Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:19, курс лекций

Описание работы

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений.

Содержание работы

1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления

Файлы: 1 файл

Лекции по физ-ре.doc

— 6.36 Мб (Скачать файл)

второй период зрелости: 36-60 лет  мужчины, 36-55 лет женщины;

II – пожилой возраст: 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины;

III – старший возраст: 75-90 лет;

IV – долгожители: старше 90 лет.

Каждый возрастной период характеризуется  отдельными изменениями в организме.

В 18-20 лет в основном заканчивается биологическое формирование организма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изменяется быт и т.д.

В последующий период происходит стабилизация функциональных возможностей организма, а после 30-35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так, первому периоду зрелого возраста присущи наивысшие значения физической подготовленности и функциональной тренированности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составляет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет – 75-80%, в 50-59 лет – 65-70%, в 60-69 лет – 55-60%.

В пожилом возрасте наблюдаются значительные изменения в функционировании нервной системы: нарушается баланс процессов торможения и возбуждения, а также их интенсивность, что выражается в затруднении формирования новых двигательных навыков, ухудшении точности движений.

В сердечно-сосудистой системе отмечается ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных сосудов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии.

В дыхательной системе происходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, ограничение подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции.

В опорно-двигательном аппарате изменения касаются мышц и связок, которые теряют свою эластичность. По этой причине при неправильном использовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они становятся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: суживаются суставные полости, разрыхляется костная ткань. Кости конечностей становятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и конечностей.

По мере старения изменяется обмен веществ, который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислительных процессов. Ослабевают функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемость организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды врабатывания и восстановления.

Всё это приводит к снижению функциональной тренированности и физической подготовленности, о чём, в частности, свидетельствует отрицательная динамика в показателях физических качеств.

Так, первые признаки снижения силы (как и её максимальное проявление) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое её падение характерно после 50-ти лет.

Выносливость начинает постепенно снижаться в 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад.

Быстрота начинает снижаться в период 22-50-ти лет.

Координация – в 30-50 лет.

Гибкость идёт на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин – после 25-ти лет.

Причины ухудшения  физических возможностей обусловлены  внешними и внутренними факторами.

Снижение функциональной тренированности обусловлено:

- ограничением двигательной активности  функций отдельных систем организма;

- нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ;

- снижением аэробной и анаэробной  производительности;

- замедлением восстановительных  процессов;

- нарушением экономичности работы  организма в целом.

Снижение физической подготовленности обусловлено:

- силы: по причине уменьшения мышечной массы, а также содержания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эластичности мышц;

- выносливости: по причине нарушений функций кислородтранспортной системы;

- быстроты: по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в ЦНС;

- координации: по причине ухудшения подвижности нервных процессов;

- гибкости: по причине негативных изменений в опорно-двигательном аппарате.

Однако следует иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, условий жизни и состояния здоровья, условий труда, уровня физического развития, способности организма противостоять неблагоприятным условиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п.

 

4.2. Роль физической  культуры в жизни взрослого  человека

Установлено, что увядание организма, в первую очередь, обусловлено отсутствием необходимой физической нагрузки, а не прожитыми годами. Поэтому самым мощным и надёжным средством противодействия старению является двигательная активность, а также оптимальный режим труда, отдыха, питания.

Процесс старения организма, по данным геронтологов, развивается между 40 и 60 годами. Однако научно доказано, что если человек, перешагнувший 30-летний рубеж, будет ежедневно давать физическую нагрузку всем системам организма, то начало его старости может быть отодвинуто на 10 и более лет.

Понятия «старение» и «старость» необходимо различать:

СТАРЕНИЕ – это длительный биологический процесс постепенного снижения функциональных возможностей организма.

СТАРОСТЬ – это неизбежная стадия онтогенеза.

Главной особенностью стареющего организма является замедленное приспособление функциональных систем организма к изменяющимся условиям. Если одряхление организма наблюдается в 60-70 лет, старость следует считать преждевременной.

С точки зрения физиологии, основой повышения сопротивляемости организма процессам старения (и как следствие – наступлению старости) является мышечная активность.

Так, сокращающиеся мышцы и их сенсорные рецепторы осуществляют подзарядку подкорковых образований мозга так же, как электрический ток подзаряжает аккумулятор. Активная подкорка стимулирует работу коры головного мозга, в результате чего улучшается память, обостряется внимание, повышается точность управления движениями.

Скелетная мускулатура выполняет  также роль многоклапанного помощника  сердца. Каждая мышца работает не только как нагнетательный насос, но и как присасывающий, поэтому мышцы являются своего рода «периферическими сердцами», которые обеспечивают проталкивание крови к сердцу от конечностей, органов брюшной полости и всего мышечного корсета.

