Коррекция и профилактика искривления осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
определить методы экспериментальной работы;
определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2
Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………...5
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности……………………………………..5
1.1.2 Психологические особенности…………………………………........………..9
1.2 Характеристика видов нарушения осанки……………………………………11
1.3 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика…………………………………………....…….…..18
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 103.32 Кб (Скачать файл)

- При выполнении упражнений  в положении лежа не задерживать  дыхание. Не злоупотреблять статическими  упражнениями в И.п. лежа на животе, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение.

- При выполнении упражнений  в положении лежа на животе  и лежа на спине голова и  позвоночник должны составлять  одну прямую линию. Не допускается  наклон и запрокидывание головы  вперед-назад, поскольку это приводит  к усилению шейного лордоза  и появлению симптомов нестабильности  шейного отдела позвоночника, часто  встречающегося у детей. По  этой же причине нельзя увлекаться  прыжками на фитболах.

- При выполнении упражнений  фитбол не должен двигаться,  за исключением упражнений, связанных  с его прокатыванием и перемещением.

- При выполнении упражнений  в положении лежа на животе  с упором руками на полу  ладони должны быть параллельны  и располагаться на уровне  плечевых суставов.

- Физическая нагрузка  по времени должна соответствовать  возрасту занимающихся.

- Следить за техникой  выполнения упражнений, соблюдать  приемы страховки и учить само страховке.

- На каждом занятии  стремиться к созданию положительного  эмоционального фона, бодрого, радостного  настроения. Одним из эффективных  средств для создания положительного настроения является музыкальное сопровождение. Кроме того, необходимо обращать внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения.

- Использовать упругие  свойства фитбола в качестве  сопротивления для развития силы; масса фитбола позволяет применять  его для отягощения. Упражнения  на силу должны чередоваться  с упражнениями на растягивание  и на расслабление.

- Каждое упражнение повторять  сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая  до 6-7 раз. Упражнения выполнять  последовательно, с чередованием  нагрузки на различные группы  мышц из различных исходных  положений. В основной части  занятия целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных  корригирующих упражнений индивидуально.  В заключительной части занятия  целесообразно включить игры  и упражнения на восстановление  дыхания и расслабление.

- С целью формирования  коммуникативных умений у детей  упражнения могут выполняться  в парных ОРУ, подвижных играх,  командных соревнованиях.

- С детьми дошкольного  возраста использовать упражнения  для самопознания, уточнения представлений  детей о строении своего тела (называть части тела и их  движения, проводить игры «Запрещенное  движение», «Коснись названной  части тела» и др.).

- Упражнения могут выполняться  в течении целого занятия, с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения в качестве фрагмента занятия. Например, в основной части дать комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительной части – подвижные игры с фитболами. Время упражнений с фитболами не должно превышать 40-60%общей длительности занятия. Нужно дать возможность детям не только упражняться с фитболами, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.

- Желательно проводить  занятия 2-3 раза в неделю. Продолжительность  занятий для детей 3-5 лет –  от 15 до 20 мин., для детей 6-7 лет  – от 25 до 30 мин.

- Для постепенного правильного  освоения упражнений рекомендуется  организовать обучение детей по этапам, т.е. от облегченных И.п. и простых упражнений на 1-м – 2-м этапах перейти к сложно-координированным заданиям на 3-м – 4-м этапах.

 

Глава 2. Организация и методика исследования

 

2.1 Организация  исследования

 

Базой исследования является Маркушевская средняя общеобразовательная школа. Исследование проводилось с учащимися начальных классов. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся в возрасте 7–9 лет, имеющие незначительные нарушения осанки. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) c 13:00 – 13:45.

На первом этапе исследования было изучено состояние осанки у детей Маркушевской средней школы по данным медосмотра за 2005, 2006, 2007 учебный год.

Кроме этого было проведено исследование состояния опорно-двигательной системы  у учащихся, использовав тест на силу и выносливость мышц спины и живота (СВМ), а также измерена подвижность позвоночника младших школьников.

На втором этапе исследования для выявления причин нарушения осанки провели анкетирование с детьми экспериментальной группы. Была разработана анкета, которая состояла из 16 вопросов (прил. 3). Каждому респонденту выдавалась анкета, в которой нужно было выбрать наиболее подходящий ответ.

На третьем этапе исследования была выбрана методика для коррекции нарушения осанки, разработанная Казанским Республиканским центром мед профилактики и проводился эксперимент среди детей данной группы. Комплекс упражнений выполнялся учащимися 3 раза в неделю по 45 мин (прил. 4)

На четвертом этапе проводилась математическая обработка полученных результатов, и сравнительный анализ результатов до и после педагогического эксперимента. Процентное соотношение учащихся с нарушением осанки (%) мы находили по следующей формуле:

 

% = ·100,

 

где А – общее количество учащихся с заболеванием,

В-общее количество учащихся в школе.

Результаты силы выносливости мышц живота и спины, результаты измерения  позвоночника в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) вычислялись  по формуле:

 

∑= ,

 

где С – сумма результатов,

D – количество исследуемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методики измерения нарушения осанки

 

В своем исследовании мы применили следующие методики и  методы, позволяющие определить состояние  опорно-двигательного аппарата.

Самый простой метод –  это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались  на стену. Попробовать между поясницей  и стеной просунуть кулак. Если это  невозможно просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак.

