Коррекция и профилактика искривления осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
определить методы экспериментальной работы;
определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2
Глава 1. Литературный обзор…………………………….…………………………5
1.1 Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………...5
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности……………………………………..5
1.1.2 Психологические особенности…………………………………........………..9
1.2 Характеристика видов нарушения осанки……………………………………11
1.3 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика…………………………………………....…….…..18
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 103.32 Кб (Скачать файл)

 

Если до эксперимента на выполнение теста подвижности позвоночника вперёд у исследуемых в среднем  составляло 7,85 см, то после эксперимента увеличилась на 1,05 см, и составило 8,9 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника назад  у исследуемых в среднем составляло 11,4 см, то после эксперимента подвижность позвоночника увеличилась на 2,21 см, и составила 13,61 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника вправо у исследуемых в среднем составляло 11,2 см, то после эксперимента она увеличилось на 4 см, и составило 15,2 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника влево  у исследуемых в среднем составляло 14,8 см, то после эксперимента она увеличилась на 3,15 см и составила 17,95 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Результаты выявления  причин нарушения осанки у  младших школьников

 

По результатам анкет выявлены сведущие причины нарушения осанки:

Как сидишь за столом?

60% анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо.

На какой постели  спишь?

на мягкой постели спят 60% анкетируемых, на жесткой постели спят 40% анкетируемых.

На сколько высока, объемна твоя подушка?

На средней подушке спят 80% анкетируемых и 20% спят на низких подушках.

Как носишь тяжелую  сумку?

50% анкетируемых носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и том же плече.

Занимаешься физическими  упражнениями?

60% анкетируемых занимаются физическими  упражнениями, 30% выполняют физические  упражнения иногда и 10% – не  выполняют физических упражнений.

Много ли времени проводишь  на свежем воздухе?

90% анкетируемых проводят на  свежем воздухе всего 1–3 часа  и 10% – более 4–5 часов.

Сколько времени  проводишь, в течение дня, в положении  сидя (делаешь уроки, читаешь)?

60% анкетируемых проводят в течение  дня, в положении сидя –  от 2–4 часов, 10% анкетируемых проводят  в течение дня, в положении  сидя менее 2 часов и 30% анкетируемых  – более 4 часов.

Часто ли чувствуешь боли в спине?

10% анкетируемых часто чувствуют боли в спине, у 30% анкетируемых иногда появляются боли в спине, у 60% не появляются боли в спине.

Часто ли контролируешь  свою осанку, когда сидишь за столом?

60% анкетируемых иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% – не контролируют свою осанку.

Есть ли в семье  кто-либо следующими заболеваниями  опорно-двигательного аппарата?

у 20% анкетируемых у членов семьи  имеются какие-либо нарушения опорно-двигательного  аппарата, у 80% – ни у кого в семье  нет заболевания опорно-двигательного  аппарата.

Есть ли у тебя своё рабочее  место?

У 100% опрошенных имеется свое рабочее место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Результаты  педагогического эксперимента

 

1. Оценка состояния позвоночника  у учащихся Маркушевской средней школы начальных классов показало, что у 37,04% выявлено нарушение осанки. А среди учащихся всей школы поселка составляет 45,4% с нарушением осанки, 15,75% страдают сколиозом и 38,85% не имеют нарушений осанки.

2. В результате проведенного  анкетирования, выявлены следующие  причины нарушения осанки у  школьников:

а) Привычка сидеть сутулясь у 60% анкетируемых

б) Длительное нахождение в  положении сидя у 30% анкетируемых

в) У 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением ОДА.

3. Использованная методика  для коррекции осанки показала  эффективное и положительное  влияние на подвижность позвоночника, на силу и выносливость мышц  у 100% испытуемых.

а). В среднем подвижность  позвоночника увеличилась вперед на 15,8 см; назад на 9,7 см; вправо на 6,5 см; влево на 5 см.

б) Сила и выносливость мышц спины увеличилось на 3,9 сек; живота на 7,9 сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического  развития школьников. Подавляющее большинство  нарушений осанки у детей школьного  возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его  интенсификация в последнее время  привела к появлению у школьников патологий различных органов  и систем, а также снижению общей  работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки.

Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных  учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.

Осанку предопределяет множество  факторов, в том числе и врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально – гигиеническими правилами – нерациональный образ  жизни, несоответствующий физиологическим  запросам пассивный отдых, не закаленность, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Отрицательно влияют на осанку и несоответствующая гигиеническим  нормам мебель, инвентарь и оборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильным позам.

Правильная осанка дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

В связи с этим, анализ изученной литературы показал, что  профилактика нарушений осанки является важным звеном в гармоничном психофизическом  развитии детей и должна проводиться педагогом, родителями и ребенком совместно. Лишь их совместные усилия могут привести к ощутимому результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающему поколению.

По данным Петербургского детского ортопедического института  им. Г.И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики (сколиоз), требующее лечения. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10–15 лет), он проявляется наиболее выражено.

Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в  неделю в каждом классе, поэтому  формировать и следить за осанкой  только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительный часы – часы здоровья, которые зачастую не проводятся.

Осанка может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Изменения осанки могут  происходить от улучшения или  ухудшения работы опорно-двигательного  аппарата. Некоторое влияние на осанку оказывает и центральная нервная  система. Достаточно вспомнить, как  выглядит человек после тяжелого нервного потрясения.

Каждый рабочий день насыщен  движениями, которые связаны с  перемещением своего тела и с перемещением различных предметов в пространстве. Чтобы такие движения были пластичными, выполнялись без лишнего напряжения, суетливости и не вредили формированию правильной осанки, школьников необходимо обучать правильной структуре этой группы движений. Основой структуры  таких действий является взаимоотношение  общего центра тяжести и опорной  площади. Хорошими средствами для формирования рациональных рабочих поз являются упражнения в равновесии, балансировании и расслаблении.

Систематические и разумные занятия физической культурой и  спортом считаются лучшим средством  предупреждения нарушений осанки. Каждый учитель – предметник на своем  уроке должен знать, как проводить  физкультминутки. Особенно физкультминутки обязательны в начальных классах.

По результатам эксперимента мы убедились, что физические упражнения способствуют коррекции нарушений  осанки младших школьников, что нашло  подтверждение в результатах  и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем возрасте, т.к. использование  в более поздние сроки становиться  менее эффективным.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
  2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская литература).
  3. Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. – Киев: Здоровье, 1988. – 133 с.
  4. Гербцова Г.И. Азбука здоровья / Программа специальной (коррекционной) работы школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1–4 классы. Гербцова Г.И. – СПб.: Образование, 1994. – 44 с.
  5. Гитт В.Д. Исцеление позвоночника. – М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256 с.
  6. Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. – 8. с 25 – 28.
  7. Грачев В.И. Физическая культура. – М.: ИКЦ Март, 2005. – 464 с.
  8. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
  9. Коростелев Н.Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.
  10. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004. – 207 с.
  11. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.
  12. Курпан Ю.И. Оставайся изящной! – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.
  13. Курумчина В.В. Позвоночный столб – основа здоровья? // Физическая культура в школе. – 2003. – 6. – с. 34–36.
  14. Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. – Л.: Здоровье, 1963. – 64 с.
  15. Мальцев А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика ля школьников / А.И. Мальцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 c.
  16. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков./ М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Высшая школа, 1980. – 288 с.
  17. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.
  18. Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 с.
  19. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 109 с.
  20. Носкова Л.А. Позвоночник – осанка – здоровье. – М.: Феникс, 1999. – 98 с.

Информация о работе Коррекция и профилактика искривления осанки