Систематические занятия физическими упражнениями повышают тонус организма и его иммунитет; улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; увеличивают силу мышц, подвижность суставов, повышают плотность костной ткани, что благоприятно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата; стабилизируют деятельность эндокринного аппарата; способствуют долговременной и полноценной работе головного мозга и всей нервной системы; улучшают эмоциональное состояние.

Пример: 70-летний человек, постоянно поддерживающий тонус своего организма с помощью физических упражнений, обладает такой же способностью поглощать кислород, как 30-летний, а также существенно сниженным по сравнению со своими сверстниками уровнем холестерина, свёртываемости крови, артериальным давлением, меньшей скованностью в суставах, стабильностью эмоционального состояния.

 

4.3. Виды физкультурно-оздоровительных  занятий взрослых

Среди взрослых культивируются все виды физической культуры: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, физическая рекреация, двигательная реабилитация, фоновая физическая культура, адаптивная физическая культура. Кроме того, взрослое население активно вовлекается в занятия спортом – как массовым, так и спортом высших достижений.

Принципиальное отличие физической культуры взрослых от физической культуры дошкольников, школьников и студентов заключается в том, что главным побуждающим фактором к занятиям теми или иными физическими упражнениями для взрослых выступают только их собственное желание и инициатива. Исключение составляют лишь те профессии, в которых обязательные занятия физической культурой являются неотъемлемой частью ремесла (пр., вооружённые силы, правоохранительные органы, отряды МЧС и т.п.).

Основная задача физической культуры взрослых – оздоровление. Поэтому среди взрослого населения наиболее распространёнными являются различные виды физкультурно-оздоровительных занятий. Ведущая роль здесь принадлежит рекреативно-оздоровительным и профилактико-оздоровительным занятиям.

Физическая рекреация – вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.

Физическая рекреация является неотъемлемым элементом жизни современного человека. Завершение процесса физического воспитания (в детском саду, школе, вузе) или спортивной деятельности ни в коем случае не должно вести к полному прекращению деятельности в области физической культуры. В этом смысле физическая рекреация является наиболее логичной формой продолжения активных занятий.

Главная цель физической рекреации – укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда.

Частные задачи физической рекреации весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним, в частности, относятся:

- активный отдых;

- перемена вида и характера  деятельности;

- формирование фигуры, объёмов  частей тела, регулирование веса;

- развитие индивидуально привлекательных физических качеств;

- противодействие старению, сдерживание  процессов инволюции;

- общение.

Выделяют элитарные и демократические  виды физической рекреации.

К элитарным видам относят: гольф, конный спорт, авиационный и парусный спорт, виндсёрфинг и другие, которые в силу своих высоких материальных затрат доступны немногим.

К демократическим видам относят: оздоровительную ходьбу, бег, плавание, игры, туризм, различные гимнастические занятия, шейпинг, аэробику, танцы, велосипедные и лыжные прогулки, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях.

Профилактико-оздоровительные занятия  являются разновидностью двигательной реабилитации как вида физической культуры.

Двигательная реабилитация – вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.

Специфической особенностью методики двигательной реабилитации является прямая зависимость её средств и методов от характера и тяжести заболевания (травмы), а также от этапов лечения. Физической реабилитации свойственны строгая регламентированность упражнений, точная дозировка нагрузки и отдыха, осторожное повышение нагрузки с учётом динамики состояния занимающегося.

Профилактико-оздоровительные  занятия направлены на профилактику имеющихся хронических заболеваний (т.е. предупреждение их обострений) и на первичную профилактику наиболее распространённых заболеваний.

Главная цель профилактико-оздоровительных  занятий – укрепление здоровья.

Задачи профилактико-оздоровительных  занятий:

- повышение сопротивляемости организма  к неблагоприятным факторам внешней  среды;

- предупреждение профессиональных  заболеваний (первичная профилактика);

- предупреждение наиболее распространённых заболеваний (первичная профилактика);

- предупреждение обострений имеющихся  хронических заболеваний (вторичная профилактика).

 

В занятиях профилактической направленности используются различные средства реабилитационной физической культуры. Для профилактики обострений хронических заболеваний учитывается характер и степень выраженности нарушений, вызванных хроническим заболеванием. Для первичной профилактики возможных заболеваний у здоровых лиц подбирают такие средства физической культуры, которые, прежде всего, воздействуют на причину возможных нарушений, а не на их следствие.

Наиболее распространёнными средствами профилактико-оздоровительных занятий  являются: физические упражнения, закаливание, массаж, баня, водные процедуры, фитотерапия  и т.п.

Информация о работе Курс лекций по предмету "Введение в физическую культуру"