Лекции по «Физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций

Описание работы

Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...

6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….

32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...

69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..


105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..

142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….

176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………


210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….

233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..


260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………

285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...

314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………

338

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

Введение………………………………………………………………...

4

Тема 1

Физическая культура в общекультурной и

профессиональной подготовке курсантов………………...

 

6

Тема 2

Социально-биологические основы физической

культуры…………………………………………………….

 

32

Тема 3

Здоровый образ жизни и его отражение в будущей

профессиональной деятельности курсантов……………...

 

69

Тема 4

Психофизиологические основы учебного труда и

интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..

 

 

105

Тема 5

Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..

 

142

Тема 6

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….

 

176

Тема 7

Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам

курсантов……………………………………………………

 

 

210

Тема 8

Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями……………………………….

 

233

Тема 9

Особенности занятий видами спорта или системами

физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..

 

 

260

Тема 10

Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………

 

285

Тема 11

Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...

 

314

Тема 12

Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………

 

338


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.

В учебную программу вузов по дисциплине «Физическая культура» обязательным разделом включена теоретическая часть занятий. Курс лекций составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для курсантов специальностей 180403.65 «Судовождение», 180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» и 162107.65 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования».

Для того, чтобы здоровый образ стал нормой жизни будущего специалиста необходимо формирование интереса, потребности и мотивации к нему. В данном случае, чтобы возникли потребность и мотивация в здоровом образе жизни, физической культуре личности будущего морского специалиста необходима система теоретических знаний в данной области. Поэтому материалы, предлагаемые в учебном пособии, ориентированы на формирование глубоких положительных мотивов у курсантов морских вузов к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

Физическое воспитание курсантов морских вузов в первую очередь должно ориентировано на специфическую прикладность, свойственную их профессиональной деятельности. Труд в море предъявляет повышенные требования к психофизиологическим и физическим качествам специалистов, которым приходится трудиться в сложных, порой экстремальных ситуациях. Другими словами, вузовский этап формирования физической культуры личности курсантов должен носить четко выраженный профессионально-прикладной характер. Поэтому в данной работе особое внимание уделяется вопросам профессионально-прикладной физической подготовки морских курсантов, особенностям занятий системами физических упражнений с учетом их будущей профессиональной деятельности, особенностям прохождения курсантами плавательных практик на судах и психофизической подготовки будущих морских специалистов к профессиональной деятельности.

По существующей учебной программе на занятия физической культурой отводится в неделю 2-4 часа, в то время как в соответствии с научно-обоснованными данными эти затраты должны составлять 8-10 часов в неделю. Следовательно, еще 4-6 часов в неделю курсант должен заниматься самостоятельно. Материал лекционного курса включает тематику основ методики самостоятельных физкультурно-спортивных занятий и основ самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

В учебном пособии даны контрольные вопросы (к каждой главе) для проверки и закрепления знаний, приведен список рекомендованной литературы.

Авторы с благодарностью примут замечания и пожелания, которые будут учтены в дальнейшем при создании следующего издания учебного пособия по теории и методике физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ

 

План лекции

 

Введение

    1. Краткая история физической культуры
  • Физическая культура как часть общей культуры общества и специфической сферы человеческой деятельности
  • Физическая культура в профессиональной деятельности специалистов
  • Физическая культура личности
  • Основные понятия физической культуры и их краткая характеристика
  • Современное состояние морского образования и физической культуры
  • Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении
  • Основные положения организации физического воспитания курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского
  • Заключение

    Контрольные вопросы

    Рекомендуемая литература


     

    Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, система физического воспитания, физическое развитие, физическое образование, физическое совершенство, спорт, профессиональная физическая культура, профилированное физическое воспитание.

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Высшее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях России ориентировано на подготовку конкурентоспособного специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым к его будущей профессиональной деятельности. В Государственном образовательном стандарте в высших учебных заведениях физическая культура представлена как учебная дисциплина, которая является важным компонентом целостного развития личности и профессионального образования.

    Физическая культура, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство» и «спорт».