Для измерения силы и выносливости мышц (СВМ) живота испытуемый ложится  животом на край стола, а грудная  часть тела должна находиться за пределами  стола. Испытуемый поднимает верхнюю  часть туловища вверх на 45 градусов – при этом руки необходимо согнуть  в локтях, кисти рук держать  за головой, плечи рук держать  параллельно полу, а ноги неподвижно закрепить в области голени. Экспериментатор  секундомером измеряет время, за которое  испытуемый может держать верхнюю  часть тела под углом 45 градусов к поверхности стола. Результаты заносили в таблицу.

Измерения СВМ спины проделывается  таким же образом, с той лишь разницей, что испытуемый ложиться на поверхность  стола спиной. Результаты заносили в таблицу.

Измерения подвижности позвоночника вперед, назад, вправо, влево проводились  следующим образом: при измерении  подвижности позвоночника вперед испытуемый, стоя на скамейке, наклоняется вперед, руки тянутся к полу, а экспериментатор  измеряет линейкой какое количество сантиметров остается до скамейки, или насколько превышает ее, от среднего пальца руки.

Измерение подвижности позвоночника назад: у исследуемого измеряется расстояние от 7-го шейного позвонка до последнего поясничного позвонка. Затем исследуемый наклоняет туловище назад и измеряется это же расстояние заново. Подвижность позвоночника спины равна разности между первым и вторым измерениями.

Подвижность позвоночника в стороны: у исследуемого, в положении стоя, измеряется расстояние от среднего пальца руки до пола. Затем исследуемый наклоняется прямо в сторону и снова измеряется это же расстояние. Подвижность позвоночника в сторону равна разности между первым и вторым измерениями.

 

 

 

Глава 3. Результаты исследования

 

3.1 Результаты исследования  состояния позвоночника у школьников

 

В результате анализа медицинских  карт в Маркушевской средней общеобразовательной школе за 2007 год получили следующие данные: из 108 учащихся всей школы у 49 школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 45,4% и 17 учащихся страдают различной степенью сколиоза, что составляет 15,75% от общего количества школьников, и только 38,85% без нарушения осанки.

 

 

По данным медицинского осмотра  в 2005 г. проведенного врачами из детской поликлиники, из 118 учеников, обучающихся в школе поселка, нарушения осанки выявлены у 51 учащихся, что составляет 43,22%, и 14 школьников страдают сколиозом, что составляет 11,86% от общего количества обследуемых. В 2006 г. данные медицинского осмотра показывают увеличение количества школьников с нарушением осанки: так из 123 учеников данный диагноз поставлен у 52 учащихся, что составляет 42,64%, сколиоз выявлен у 15 школьников, что составляет 12,3% от общего количества обследуемых (табл. 1).


 

Таблица 1. Состояние осанки у школьников Маркушевской средней школы по данным медицинского осмотра за 2005–2006 год

Вид

осанки

2005

2006

Количество учащихся

Процентное соотношение

Количество учащихся

Процентное соотношение

Нарушения осанки

 

51

 

43,22

 

52

 

42,64

Сколиоз

14

11,86

15

12,3

Правильная осанка

 

53

 

44,92

 

56

 

45,92


 

В результате анализа медицинских  карт в Маркушевской средней общеобразовательной школе за 2007 год получили следующие данные: из 27 учащихся начальных классов у 10 школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 37,04%, следовательно, 62,96% не имеют выявленных нарушений осанки.

По данным медицинского осмотра  в 2005 г. проведенного врачами из детской поликлиники, из 37 учеников, обучающихся в начальных классах поселка, нарушения осанки выявлены у 16 учащихся, что составляет 43,24%, и 5 школьников страдают сколиозом, что составляет 13,51% от общего количества обследуемых. В 2006 г. данные медицинского осмотра показывают увеличение количества школьников с нарушением осанки: так из 32 учеников данный диагноз поставлен у 18 учащихся, что составляет 56,25%, сколиоз выявлен у 5 школьников, что составляет 15,63% от общего количества обследуемых (табл. 2).

 

 

Таблица 2. Состояние осанки у младших  школьников Маркушевской средней школы по данным медицинского осмотра за 2005–2006 год

 

Вид

осанки

2005

2006

Количество учащихся

Процентное соотношение

Количество учащихся

Процентное соотношение

Нарушения осанки

 

16

 

43,24

 

18

 

56,25

Сколиоз

5

13,51

5

15,63

Правильная осанка

 

16

 

50

 

9

 

28,12


 

 

Таблица 3. Результаты силы и выносливости мышц спины и живота

 

Группы

мышц

СВМ (в сек)

Прирост

до экспер

после экспер

живота

18,6

24,2

5,6

спины

15,8

20,1

4,3


 

Если до эксперимента на выполнение теста СВМ живота у исследуемых  в среднем уходило 18,6 секунд, то после  эксперимента время на выполнение этого  теста увеличилось на 5,6 секунд и  составило 24,2 секунды.

Результаты эксперимента показывают увеличение силы и выносливости мышц спины на 4,3 секунд. Если до эксперимента на выполнение этого теста уходило 15,8 сек, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось и составило 20,1 сек.

 

 

 

 

Таблица 4. Подвижность позвоночника до и после эксперимента

Направление

Подвижность позвоночника (см)

Прирост (см)

до экспер.

после экспер.

 

вперед

7,85

8,9

1,05

назад

11,4

13,61

2,21

вправо

11,2

15,2

4

влево

14,8

17,95

3,15

Информация о работе Коррекция и профилактика искривления осанки