Лекции по «Физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций

Описание работы

Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...

6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….

32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...

69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..


105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..

142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….

176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………


210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….

233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..


260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………

285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...

314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………

338

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энер-

гии, чем нетренированный. Как показали исследования основного обмена, в состоянии покоя, утром, натощак, общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного на 10% и даже на 15%. Все это обусловлено отчасти тем, что тренированные лица лучше расслабляют свои мышцы, чем нетренированные.

Постоянными спутниками мышечной деятельности являются утомление и восстановление. В процессе работы организм расходует свои энергоресурсы, в период отдыха – восполняет. Мышечная деятельность связана с вовлечением в работу многих органов и систем (мышцы, внутренние органы, железы), функциональная активность которых координируется центральной нервной системой ЦНС. Происходит сложный процесс приспособления организма к условиям деятельности, в ходе которого на фоне возникающего дефицита энергетических веществ происходит разлад в координационной работе нервных центров с доминированием тормозных реакций, понижающих уровень работоспособности. Развивающееся утомление является защитной реакцией, предохраняющей от истощения энергетических ресурсов и нарушений в регуляции функций организма. Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности (рис. 3).

 

             Ближайший эффект                            Следовой эффект

                        


                           Физическая нагрузка        Фаза суперкомпенсации


 

Отсутствие нагрузки


 


                 Утомление                  Восстановление                       


Рис 3. Схема происходящих в организме изменений в результате выполнения упражнения значительной продолжительности и интенсивности.

 

Академик Г.В. Фольборт (1958) показал, что утомление является естественным стимулятором интенсивных восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности. Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Сущность физиологических перестроек под влиянием мышечной деятельности состоит в том, что вызванные работой функциональные сдвиги не только выравниваются во время отдыха до исходного уровня, но и повышаются до более высокого уровня. Происходит явление сверхвосстановления (или суперкомпенсации), степень выраженности которого зависит от интенсивности выполняемой работы.

 

    1. Физиологические состояния организма при занятиях

физическими упражнениями

Предстартовое состояние. Способствует подготовке всех функций организма к работе. Различают предстартовое состояние, возникающее за много часов до соревнований, и собственно стартовое состояние. Эти состояния обусловлены эмоциями, возникающими в связи с предстоящей деятельностью. Предстартовые состояния могут наблюдаться в виде форм:

  1. Состояние боевой готовности. Оптимальное возбуждение мозга, подвижность нервных процессов, соответствующие сдвиги в двигательном аппарате и вегетативной системе, умеренная активизация деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата.
  2. Предстартовая лихорадка. Чрезмерно сильное возбуждение ЦНС, большие изменения всех функций, приводящие к ряду тактических ошибок, большое повышение частоты пульса, температуры тела. При этой форме работоспособность снижена.
  3. Предстартовая апатия. Преобладание тормозных реакций в ЦНС. Эта форма наблюдается либо при недостаточной тренированности, либо при соревнованиях с более сильным противником.

Степень и форма предстартовых реакций зависят от тренированности спортсмена, типа высшей нервной деятельности. Одним из важных приемов,

регулирующим предстартовое состояние является разминка.

Разминка необходима для повышения работоспособности. Она делится на общую и специальную части. Цель общей части – оптимальное возбуждение ЦНС, двигательного аппарата сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение обмена веществ и температуры тела. Специальная часть разминки служит для оптимального возбуждения тех звеньев двигательного аппарата, которые участвуют в работе. В зависимости от указанных факторов длительность разминки колеблется от 10 до 30 минут, а последующий отдых до начала работы – 3-8 минут.

Врабатывание – повышение работоспособности организма вначале работы. Врабатывание рассматривается как приспособление организма к новому уровню деятельности, обеспечивающее возможность выполнения работы необходимой интенсивности. Более длительное врабатывание после сна. Не все системы организма настраиваются на рабочий уровень одновременно. Двигательный аппарат врабатывается быстрее, чем вегетативная система. Врабатывание обычно длится от 1 до 9 минут в зависимости от характера работы, степени тренированности, индивидуальных особенностей, функционального состояния. Чем быстрее заканчивается врабатывание, тем выше производительность работы.

Устойчивое состояние наступает после окончания врабатывания и характеризуется резким повышением работоспособности. Различают истинное и кажущееся устойчивые состояния.

Истинное устойчивое состояние возникает при работе умеренной интенсивности. Характеризуется высокой согласованностью работы двигательного аппарата и вегетативных функций, мобилизацией всех систем организма. При длительной работе в мышцах преобладают аэробные реакции. Молочная кислота не накапливается и не диффундирует в кровь. Кислотно-щелочное равновесие внутренней среды существенно не меняется.

Кажущееся устойчивое состояние возникает при работах большой и субмаксимальной интенсивности. Постепенно накапливается кислородный долг. Напряженность работы кровеносной и дыхательной систем близка к максимальной. Нарастает концентрация молочной кислоты и происходят значительные сдвиги рН в кислую сторону. Работа при кажущемся устойчивом состоянии очень тяжелая и требует максимального напряжения всех функций организма. Такая работа длится не более 20-30 минут.

«Мертвая точка» и «второе дыхание». Напряженная работа не может продолжаться длительное время. Возникает несоответствие между деятельностью двигательного аппарата и внутренних органов. Но это несоответствие можно преодолеть и восстановить работоспособность. Такое временное снижение работоспособности называют «мертвой точкой», а состояние, возникающее после ее преодоления – «вторым дыханием».

