Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций

Описание работы

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.

Содержание работы

1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления

Файлы: 1 файл

Лекции по физ-ре.doc

— 6.36 Мб (Скачать файл)

 

 

2. Физическая культура  в системе воспитания детей  школьного возраста

 

2.1. Типичные возрастные  особенности развития организма  человека в период обучения  в школе

К школьному возрасту относятся  дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей системой общего образования, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний, старший. На последнем этапе завершается обучение в общеобразовательных школах различного типа или же осуществляется переход в лицеи, колледжи, медицинские, педагогические и другие специальные училища.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает период от детства до юношества. Развитие человека закодировано в наследственном аппарате. Оно включает: рост, дифференцировку органов и тканей, приобретение организмом характерных для него форм. Все эти три фактора находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Рост характеризуется как количественный процесс непрерывного увеличения числа клеток или их размеров, который приводит к увеличению массы организма. Так, кости и лёгкие растут преимущественно за счёт увеличения числа клеток, а мышцы и нервная ткань – преимущественно за счёт увеличения размеров клеток. Более точный показатель роста организма – повышение в нём общего количества белка и увеличение размеров костей.

Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период больше, чем масса. Завершается развитие костного скелета. Суставы подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество костной ткани. Усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела, главным образом за счёт удлинения ног. Быстро растут кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб очень подвижен. Быстрыми темпами развивается мышечная система.

Старший школьный возраст характеризуется относительно спокойным и равномерным протеканием процессов роста и развития. Замедляется рост тела в длину и увеличивается – в ширину, возрастает масса тела. Почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдержать значительные нагрузки. Наблюдается асимметрия в силе мышц правой и левой половины тела.

В психологическом развитии детей школьного возраста главное значение приобретает возрастное восприятие окружающего мира. По мере созревания организма возникают благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях, что обусловило выделение закономерно наступающих сенситивных периодов.

Младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности, чему содействуют авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, исполнительность.

Средний школьный возраст сенситивен к внеучебным делам, которые доступны детям и в которых они могут проявить себя и свои новые возможности. Их привлекает совместная со сверстниками деятельность. В значительной мере проявляется потребность в самоутверждении и безоглядная готовность к действию.

Старший школьный возраст сенситивен к осознанию и освоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы.

Таким образом, наиболее типичными возрастными особенностями школьников являются:

  • непрерывный, быстрый неравномерный рост и развитие детского организма, особенно психики;
  • незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, лёгкая ранимость;
  • высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия.

Без учёта возрастных особенностей детей невозможно эффективно и правильно  осуществлять их физическое воспитание. И, наоборот, умелое применение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих процессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма.

Требования к учёту  возрастных особенностей:

- содействовать прогрессивному  их изменению;

- принимать во внимание возрастные  проявления и строить педагогический процесс на основе реальных возможностей детей.

 

2.2. Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

 

В настоящее время сложилась  научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основа этой системы – обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми и регулярными физкультурными занятиями по личному выбору учащихся в своём коллективе физической культуры, в детско-юношеских спортивных школах и других внешкольных учреждениях.

Социально-педагогическое значение физического воспитания в школьном возрасте заключается в следующем:

  • создаётся фундамент гармоничного физического развития, укрепления здоровья, физкультурного образования и воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями;
  • поддерживается текущая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая успеваемость в учебных занятиях, а в перспективе – эффективность любой общественно полезной деятельности;
  • рационально организуется досуг детей, элементы физической культуры внедряются в быт постепенным приобщением к спортивной деятельности;
  • последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Физическое воспитание – одно из направлений деятельности общеобразовательных  и специальных школ, составляющая всей системы воспитания, обучения, образования и оздоровления детей 6-17 лет. Специфика педагогического процесса физического воспитания определяется:

- преимущественным воздействием  на двигательные способности  человека;

- непосредственным созданием оздоровительного  эффекта.

Задачи физического  воспитания детей школьного возраста:

1) Укрепление здоровья, повышение уровня жизнедеятельности, сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

2) Повышение функциональных возможностей организма до безопасного или должного уровня, формирование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств.

3) Сообщение знаний в области физической культуры и обучение прикладному их использованию по совершенствованию своего организма.

4) Формирование мотивационных установок на физическое и духовное самосовершенствование человека.

