Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Физическая культура как учебная дисциплина является частью гуманитарного образования. Она обязательна для всех специальностей и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры.
ЦЕЛЬ учебной дисциплины «Физическая культура» – формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.
Данная цель достигается путём комплексного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных ЗАДАЧ:
- сохранение и укрепление
- повышение уровней физической
подготовленности и
- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;
- овладение методами оценки
физического состояния и
- приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры;
- обеспечение необходимой
- совершенствование спортивного
мастерства студентов-
Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объём двигательных навыков и умений, определённый уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма.
К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д.
Физическая культура студентов
выступает как интегральное качество
их личности, как условие и предпосылка
эффективной учебно-
3.2. Структура физической культуры студентов
В основах законодательства РФ физическая культура студенческой молодёжи определяется в качестве одного из основополагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание закона «О физической культуре и спорте в РФ» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и высших учебных заведений.
В соответствии с действующими государственными образовательными стандартами ректоры вузов обязаны предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом:
- либо: на I и II курсах обучения 4 часа в неделю, на III и IV курсах – по 2 часа:
- либо: по 4 часа в неделю на I, II, III курсах.
Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока:
Свои развивающие и
Программа физического воспитания студентов предусматривает наличие теоретического, методического и практического разделов, которые представлены тремя видами занятий:
1) теоретические занятия, направленные на формирование теоретических знаний в сфере физической культуры;
2) методико-практические занятия, направленные на овладение методическими знаниями, обеспечивающими достижение практических результатов;
3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов.
Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия.
Программой также
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ это деятельность студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения высоких результатов в избранной спортивной специализации.
Занятия спортом со студентами ссузов и вузов осуществляются во внеурочное время и предполагают максимальное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих достижение высокого уровня спортивного мастерства. Зачастую, спорт выступает формой самовыражения и самоутверждения студентов, определяя их образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Результатами совместной учебной и спортивной деятельности являются социальная активность, самостоятельность, уверенность в своих силах, честолюбие.
АКТИВНЫЙ ДОСУГ – это средство реализации биологических, социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры.
Активный досуг студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время, в том числе и в коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средств физической культуры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают культурные и социальные ориентиры личности, однонаправлено взаимодействующие с биологическими запросами.
Внеучебные (самостоятельные) занятия могут реализовываться в форме:
- выполнения рекреационных
- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
- самодеятельных занятий
- участия в массовых
Органичное сочетание учебных и внеучебных форм занятий физической культурой в ссузах и вузах обеспечивает наличие оптимальной двигательной активности студентов, максимальный профессионально-прикладной эффект, удовлетворение личных пристрастий и интересов.
3.3. Распределение студентов по учебным отделениям
В практическом разделе программы по дисциплине «Физическая культура» традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода, когда на основании медицинского осмотра, с учётом физической подготовленности и физического развития, а также пола и спортивных интересов студенты для занятий физической культурой распределяются на три учебных отделения: основное, специальное, спортивное.
Учебные отделения – это самостоятельные структурные подразделения в составе кафедры физической культуры (физического воспитания). Каждое отделение имеет руководителя, преподавателей, рабочую программу, график прохождения учебного материала, контрольных занятий, экзаменов и т.д.
В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые к основной и подготовительной медицинским группам здоровья. Эти студенты распределяются в учебные группы общей физической подготовки (ОФП), профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), в группы по видам спорта. Студентов подготовительной медицинской группы рекомендуется объединять в отдельные группы ОФП и ППФП.
Практический раздел программы основного учебного отделения строится с учётом повышения интереса студентов к спорту и предполагает внедрение передовых спортивных технологий в процесс физического воспитания. Спортивная направленность физического воспитания обеспечивает формирование разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими современной техники двигательных действий, обязательное участие в соревнованиях на первенство учебных групп, курсов, факультетов, учебных заведений, районов, городов и т.д.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Специальные медицинские группы (СМГ) комплектуются с учётом характера заболеваний (нозологии), пола, уровня функциональной тренированности.
Студенты с более серьёзными отклонениями в состоянии здоровья, отнесённые по результатам медицинского осмотра к группе лечебной физической культуры (ЛФК), направляются в кабинеты ЛФК при студенческой поликлинике или поликлиниках города по месту проживания.
Освобождение студентов от занятий физической культурой может быть временным и только по заключению врача.
Перевод студентов из групп специального учебного отделения в группы основного отделения возможен на основе медицинского заключения в начале или конце семестра. Перевод студентов из основного отделения в специальное медицинское осуществляется в любое время учебного года по заключению врача.
Практический раздел программы специального медицинского учебного отделения предполагает выбор средств, а также объёма и интенсивности нагрузки на основе результатов медико-биологической диагностики характера заболеваний и оценки текущего состояния здоровья занимающихся.
В частности:
- в занятиях со студентами с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем используются базовые варианты комплексов общеразвивающих физических упражнений, дифференцированное использование упражнений аэробной направленности, а также дыхательных упражнений;
- в занятиях со студентами с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной является целенаправленная работа по формированию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия;
- в занятиях со студентами с нарушениями в состоянии опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие упражнения локального и регионального воздействия, а также средства профессионально-прикладной физической подготовки.
В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, которые имеют соответствующий уровень физического развития и физической подготовленности и желают углублённо заниматься одним или несколькими видами спорта, по которым проводятся учебно-тренировочные занятия в данном учебном заведении.
Студентам спортивного отделения
на основании поданного ими заявле
Практический раздел программы спортивного учебного отделения определяется рабочими программами по видам спорта и предполагает использование комплекса современных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её успешная реализация на соревнованиях в избранном виде спорта.
Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачёт по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трём разделам:
Овладение практическим учебным материалом проверяется путём выполнения студентами контрольных нормативов. К выполнению нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия (не менее 70% от общего количества практических занятий) и получившие необходимую физическую подготовку. В отдельных случаях студенты, не выполнившие какие-либо контрольные нормативы по объективным причинам, по решению кафедры могут быть аттестованы при условии систематического посещения занятий и сдачи зачётных требований по остальным разделам программы. Студенты специального медицинского учебного отделения, не выполнившие контрольные нормативы по состоянию здоровья, могут быть аттестованы положительно при условии систематического посещения занятий. В отдельных случаях выполнение контрольных нормативов может быть перенесено на следующий семестр. Студенты, освобождённые от практических занятий на длительный период, сдают зачётные требования теоретического раздела программы.
Теоретическая подготовка оценивается по уровню специальных знаний, позволяющих студенту применять средства и методы физической культуры для поддержания высокого уровня работоспособности и творческой активности, а также самостоятельно оценивать влияние различных форм занятий на организм.
Сроки сдачи зачётных требований по теоретическому разделу программы и порядок выполнения контрольных нормативов определяются кафедрой на весь учебный год.
4. Физическая культура взрослого населения
4.1. Возрастные особенности
различных периодов жизни
Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четыре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, старший возраст, долгожители.
I – первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины;
Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"