительная опора на левый или правый локоть;
- большой угол наклона спины при далеко отодвинутом стуле.
Все это является результатом недостаточного внимания взрослых к формированию общей культуры поведения ребенка, включающей владение правильными позами, умение равномерно распределять вес своего тела, сохранять вертикальное положение.
Дети и подростки высокого
роста, стесняясь, часто сутулятся
или отставляют одну ногу в сторону,
неправильно распределяя
Профилактика нарушений осанки у детей.
Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо неоднократно объяснять (на доступном уровне) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. А дети подготовительных групп уже могут сами характеризовать правильную осанку.
Профилактика нарушений осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, музыкальных занятиях и т. д. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители. В старших возрастных периодах родители осуществляют контроль за навыками правильной осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха. Детям необходимо как минимум:
1. обеспечить условия
для формирования правильной
осанки – прежде всего
2. знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь.
3. сознательно относиться
к своему здоровью и одной
из главных его опор - позвоночнику.
Доводить навык правильной
Основным средством
Правильный статико-
- Постель ребенка должна быть полужесткой , ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком».
- Приходя из школы,
ребенок должен лечь и
- время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.
- ребенок должен ежедневно
заниматься оздоровительной
- необходимо правильно
организовать рабочее место (
- детская мебель должна
соответствовать следующим
-высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;
-высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°;
-желательно иметь опору
для шейного и грудного
- необходимо научить ребенка
сидеть в правильной рабочей
позе во время письма, чтения
под контролем педагогов и
родителей. Правильная, симметричная
установка всех частей тела
производиться последовательно,
-стопы в опоре на полу или на скамейке;
-колени под стулом
на одном уровне (в голеностопных,
коленных и тазобедренных
-равномерная опора на обе половины таза;
-между грудью и столом – расстояние от 1 до 2 см.;
-предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;
-голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см.;
-при письме тетрадь
повернута на 30°, нижний левый
угол листа, на котором пишет
ребенок, должен
- не рекомендуется носить портфель в донной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.
- нужно постоянно бороться
с порочными позами. Так называемое
косое положение плечевого
- нужно освободить ослабленного
ребенка, имеющего дефекты
- ребенок должен получать
правильное и сбалансированное
питание, обеспечивающее, в соответствии
с возрастом, достаточное
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.
Выработка и закрепление
навыка правильной осанки происходит
и во время выполнения различных
общеразвивающих упражнений, при
которых обязательно
1.4 Физиологическое
обоснование воздействия
Лечебная физическая культура
– метод естественно-
Занятия лечебной физической
культурой содействуют
Мышечные движения сопровождаются
определенными биохимическими изменениями
в тканях организма, появляется ряд
веществ, обладающих стимулирующим
влиянием, в частности, аденозинтрифосфорная
кислота. Физические упражнения подбираются
в соответствии с возрастом и
физической подготовленностью
Информация о работе Коррекция и профилактика искривления осанки