5) Формирование мировоззрения, этическое и нравственное воспитание.

Частные методические задачи отдельных  процессов физического воспитания вытекают из основных (общих) задач и формируются конкретно с учётом пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, периода или этапа реального педагогического процесса, условий его проведения и т.д.

 

2.3. Формы физкультурных  занятий с детьми школьного возраста

Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трёх сферах:

- в учебных заведениях, составляющих  систему среднего образования;

- в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями;

- в семье.

Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. Однако в практике физического воспитания школьников все виды занятий принято делить на две группы:

1) Урочные занятия (уроки).

2) Внеурочные занятия

а) в режиме учебного дня;

б) внеклассные занятия;

в) внешкольные занятия.

  • Урочные занятия являются основной формой физического воспитания школьников. Уроки физического воспитания обеспечивают общую физическую подготовленность ко всякой деятельности и отличаются наибольшим богатством содержания. В ходе уроков учащиеся знакомятся с типичными видами спортивных упражнений, овладевают основами техники, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведения о видах спорта. В процессе сдачи учебных нормативов накапливается опыт соревновательной борьбы, определяются интересы, возникает потребность в совершенствовании и намечается выбор спортивной специализации.

Уроки включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 2-3 раза в неделю, их содержание определяется программами.

Важными факторами, определяющими  специфику уроков физического воспитания в школе, являются:

- основная направленность и конкретные задачи;

- возрастные особенности и возможности  детей;

- многочисленность и неоднородность  состава классов;

- предметно-пространственная среда  (места занятий, оборудование, инвентарь  и т.д.);

- продолжительность урока –  максимум 45 мин;

- место урока в общем расписании.

  • Назначение занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня – создание предпосылок оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление). Виды:

- гимнастика до учебных занятий;

- физкультурные минутки во время  уроков;

- занятия физическими упражнениями  на удлинённых переменах;

- ежедневные физкультурные занятия  в группах продлённого дня.

Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня весьма ограничены по содержанию, т.к. подчинены решению узких гигиенических задач. Будучи ежедневными, они существенно дополняют уроки, внося вклад в гармоничное физическое развитие школьников.

  • Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями проводятся для организации свободного времени учащихся, заполнения его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха. Выделяют два вида внеклассных и внешкольных занятий:

- систематические (занятия в кружках физической культуры для младших школьников, по видам спорта в секциях, в группах с учётом интересов учащихся – разновидности аэробики, единоборств, плавания и т.д.);

- эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения).

К внеклассным занятиям относятся:

- занятия в секциях по видам  спорта;

- занятия в секциях ОФП (общей  физической подготовки);

- массовые физкультурные мероприятия;

- туристические походы;

- физкультурные праздники и вечера;

- дни здоровья;

- соревнования;

и др.

К внешкольным занятиям относятся:

- занятия в ДЮСШ (детско-юношеских  спортивных школах);

- в спортивно-оздоровительных лагерях;

- в клубах юных туристов;

- в фитнес-центрах;

- в домах и дворцах культуры;

- на стадионах и водных станциях;

- в парках культуры и отдыха;

- по месту жительства;

и др.

 

3. Физическая культура  в средних специальных

 и высших учебных  заведениях

 

3.1. Значение, цель и  задачи физической культуры студентов

В средние специальные и высшие учебные заведения поступают юноши и девушки в возрасте 15-17 лет, окончившие 9 или 11 классов школы. Профессионально-техническое образование осуществляют средние специальные учебные заведения (ССУЗы), к числу которых относятся: колледжи, лицеи, техникумы, профессионально-технические училища. Высшее образование осуществляют высшие учебные заведения (ВУЗы), к числу которых относятся: институты, академии, университеты.

Согласно принятой в 1965 г. схеме  возрастной периодизации, студенческий возраст большей частью относится к VII возрастному периоду – юношескому возрасту: от 17-ти до 21-го года для юношей, от 16-ти до 20-ти лет для девушек. Далее молодые люди входят в 1-й период зрелости, который длится до 35-ти лет.

При поступлении в среднее или  высшее учебное заведение студенты сталкиваются с новыми, более сложными по сравнению со школой видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовки. В связи с этим особенно возрастает роль физической культуры как одного из важнейших средств адаптации студентов к обучению.

Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"