Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций

Описание работы

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.

Содержание работы

1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления

Файлы: 1 файл

Лекции по физ-ре.doc

— 6.36 Мб (Скачать файл)

Пищевой рацион должен обеспечивать поступление в организм каждого питательного вещества в количестве, находящемся между пороговыми значениями: минимальной потребности в этом веществе и максимальной толерантности к нему.

При этом рацион питания должен:

  • соответствовать энерготратам организма человека;
  • быть сбалансированным, т.е. содержать питательные вещества (белки, жиры, углеводы), витамины, воду, минеральные вещества в необходимых пропорциях и в достаточном количестве;
  • содержать продукты как животного происхождения (источник полноценного белка со всеми незаменимыми аминокислотами, витаминами и пр.), так и растительного (источник незаменимых жирных кислот, пищевых волокон и пр.).

Среди физических методов восстановления важную роль отводят различным видам мануальной терапии (точечному массажу, самомассажу и пр.), иглорефлексотерапии, водным и физиотерапевтическим процедурам.

Наиболее доступные из указанных  методов: массаж, точечный самомассаж, водные процедуры.

Массаж и точечный самомассаж широко применялись уже в медицине Древнего Востока. Оба метода основаны на использовании различных видов механических раздражений, наносимых тканям специальными приёмами: поглаживанием, растиранием, разминанием, давлением пальцами, в том числе в области так называемых жизненных точек. Умеренное раздражение при точечном массаже чувствительных нервных окончаний на точках кожи рефлекторно через нервные центры нормализует подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Действие водных процедур основано на рефлекторном принципе регуляции и определяется температурными, механическими и химическими свойствами воды, вызывающими раздражение рецепторов в коже. Эти раздражения рефлекторно через ЦНС вызывают ответные реакции органов и систем организма. Так, холодные и прохладные ванны оказывают тонизирующее действие на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы. Индифферентные и тёплые водные процедуры снижают мышечное напряжение, успокаивают нервную систему.

Результаты воздействия на организм человека жаркой бани во многом аналогичны двигательной активности. Установлено, что обмен веществ во время посещения бани повышается на 1/3, потеря в весе может составлять от 0,5 до 1 кг и более, а интенсивное окисление жиров продолжается довольно длительное время. Более того, благодаря бане повышается тонус нервной системы и снимается накопившееся перенапряжение.

Необходимо отметить, что методы восстановления эффективны лишь при  условии рациональной организации  трудового дня и двигательной активности. В этом случае они способствуют укреплению организма и быстрому снятию утомления.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 8

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

ПЛАН:

1. Физическая культура в системе  воспитания детей дошкольного  возраста

1.1. Возрастная периодизация детей  дошкольного возраста

1.2. Задачи физического воспитания  детей дошкольного возраста

1.3. Средства физического воспитания  и формы физкультурных занятий  с детьми дошкольного возраста

2. Физическая культура в системе  воспитания детей школьного возраста

2.1. Типичные возрастные особенности  развития организма человека в период обучения в школе

2.2. Значение и задачи физического  воспитания детей школьного возраста

2.3. Формы физкультурных занятий  с детьми школьного возраста

3. Физическая культура в средних  специальных и высших учебных  заведениях

3.1. Значение, цель и задачи физической  культуры студентов

3.2. Структура физической культуры  студентов

3.3. Распределение студентов по  учебным отделениям

4. Физическая культура взрослого  населения

4.1. Возрастные особенности различных  периодов жизни взрослого человека

4.2. Роль физической культуры  в жизни взрослого человека

4.3. Виды физкультурно-оздоровительных  занятий взрослых

 

1. Физическая культура  в системе воспитания

детей дошкольного возраста

 

1.1. Возрастная периодизация  детей дошкольного возраста

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (пр., за первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 50%, а к 7 годам – почти втрое), с другой стороны – незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям окружающей среды).

На протяжении первых 7 лет жизни  ребёнок проходит огромный путь физического  и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.

Всестороннее развитие ребёнка  находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнообразных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нарушению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижают уровень подготовленности к школе.

По биологическим признакам  и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные периоды.

С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация детей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила).

С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает построение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.

В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема возрастной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I – новорожденный: 1-10 дней;

II – грудной возраст: 10 дней – 1 год;

III – раннее детство: 1-3 года;

IV – первое детство: 4-7 лет;

V – второе детство: 8-12 лет;

VI – подростковый возраст: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII – юношеский возраст: 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения:

I – преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;

II – дошкольный возраст: 3-6(7) лет;

III – младший школьный возраст: 6(7)-10 лет;

IV – средний школьный возраст: 11-14 лет;

V – старший школьный возраст: 15-18 лет.

