Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций

Описание работы

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.

Содержание работы

1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления

Файлы: 1 файл

Лекции по физ-ре.doc

— 6.36 Мб (Скачать файл)

 

Самочувствие человека по субъективным показателям может быть оценено следующим образом:

Таблица 1

Внешние признаки утомления при  занятиях физическими 

упражнениями (по Танбиану Н.Б.)

Признак

утомления

Степень утомления

небольшая

значительная

резкая (большая)

Окраска кожи

небольшое

покраснение

значительное

покраснение

резкое покраснение или побледнение,

синюшность

Потливость

небольшая

большая

(плечевой пояс)

очень большая (все туловище), появление соли на висках,

на рубашке, майке

Движение

быстрая походка

неуверенный шаг,

покачивание

резкие покачивания,

отставание при

ходьбе, беге

Внимание

хорошее,

безошибочное

выполнение указаний

неточность в выполнении команды,

ошибки при перемене направлений

замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие

команды

Самочувствие

никаких жалоб

жалобы на усталость,

боли в ногах, одышку,

сердцебиение

жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль,

«жжение» в груди,

тошноту, рвоту


 

4.2. Объективные показатели  самоконтроля

К объективным показателям самоконтроля относятся:

  • Частота пульса (ЧСС)

Частота сердечных сокращений свидетельствует  о величине нагрузки:

100-130 уд/мин – небольшая;

130-150 уд/мин – средняя;

150-170 уд/мин – выше средней;

более 170 уд/мин – предельная.

  • АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ
  • ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ (ЖЕЛ)

Изменение ЖЕЛ также свидетельствует  о величине нагрузки:

отсутствие или незначительное увеличение ЖЕЛ свидетельствует об умеренной нагрузке;

снижение ЖЕЛ на 100-200 мл. – о  большой;

снижение на 300-500 мл. – о максимальной.

  • ЧИСТОТА ДЫХАНИЯ

По изменению частоты дыхания можно определить величину нагрузки:

частота дыхания 20-25 раз в мин. свидетельствует  об умеренной нагрузке;

25-40 раз в мин. – о большой;

более 40 раз в мин. – о максимальной.

ВЕС ТЕЛА

Величину нагрузки можно определить по изменению веса тела до и после физических упражнений:

уменьшение веса тела на 300 г. свидетельствует  об умеренной нагрузке;

на 400-700 г. – о большой;

более 800 г. – о максимальной.

  • Функциональные и физиологические пробы

С помощью функциональных проб и  тестов можно наиболее объективно определить уровень функционального состояния организма и его реакцию на нагрузку.

Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма

Тест – специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте

К наиболее известным пробам и тестам относятся:

- ортостатическая проба (пульс  в положении лёжа – стоя);

- тест Руффье-Диксона (20 приседаний: ЧСС до, после, через минуту  отдыха);

- гарвардский степ-тест (восхождение  на скамейку в течение 5 минут:  ЧСС на 2-й, 3-й, 4-й минуте);

- проба Штанге (задержка дыхания  на вдохе);

- проба Генче (задержка дыхания  на выдохе);

- проба Ромберга (проба на устойчивость  в позе);

- темпинг-тест (определяется максимальная частота движения кисти).

  • Спортивные результаты

Чтобы корректировать методику занятий  физическими упражнениями и спортом, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени и оценка тяжести физической нагрузки по субъективным и объективным показателям.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 7

 

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

ПЛАН:

1. Общая характеристика валеологии  как научной и учебной дисциплины

2. Здоровье: сущность понятия и  его компоненты

3. Образ жизни и здоровье

4. Двигательная активность и  здоровье

5. Понятие о медико-биологических  методах восстановления

 

1. Общая характеристика  валеологии как научной и учебной  дисциплины

Еще в самом начале нашей эры  Клавдий Гален писал: «Солнце  освещает успехи врачей, Земля закапывает их ошибки». Хотя сегодня «солнца» стало больше, но все же «земли» еще достаточно много (Давиденко Д.Н., 2001).

Медицина – это наука о  болезнях и способах их лечения. Медицина лечит болезни, а не формирует  у людей жизненные установки  на здоровье и здоровый образ жизни. Когда горит дом – его надо тушить, когда человек уже болен – его надо лечить. В этом смысле врачи – только пожарники, а не архитекторы – строители здоровья.

Медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения здоровья человека.

По мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% – от генетики, на 20% – от наследственности и только на 10% – от состояния здравоохранения. Следовательно, наше здоровье – это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика.

ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. valeo –  здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жизни.

ЦЕЛЬ ВАЛЕОЛОГИИ как учебной дисциплины – вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья.

ОБЪЕКТОМ ВАЛЕОЛОГИИ выступает здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.

ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИИ как научной основы здорового образа жизни является:

  • здоровье как медико-биологическая, психологическая и социальная категория;
  • механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья;
  • методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни;
  • теория и методика валеологического образования.

Валеология включает в себя две составные части:

1) теоретическую валеологию;

2) практическую валеологию.

В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д.

В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела:

1) диагностическая валеология (валеометрия – измерение здоровья);

2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).

С учетом направленности охвата валеологических  знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).

Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:

- дошкольную;

- школьную;

- вузовскую;

- послевузовскую.

 

2. Здоровье: сущность  понятия и его компоненты

Важнейшей ценностью для человека является здоровье.

Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней или физических дефектов».

По утверждению профессоров  В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:

  • СОМАТИЧЕСКОЕ (ФИЗИЧЕСКОЕ) РАЗВИТИЕ – текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ состояние психической сферы человека.

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

  • СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Основа сексуального здоровья определяется:

- способностью к наслаждению  и контролю сексуального и  детородного поведения в соответствии  с нормами социальной и личной  этики;

- свободой от страха, чувства  стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;

- отсутствием органических расстройств,  заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

  • НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).

Отдельно могут быть выделены такие  компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.

Рассматривая виды здоровья, следует  отметить, что в упрощенном (и  в то же время обобщающем) виде можно  считать, что критериями здоровья являются:

- для физического здоровья –  «я могу»;

- для психического здоровья  – «я хочу»;

- для нравственного здоровья – «я должен».

Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья – это жизнеспособность индивида.

Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001).

Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"