Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Самочувствие человека по субъективным показателям может быть оценено следующим образом:
Таблица 1
Внешние признаки утомления при занятиях физическими
упражнениями (по Танбиану Н.Б.)
Признак утомления |
Степень утомления | ||
небольшая |
значительная |
резкая (большая) | |
Окраска кожи |
небольшое покраснение |
значительное покраснение |
резкое покраснение или побледнение, синюшность |
Потливость |
небольшая |
большая (плечевой пояс) |
очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке |
Движение |
быстрая походка |
неуверенный шаг, покачивание |
резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге |
Внимание |
хорошее, безошибочное выполнение указаний |
неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений |
замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды |
Самочувствие |
никаких жалоб |
жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение |
жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, «жжение» в груди, тошноту, рвоту |
4.2. Объективные показатели самоконтроля
К объективным показателям
Частота сердечных сокращений свидетельствует о величине нагрузки:
100-130 уд/мин – небольшая;
130-150 уд/мин – средняя;
150-170 уд/мин – выше средней;
более 170 уд/мин – предельная.
Изменение ЖЕЛ также свидетельствует о величине нагрузки:
отсутствие или незначительное увеличение ЖЕЛ свидетельствует об умеренной нагрузке;
снижение ЖЕЛ на 100-200 мл. – о большой;
снижение на 300-500 мл. – о максимальной.
По изменению частоты дыхания можно определить величину нагрузки:
частота дыхания 20-25 раз в мин. свидетельствует об умеренной нагрузке;
25-40 раз в мин. – о большой;
более 40 раз в мин. – о максимальной.
ВЕС ТЕЛА
Величину нагрузки можно определить по изменению веса тела до и после физических упражнений:
уменьшение веса тела на 300 г. свидетельствует об умеренной нагрузке;
на 400-700 г. – о большой;
более 800 г. – о максимальной.
С помощью функциональных проб и тестов можно наиболее объективно определить уровень функционального состояния организма и его реакцию на нагрузку.
Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма
Тест – специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте
К наиболее известным пробам и тестам относятся:
- ортостатическая проба (пульс в положении лёжа – стоя);
- тест Руффье-Диксона (20 приседаний: ЧСС до, после, через минуту отдыха);
- гарвардский степ-тест (восхождение на скамейку в течение 5 минут: ЧСС на 2-й, 3-й, 4-й минуте);
- проба Штанге (задержка дыхания на вдохе);
- проба Генче (задержка дыхания на выдохе);
- проба Ромберга (проба на устойчивость в позе);
- темпинг-тест (определяется максимальная частота движения кисти).
Чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями и спортом, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени и оценка тяжести физической нагрузки по субъективным и объективным показателям.
ЛЕКЦИЯ 7
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПЛАН:
1. Общая характеристика
2. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
3. Образ жизни и здоровье
4. Двигательная активность и здоровье
5. Понятие о медико-
1. Общая характеристика
валеологии как научной и
Еще в самом начале нашей эры Клавдий Гален писал: «Солнце освещает успехи врачей, Земля закапывает их ошибки». Хотя сегодня «солнца» стало больше, но все же «земли» еще достаточно много (Давиденко Д.Н., 2001).
Медицина – это наука о болезнях и способах их лечения. Медицина лечит болезни, а не формирует у людей жизненные установки на здоровье и здоровый образ жизни. Когда горит дом – его надо тушить, когда человек уже болен – его надо лечить. В этом смысле врачи – только пожарники, а не архитекторы – строители здоровья.
Медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения здоровья человека.
По мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% – от генетики, на 20% – от наследственности и только на 10% – от состояния здравоохранения. Следовательно, наше здоровье – это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика.
ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. valeo – здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья.
Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жизни.
ЦЕЛЬ ВАЛЕОЛОГИИ как учебной дисциплины – вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья.
ОБЪЕКТОМ ВАЛЕОЛОГИИ выступает здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.
ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИИ как научной основы здорового образа жизни является:
Валеология включает в себя две составные части:
1) теоретическую валеологию;
2) практическую валеологию.
В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д.
В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела:
1) диагностическая валеология (валеометрия – измерение здоровья);
2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).
С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).
Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:
- дошкольную;
- школьную;
- вузовскую;
- послевузовскую.
2. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
Важнейшей ценностью для человека является здоровье.
Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».
В 1975 г. Всемирная организация
По утверждению профессоров
В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на
сегодняшний день известно около 100
определений понятия «здоровье»
В настоящее время принято
Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.
Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
Основа сексуального здоровья определяется:
- способностью к наслаждению
и контролю сексуального и
детородного поведения в
- свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;
- отсутствием органических
Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).
Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.
Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для физического здоровья – «я могу»;
- для психического здоровья – «я хочу»;
- для нравственного здоровья – «я должен».
Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья – это жизнеспособность индивида.
Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001).
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"