Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Тактика – это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.
Различают:
- индивидуальную тактику;
- групповую тактику;
- командную тактику.
Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязать сопернику свою тактику во время соревнования.
Пример: При беге на средние дистанции бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробегание всей дистанции, чтобы коротким быстрым финишным рывком добиться победы.
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.
Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий спортом вообще. Этот вид психологической подготовки называют ещё морально-волевой подготовкой. Сюда относят развитие:
- целеустремленности (способности четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи);
- решительности и смелости (разумного риска в сочетании с обдуманностью решений);
- настойчивости (стремления достичь намеченной цели);
- самообладания и выдержки (способности
управлять своими мыслями и
поступками в условиях
- инициативности;
- самостоятельности.
Специальная психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта.
Пример:
А) для занимающихся спортиграми необходимыми психологическими качествами являются: коммуникабельность, способность к сотрудничеству, эвристические способности (предвосхищение, тактическое чутьё);
Б) для занимающихся гимнастикой – артистичность, сенсорно-моторные качества, самообладание;
В) для занимающихся единоборствами – смелость, способность к принятию решений, психическая выносливость, эвристические способности, сенсорно-моторные качества.
В спорте высших достижений выделяют
также психологическую подготов
3.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс развития и совершенствования профессионально важных физических способностей и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма к условиям неблагоприятной среды.
Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ ППФП:
Для определения содержания ППФП составляется профессиограмма специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.
При составлении профессиограммы учитывается:
- формы (виды) труда;
- условия труда;
- характер труда;
- режим труда и отдыха;
- динамика работоспособности.
Дополнительными факторами являются:
- индивидуальные особенности
- географо-климатические
Пример: Для одних профессий приоритетными являются силовые или скоростно-силовые способности, для других – координационные, для третьих – выносливость, для четвёртых – гибкость и т.п.
Для ряда профессий характерны неблагоприятные условия труда: задымлённость, вибрация, высокие или низкие температуры (кузнецы, металлурги, шахтёры); высокий уровень шума (ткацкое производство).
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) осуществляется на основе общей физической подготовки (ОФП). Чем выше уровень общей физической подготовленности человека, тем быстрее развиваются его специальные (приоритетные для конкретной специальности) качества и способности.
Соотношение ОФП и ППФП (которая выступает как вид СФП) может меняться в зависимости от профессии.
Пример: Для гуманитариев рационально организованной ОФП практически достаточно для подготовки к профессии, однако для лётного состава авиации только ОФП явно недостаточно – здесь необходима специальная ППФП.
В ППФП используются в основном те же, что в ОФП, средства, методы, методические приёмы. Однако они реализуются в специфическом плане с учётом особенностей профессии, её специфики, требований к специалистам данного профиля и т.п. Из бесчисленного количества физических упражнений используются по преимуществу такие, которые формируют двигательные умения, навыки, развивают способности, необходимые в данной профессии.
Пример: Для МЧС – лазанье, преодоление препятствий, упражнения, развивающие силу, силовую выносливость, быстроту.
Для подразделений
ЛЕКЦИЯ 6
САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
ПЛАН:
1. Виды диагностики, цель, задачи
2. Показатели физического
3. Оценка функциональной
4. Самоконтроль
4.1. Субъективные показатели
4.2. Объективные показатели
1. Виды диагностики, цель, задачи
ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.
ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.
ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ДИАГНОСТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ – оптимизация процесса занятий физической культурой на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.
ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ:
1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;
3) Выполнение плана тренировочных занятий;
4) Определение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);
5) Прогнозирование достижений спортсменов;
6) Выявление динамики спортивных результатов;
7) Отбор талантливых спортсменов.
2. Показатели физического развития
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:
1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
- соматометрические;
- физиометрические;
- соматоскопические.
К соматометрическим показателям относятся:
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока, согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:
- для людей ростом 155-165 см:
оптимальный вес = длина тела – 100
- для людей ростом 165-175 см:
оптимальный вес = длина тела – 105
- для людей ростом 175 см и выше:
оптимальный вес = длина тела – 110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает также окружность грудной клетки:
вес в кг. = |
рост (см) х объём грудной клетки (см) |
240 |
Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.
Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.
К физиометрическим показателям относятся:
ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.
Средние показатели ЖЕЛ:
- у мужчин 3500- 4200 мл,
- у женщин 2500-3000 мл,
- у спортсменов 6000-7500 мл.
Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига:
Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400
Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800
где L – рост в см, P – вес в кг.
Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.
В норме частота дыхания
В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"