Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...
6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….
32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...
69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..
105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..
142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….
176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………
210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….
233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..
260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...
314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………
338
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
Введение………………………………………………………… |
4 | |
Тема 1 |
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке курсантов………………... |
6 |
Тема 2 |
Социально-биологические основы физической культуры……………………………………………………. |
32 |
Тема 3 |
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей профессиональной деятельности курсантов……………... |
69 |
Тема 4 |
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности………….. |
105 |
Тема 5 |
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость).. |
142 |
Тема 6 |
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов………………………. |
176 |
Тема 7 |
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам курсантов…………………………………………………… |
210 |
Тема 8 |
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями………………………………. |
233 |
Тема 9 |
Особенности занятий видами спорта или системами физических упражнений (с учетом
профессиональной деятельности)…………………………………………… |
260 |
Тема 10 |
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………… |
285 |
Тема 11 |
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………... |
314 |
Тема 12 |
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста……………………………………… |
338 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
В учебную программу вузов по дисциплине «Физическая культура» обязательным разделом включена теоретическая часть занятий. Курс лекций составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для курсантов специальностей 180403.65 «Судовождение», 180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» и 162107.65 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования».
Для того, чтобы здоровый образ стал нормой жизни будущего специалиста необходимо формирование интереса, потребности и мотивации к нему. В данном случае, чтобы возникли потребность и мотивация в здоровом образе жизни, физической культуре личности будущего морского специалиста необходима система теоретических знаний в данной области. Поэтому материалы, предлагаемые в учебном пособии, ориентированы на формирование глубоких положительных мотивов у курсантов морских вузов к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.
Физическое воспитание курсантов морских вузов в первую очередь должно ориентировано на специфическую прикладность, свойственную их профессиональной деятельности. Труд в море предъявляет повышенные требования к психофизиологическим и физическим качествам специалистов, которым приходится трудиться в сложных, порой экстремальных ситуациях. Другими словами, вузовский этап формирования физической культуры личности курсантов должен носить четко выраженный профессионально-прикладной характер. Поэтому в данной работе особое внимание уделяется вопросам профессионально-прикладной физической подготовки морских курсантов, особенностям занятий системами физических упражнений с учетом их будущей профессиональной деятельности, особенностям прохождения курсантами плавательных практик на судах и психофизической подготовки будущих морских специалистов к профессиональной деятельности.
По существующей учебной программе на занятия физической культурой отводится в неделю 2-4 часа, в то время как в соответствии с научно-обоснованными данными эти затраты должны составлять 8-10 часов в неделю. Следовательно, еще 4-6 часов в неделю курсант должен заниматься самостоятельно. Материал лекционного курса включает тематику основ методики самостоятельных физкультурно-спортивных занятий и основ самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
В учебном пособии даны контрольные вопросы (к каждой главе) для проверки и закрепления знаний, приведен список рекомендованной литературы.
Авторы с благодарностью примут замечания и пожелания, которые будут учтены в дальнейшем при создании следующего издания учебного пособия по теории и методике физической культуры.
ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение |
Контрольные вопросы |
Рекомендуемая литература |
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, система физического воспитания, физическое развитие, физическое образование, физическое совершенство, спорт, профессиональная физическая культура, профилированное физическое воспитание.
Введение
Высшее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях России ориентировано на подготовку конкурентоспособного специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым к его будущей профессиональной деятельности. В Государственном образовательном стандарте в высших учебных заведениях физическая культура представлена как учебная дисциплина, которая является важным компонентом целостного развития личности и профессионального образования.
Физическая культура, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство» и «спорт».
Значение физической культуры нельзя понять без изучения ее истории и развития наиболее важных периодов ее становления в жизни разных народов. Значимость физической культуры можно определить только при рассмотрении формирования личности, гражданина и профессионала.
В истории человеческого общества не существовало времен, народов или государств, которые бы не имели, хотя бы в самой элементарной форме, физического воспитания, которое является элементом физической культуры. Физическая культура возникает и развивается вместе с зарождением человеческого общества.
Что же такое физическая культура? Физическая культура – это часть общей культуры, исторически сложившаяся в результате развития общества и, имеющая основную направленность на физическое совершенствование личности. Чтобы раскрыть это понятие необходимо обратиться к истории.
Элементы физической культуры имели место на самом раннем этапе человеческой цивилизации. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.
В период рабовладельческого строя, когда стали появляться государства, физическое воспитание начинает приобретать классовый характер. Для ведения захватнических войн, подавления сопротивления рабов рабовладельцам нужны были физически сильные воины. Физическое воспитание дополняется военно-оборонной функцией.
Характерными системами физической культуры эпохи рабовладения являются спартанская и древнегреческая (5-4 тыс. лет до н.э.). Дети в Спарте до 7 лет воспитывались в семье. Затем их отдавали в специальные общественные дома, в которых практиковалось суровое воспитание. Рацион питания у них был достаточно скудный, спали на жестком ложе из тростника и ходили во всякое время года в легкой одежде и без обуви, но при этом большое значение отводилось занятиям физическими упражнениями. В 18 лет юноши подвергались испытанию, после которого им выдавалось, оружие и они становились воинами.
Одной из важнейших государственных задач в Спарте считалось физическое воспитание женщин. Молодые спартанки до замужества выполняли те же физические упражнения, что и юноши. Плутарх писал, что «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильными и крепкими и, чтобы такими же были рождаемые ими дети».
Воспитание в Афинах было более гармоничным. Характерно, что физическая подготовка молодежи осуществлялась в государственных школах, а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верных стражей Афин от врагов. Идея гармоничного развития личности выражена у древних эллинов в формуле. О некультурном человеке они говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать».
Древние греки являются родоначальниками Олимпийских игр. Право участвовать в них имели только греки по происхождению, причем только свободные люди (не рабы) и только мужчины. В преддверии Игр объявлялось Олимпийское перемирие. Никто не имел право вступить на территорию Олимпии с оружием. Каждые 1417 дней, начиная с 776 года до н.э., проводились состязания в беге, метаниях, прыжках, кулачном бое и заездах колесниц. Самым трудным и в тоже время самым популярным было пятиборье – пентатлон. Многие великие философы того времени (Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур) были участниками и победителями античных Олимпиад.
Участвовать в Олимпийских играх считалось честью и требовало не меньшей ответственности. Атлет должен был десять месяцев готовиться дома и ещё месяц усиленно тренироваться в Олимпии. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!». Победители соревнований – олимпионики награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире. Состязания атлетов устраивались регулярно в течение 1168 лет, но в 394 году до н.э. римский император Феодосий олимпийские соревнования запретил.
Физическая культура в феодальную эпоху имело ярко выраженный военный характер. Отличительной чертой физической культуры в феодальном обществе была подготовка и участие в рыцарских турнирах. Военно-физическое воспитание феодалов было направлено на овладение семью рыцарскими доблестями – верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи.
При капитализме физическая культура достигает более высокой степени совершенства: расширяется производство, увеличивается контингент армий, постоянно требуется приток здоровых, хорошо физически подготовленных молодых людей; начинается массовое развитие физической культуры, обновляются ее средства и методы, появляются преподаватели физического воспитания; возникают спортивные аристократические клубы, а в противовес им организуются рабочие спортивные союзы. По инициативе Пьера де Кубертена в 1896 году возрождаются в 1896 году олимпийские игры. В данный период окончательно формируются основные направления физической культуры: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Данные направления в общем и целом основываются на одних и тех же средствах и методах, но различаются по ряду принципов.