    Значение физической культуры нельзя понять без изучения ее истории и развития наиболее важных периодов ее становления в жизни разных народов. Значимость физической культуры можно определить только при рассмотрении формирования личности, гражданина и профессионала.

     

      1. Краткая история физической культуры

    В истории человеческого общества не существовало времен, народов или государств, которые бы не имели, хотя бы в самой элементарной форме, физического воспитания, которое является элементом физической культуры. Физическая культура возникает и развивается вместе с зарождением человеческого общества.

    Что же такое физическая культура? Физическая культура – это часть общей культуры, исторически сложившаяся в результате развития общества и, имеющая основную направленность на физическое совершенствование личности. Чтобы раскрыть это понятие необходимо обратиться к истории.

    Элементы физической культуры имели место на самом раннем этапе человеческой цивилизации. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.

    В период рабовладельческого строя, когда стали появляться государства, физическое воспитание начинает приобретать классовый характер. Для ведения захватнических войн, подавления сопротивления рабов рабовладельцам нужны были физически сильные воины. Физическое воспитание дополняется военно-оборонной функцией.

    Характерными системами физической культуры эпохи рабовладения являются спартанская и древнегреческая (5-4 тыс. лет до н.э.). Дети в Спарте до 7 лет воспитывались в семье. Затем их отдавали в специальные общественные дома, в которых практиковалось суровое воспитание. Рацион питания у них был достаточно скудный, спали на жестком ложе из тростника и ходили во всякое время года в легкой одежде и без обуви, но при этом большое значение отводилось занятиям физическими упражнениями. В 18 лет юноши подвергались испытанию, после которого им выдавалось, оружие и они становились воинами.

    Одной из важнейших государственных задач в Спарте считалось физическое воспитание женщин. Молодые спартанки до замужества выполняли те же физические упражнения, что и юноши. Плутарх писал, что «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильными и крепкими и, чтобы такими же были рождаемые ими дети».

    Воспитание в Афинах было более гармоничным. Характерно, что физическая подготовка молодежи осуществлялась в государственных школах, а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верных стражей Афин от врагов. Идея гармоничного развития личности выражена у древних эллинов в формуле. О некультурном человеке они говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать».

    Древние греки являются родоначальниками Олимпийских игр. Право участвовать в них имели только греки по происхождению, причем только свободные люди (не рабы) и только мужчины. В преддверии Игр объявлялось Олимпийское перемирие. Никто не имел право вступить на территорию Олимпии с оружием. Каждые 1417 дней, начиная с 776 года до н.э., проводились состязания в беге, метаниях, прыжках, кулачном бое и заездах колесниц. Самым трудным и в тоже время самым популярным было пятиборье – пентатлон. Многие великие философы того времени (Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур) были участниками и победителями античных Олимпиад.

    Участвовать в Олимпийских играх  считалось честью и требовало не меньшей ответственности. Атлет должен был десять месяцев готовиться дома и ещё месяц усиленно тренироваться в Олимпии. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!». Победители соревнований – олимпионики награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире. Состязания атлетов устраивались регулярно в течение 1168 лет, но в 394 году до н.э. римский император Феодосий олимпийские соревнования запретил.

    Физическая культура в феодальную эпоху имело ярко выраженный военный характер. Отличительной чертой физической культуры в феодальном обществе была подготовка и участие в рыцарских турнирах. Военно-физическое воспитание феодалов было направлено на овладение семью рыцарскими доблестями – верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи.

    При капитализме физическая культура достигает более высокой степени совершенства: расширяется производство, увеличивается контингент армий, постоянно требуется приток здоровых, хорошо физически подготовленных молодых людей; начинается массовое развитие физической культуры, обновляются ее средства и методы, появляются преподаватели физического воспитания; возникают спортивные аристократические клубы, а в противовес им организуются рабочие спортивные союзы. По инициативе Пьера де Кубертена в 1896 году возрождаются в 1896 году олимпийские игры. В данный период окончательно формируются основные направления физической культуры: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Данные направления в общем и целом основываются на одних и тех же средствах и методах, но различаются по ряду принципов.

    Информация о работе Лекции по «Физическая культура»