Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Показателями
Таблица 1
Расход энергии и потребление кислорода в зависимости от ЧСС
(по Орешкину, 1990)
ЧСС, мин |
Расход энергии, ккал |
Потребление кислорода, мл/кг/мин |
ЧСС, мин |
Расход энергии, ккал |
Потребление кислорода, мл/кг/мин | ||
за 1 мин |
за 20 мин |
за 1 мин |
за 20 мин | ||||
70 |
1,2 |
24 |
3,5 |
130 |
8,8 |
176 |
24,5 |
75 |
1,7 |
34 |
4,2 |
135 |
9,4 |
188 |
26,2 |
80 |
2,0 |
40 |
6,0 |
140 |
10,0 |
200 |
28,0 |
85 |
2,4 |
48 |
7,2 |
145 |
10,7 |
214 |
28,8 |
90 |
2,8 |
56 |
8,3 |
150 |
11,3 |
226 |
31,5 |
95 |
3,2 |
64 |
9,5 |
155 |
11,9 |
238 |
33,3 |
100 |
3,5 |
70 |
10,5 |
160 |
12,5 |
250 |
35,0 |
105 |
4,5 |
90 |
13,3 |
165 |
13,1 |
262 |
36,8 |
110 |
5,5 |
110 |
16,3 |
170 |
13,8 |
275 |
38,5 |
115 |
6,5 |
130 |
18,5 |
175 |
14,4 |
288 |
40,3 |
120 |
7,5 |
150 |
21,0 |
180 |
15,0 |
300 |
42,0 |
125 |
8,2 |
164 |
22,8 |
более 180 |
более 15 |
более 300 |
В зависимости от уровня
тренированности организма
- увеличение ЧСС на 20% – тонизирующая;
- увеличение ЧСС на 40% – поддерживающая;
- увеличение ЧСС на 60% – развивающая;
- увеличение ЧСС на 80% – тренирующая;
- увеличение ЧСС на 100% – ударная.
4. Определение оптимальной физической нагрузки
При выполнении физических упражнений происходит определенная нагрузка на организм человека, которая вызывает активную реакцию со стороны функциональных систем. Для определения степени напряженности функциональных систем при нагрузке используются показатели интенсивности. Наиболее информативным показателем реакции организма на заданную работу является частота сердечных сокращений (ЧСС).
Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:
При такой интенсивности нагрузки эффективного воздействия на организм не происходит, поэтому тренировочный эффект может быть только у слабо подготовленных занимающихся. Однако в этой зоне интенсивности создаются предпосылки для дальнейшего развития тренированности: расширяется сеть кровеносных сосудов в скелетных и сердечной мышцах, активизируется деятельность других функциональных систем (дыхательной, нервной и т.д.).
Данный рубеж назван порогом готовности. Работа в этой зоне интенсивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода.
В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ у в условиях недостатка кислорода.
Общепринято, что 150 уд/мин – это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся ПАНО может наступить при ЧСС 130-140 уд/мин, что свидетельствует о низком уровне тренированности, тогда как у хорошо подготовленных спортсменов ПАНО может сдвинуться к границе – 160-165 уд/мин, что характеризует высокую степень тренированности.
В этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, т.к. приобретают значения показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности, количества молочной кислоты.
Нагрузки второй и третьей тренировочной зоны можно рекомендовать только физически подготовленным людям, не имеющим отклонений в состоянии здоровья.
Исследованиями установлено, что для разного возраста тренировочный эффект дает нагрузка разной интенсивности. При этом:
Нижний предел интенсивности:
- для лиц до 20 лет = 134 уд/мин.;
- для лиц до 30 лет = 129 уд/мин.;
- для лиц до 40 лет = 124 уд/мин.;
- для лиц до 50 лет = 118 уд/мин.;
- для лиц до 60 лет = 113 уд/мин.
Максимальная величина ЧСС определяется по формуле:
ЧСС (макс.) = 220 – возраст (в годах).
Так, для 19-летних занимающихся порог
оптимальной интенсивности
Основными факторами дозировки нагрузки являются:
- количество повторений;
- темп выполнения;
- мощность;
- амплитуда движений;
- количество вовлечённых в работу мышечных групп;
- исходное положение;
- степень сложности;
- напряжение;
- отдых.
Довольно точно отражает влияние нагрузки самочувствие. В частности, чрезмерная нагрузка накапливает утомление, в результате чего появляется бессонница (или сонливость), головная боль, потеря аппетита, раздражительность, боль в области сердца, одышка, тошнота.
ЛЕКЦИЯ 5
ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ (ОФП и СФП)
ПЛАН:
1. Структура физической
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная физическая
3.1. Спортивная подготовка
3.2. Профессионально-прикладная
1. Структура физической подготовки
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека.
Подготовка (процесс) формирует подготовленность:
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических способностей.
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
2. Общая физическая подготовка
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека.
Задачи ОФП:
Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности, к ним относятся: бег, ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и т.п.
Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.
3. Специальная физическая подготовка
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности (трудовой или спортивной).
СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений.
Видами СФП являются спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.
3.1. Спортивная подготовка
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА (тренировка) – это целенаправленный учебный процесс подготовки спортсмена для достижения конкретных спортивных результатов.
В настоящее время принято
ЦЕЛЬ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
ЦЕЛЬ МАССОВОГО СПОРТА – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние, способствовать активному отдыху.
Структура спортивной подготовки идентична в спорте высших достижений и в массовом спорте.
КОМПОНЕНТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ:
В структуру технической
- к базовым относятся движения и действия, составляющие основу данного вида спорта
- к дополнительным относятся второстепенные движения и действия, которые не нарушают рациональности, характерны и необходимы для конкретного спортсмена.
В данном случае ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.
Пример: в процессе общей физической подготовки гимнастов идёт работа над развитием всех способностей, но больше внимания уделяется развитию координации и гибкости, меньше – развитию общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, значительное место отводится упражнениям на развитие общей выносливости, меньше – гибкости и координации.
Средствами ОФП спортсмена являются упражнения из своего и других видов спорта.
СФП НАПРАВЛЕНА на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.
ЗАДАЧИ СФП:
Пример: У пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартных нагрузках в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг/мин, а при плавании с соревновательной скоростью – 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК.
Пример: Показатели телосложения (рост, вес, конституция) у легкоатлетов, специализирующихся в беге на разные дистанции (пр., короткие, длинные), как правило, значительно отличаются между собой.
Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке зависит от решаемых задач, возраста спортсмена, его квалификации и индивидуальных особенностей, а также от вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и т.п.
Рационально организованная физическая подготовка позволяет спортсмену достигнуть такого уровня подготовленности (развития физических способностей), который необходим для соревновательного успеха в конкретном виде спорта.
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"