Данная периодизация отражает существующее в настоящее время разделение общеобразовательных учреждений на ясли, детский сад, школу.

Следует отметить, что продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям, поскольку как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются биологическими и социальными факторами.

 

1.2. Задачи физического  воспитания детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте очень важно  своевременно и эффективно стимулировать  нормальное протекание естественного  процесса физического развития, повышать жизнеспособность и сопротивляемость организма неблагоприятным внешним влияниям. В связи с этим в физическом воспитании дошкольников на передний план выходят следующие задачи:

1) Охрана и укрепление  здоровья, всестороннее и гармоничное  физическое развитие детей.

Поскольку для детей дошкольного  возраста характерны незрелость и большая  податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма, в процессе занятий физическими упражнениями необходимо избегать таких влияний, которые выходят за пределы возможностей детей и, как следствие, вызывают различные перенапряжения, тормозят и нарушают нормальный процесс развития. Средства физической культуры должны быть направлены на укрепление костной и мышечной систем, суставно-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма, а также на закаливание, повышение жизнеспособности и сопротивляемости организма. Кроме того, именно в дошкольном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формирования правильной осанки, поэтому одно из центральных мест в физическом воспитании дошкольников занимает всестороннее и гармоничное укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы.

2) Своевременное развитие  движений, формирование жизненно  необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний.

За первые 7 лет жизни ребёнок проходит огромный и очень важный путь в развитии движений: от хаотичных и элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, бег, прыжки, метания и пр. При этом развитие движений идёт параллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаимодействии, дополняют и стимулируют друг друга. Хорошо и своевременно организованное использование средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и т.п. облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста. Причём от качества и количества усвоенных движений и действий существенно зависит диапазон контактов с реальной действительностью, а значит, и психическое развитие детей.

3) Направленное воздействие на развитие координации, быстроты, силы, общей выносливости.

В дошкольном возрасте не осуществляется специально акцентируемое, изолированное развитие того или иного качества. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств детского организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.

 

 

 

1.3. Средства физического  воспитания и формы физкультурных  занятий с детьми дошкольного возраста

Основными средствами физического воспитания детей до года являются массаж, гимнастика, закаливание, плавание; детей от года до 3-х лет – утренняя и гигиеническая гимнастика, закаливание, плавание, подвижные игры, прогулки.

Организация рационального режима физической активности детей от 3-х до 6-ти (7-ми) лет включает использование разнообразных форм физического воспитания, а также средств и методов их применения, соответствующих возрастным особенностям детей.

Формы организации  физического воспитания детей можно подразделить на урочные и неурочные:

  • урочные формы – это физкультурные занятия в дошкольных учреждениях;
  • неурочные формы – это физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, организованные групповые, индивидуальные, а также самостоятельные занятия.

В детских садах получили распространение  следующие формы физкультурных занятий с детьми:

- занятия физическими упражнениями  в форме урока;

- занятия физическими упражнениями  в режиме дня детского сада (утренняя гимнастика, гигиеническая  гимнастика после дневного сна,  подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, прогулки, дни здоровья);

- физкультурные праздники;

- самостоятельные занятия детей;

- пешеходные прогулки в зоны  отдыха.

Кроме того, на музыкальных занятиях широко применяются физические упражнения без предметов и с предметами, музыкальные подвижные игры и элементы танцев, которые также способствуют решению задач физического воспитания.

По мере накопления определённого  двигательного опыта в возрасте от 1-го года до 3-х лет занятия  физическими упражнениями проводят с несколькими детьми (3-6 человек) и с подгруппами до 12-ти человек. До полутора лет занятия проводят ежедневно, а с более старшими детьми – не реже трёх раз в неделю.

С детьми в возрасте от 3-х до 6-ти (7-ми) лет проводят занятия урочного типа не реже трёх раз в неделю продолжительностью от 20 мин в младшей группе до 35 мин – в подготовительной.

В основу построения занятий положено общепринятое деление на подготовительную, основную и заключительную части:

  • задача подготовительной части – организовать детей, сконцентрировать их внимание на предстоящих двигательных заданиях, подготовить организм к выполнению упражнений основной части;
  • в основной части осуществляется формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. В эту часть занятия обязательно включается подвижная игра;
  • в заключительной части решают задачи постепенного перехода к другим видам двигательной деятельности и приведения организма детей в относительно спокойное состояние. Для этого используются ходьба, малоподвижные игры, хороводы.

Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"