При «мертвой точке» резко повышается частота дыхания и пульса, артериальное давление, легочная вентиляция. У человека возникает тягостное стеснение в груди, ощущение недостатка воздуха и желание прекратить работу. Если усилием воли спортсмен преодолеет это желание и продолжит работу, то «мертвая точка» сменится состоянием облегчения, известным под названием «второго дыхания». «Второе дыхание» не наступает при работе максимальной и иногда субмаксимальной интенсивности. Время возникновения, продолжительность, степень проявления «мертвой точки» зависят от тренированности и интенсивности работы. Предупреждению наступления «мертвой точки» или смягчения ее проявлений помогает интенсивная разминка до заметного потоотделения, а также постепенное увеличение интенсивности (темпа) работы.

 

Заключение

Рассмотрение вопросов социально-биологических основ физической культуры играет значительную роль в понимании механизмов целенаправленного процесса физического воспитания. Главная цель настоящей главы заключается в осознании значения занятий физическими упражнениями для нормального развития и формирования человека, как неизбежная часть культуры личности на современном этапе развития общества. Приобретенные знания позволяют частично решить один из главных дидактических принципов воспитания – принцип сознательности и активности.

В данном разделе лекции рассмотрены основные функциональные системы организма, механизмы их взаимодействия, влияние занятий физическими упражнениями на формирование и совершенствование данных систем. Следует подчеркнуть, что пути, по которым осуществляется взаимосвязь всех систем в единое целое, достаточно сложны. Из этого следует, что организм человека необходимо рассматривать как единое целое, где изменения в одной из систем неизбежно вызывают ответные действия по всему организму. Чем выше степень воздействия (раздражения) тем более заметны изменения в других системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы

  1. Понятие социальности физической культуры, его определение, основные функции.
  2. Организм, его функции. Взаимодействие с внешней средой. Гомеостаз.
  3. Нервная и гуморальная регуляция физиологических процессов в организме. Понятие о рефлекторной дуге.
  4. Функциональная система, ее особенности.
  5. Костная система организма, ее строение и функции.
  6. Мышечная система организма, скелетные мышцы.
  7. Красные и белые мышечные волокна, мышечный тонус.
  8. Энергетика мышечной деятельности, пути ресинтеза АТФ.
  9. Сердечно-сосудистая система организма, ее строение.
  10. Кровь, ее состав и функции.
  11. Система кровообращения, ее составляющие.
  12. Характеристика изменений пульса и кровяного давления при мышечной деятельности.
  13. Дыхательная система, ее строение.
  14. Показатели работоспособности органов дыхания: дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, потребление кислорода.
  15. Дыхательная система под воздействием физической тренировки.
  16. Обмен веществ, белки, жиры и углеводы.
  17. Нервная система, ее строение и функции.
  18. Рефлекс, двигательное умение и двигательный навык.
  19. Двигательная активность как биологическая потребность.
  20. Особенности физически тренированного организма.
  21. Утомление и восстановление в физической тренировке.
  22. Физиологические состояния организма при занятиях физическими упражнениями.

Рекомендуемая литература

  1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. [Текст]: /П.К. Анохин. - М.: Наука, 1980. – 197 с.
  2. Булич Э. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции. [Текст]: /Э.Г. Булич, И.В. Муравов.– Киев: Олимпийская литература, 2003. – 424 с. – ISBN 966-7133-63-X.
  3. Евсеев Ю. И. Физическая культура [Текст]: учеб. пособие для вузов] /Ю.И. Евсеев. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 382 с. – ISBN 5-222-06798-X.
  4. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] : учебник / В. И. Ильинич. –  М. : Гардарики, 2007. – 448 с. – ISBN 5-8297-0010-7.
  5. Коваленко Т. Г. Медико-биологические основы физической культуры [Текст] : учебно-метод. пособие / Т. Г Коваленко, О. А. Моисеева, Е. И. Кузнецов. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1999. – 84 с.
  6. Коледа В.А. Физическая культура [Текст] : учеб. пособие / В.А. Коледа; под общ. ред. В.А. Коледы. – Минск: БГУ, 2005. – 211 с.
  7. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний [Текст] : учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт. – 2003. – 224 с.
  8. Павлов С. Е. Адаптация [Текст] / С. Е. Павлов. – М., «Паруса», 2000. – 282 с. – ISBN 5-87969-081-4.
  9. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: «Терра-спорт» «Олимпия-пресс». – 2001. – 520 с. – ISBN – 5-94299-037-9.
  10. Спортивная медицина [Текст] : учеб. пособие /под ред. В.А. Епифанова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
  11. Физическая культура и здоровье [Текст] : учебник / Под ред. В. В. Пономаревой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 320 с., ил.

ТЕМА 3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

 

План лекции

 

Введение

    1. Проблема здоровья и долголетия в современном

обществе

    1. Понятия и характеристики здоровья и здорового

образа жизни (ЗОЖ)

    1. Адаптация - основной процесс приспособляемости

организма к меняющимся условиям его существования

    1. Содержательные характеристики составляющих ЗОЖ
  • Режим труда и отдыха курсантов
  • Режим питания
  • Профилактика вредных привычек
  • Двигательная активность
  • Закаливание
  • Психологическая регуляция
  • Заключение

    Контрольные вопросы

    Рекомендуемая литература

    Информация о работе Лекции по «Физическая культура»