Лекции по «Физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций

Описание работы

Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...

6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….

32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...

69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..


105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..

142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….

176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………


210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….

233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..


260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………

285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...

314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………

338

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Родоначальником системы физического воспитания в России считается П. Ф. Лесгафт. Среди многочисленных заслуг П.Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимает созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки физкультурных кадров. Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и используется в современной теории и практике физического воспитания.

Основные даты, характеризующие развитие физической культуры и спорта в нашей стране в прошлом веке:

  • 1908 год – на IV Олимпийских играх участие 8 спортсменов России, наш первый Олимпийский чемпион – фигурист Николай Панин-Коломенкин;
  • 1913 год – первая Всероссийская Олимпиада;
  • 1920 год – создание Центрального института физической культуры;
  • 1929 год – Решением Совнаркома введены обязательные учебные занятия по физической культуре в вузах;
  • 1931 год – в стране вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР»;
  • 1952 год – дебют спортсменов СССР на ХV летних Олимпийских играх в Хельсинки (медали: золото – 22, серебро – 30, бронза – 19; второе общекомандное место после США);
  • 1956 год – дебют спортсменов СССР на VП зимних Олимпийских играх в Кортина д'Ампеццо (медали: золото – 7, серебро – 3, бронза –6; первое общекомандное место);
  • 1980 год – ХХП летние Олимпийские игры в г. Москве.

Физическая культура по мере прогрессивного развития общества приобретает, все более сложную структурно-функциональную организацию, становится системой, как закономерный итог развития системы физического воспитания, что связано с удовлетворением человеком в ее сфере все более многообразных и развивающихся потребностей не только физического, но и духовного, социального плана.

 

    1. Физическая культура как часть общей культуры общества

и специфической сферы человеческой деятельности

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, глубоко понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо качеств приводят к нарушению гармоничного развития личности (А.А. Васильков, 2008).

Физическая культура является основным понятием всего физкультурного образования. Абсолютно некорректным является часто встречающееся в жизни утверждение, что всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) можно отнести к физической культуре. Не всякая трудовая деятельность развивает человека духовно. Например, тяжелая работа грузчика, строителя, рыбообработчика, матроса и т.п. хотя зачастую и достигается ценой перенапряжения, но напрямую не связана с физической культурой, в которой главной целью является не выполнение производственного задания, а физического совершенствования человека.

Отличие физкультурной деятельности человека от других видов деятельности заключается в том, что она направлена на гармоничное развитие самого себя и осуществляется с целью укрепления здоровья, развития физических качеств, овладения техникой движений, повышения работоспособности, формирования необходимых навыков и умений и т.д.

Таким образом, физическая культура есть способ и мера преобразования человека, его собственной природы и двигательных способностей.

Характерной особенностью физической культуры является двигательная деятельность. Причем не любая, а оптимальная, целенаправленная двигательная деятельность, связанная с выполнением физических упражнений. Систематически выполняя физические упражнения, человек не только приобретает двигательные умения и навыки, развивает физические качества, но и улучшает свое физическое развитие, так как одновременно совершенствуются телосложение и все функциональные системы организма. Однако это происходит только тогда, когда физические упражнения выполняются по законам физического воспитания, то есть по законам развития физических качеств, по законам формирования двигательных умений и навыков.

Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена комплексом материальных и духовных ценностей, предназначением которых на протяжении многовековой истории развития физической культуры было физическое совершенствование человека.

К духовным ценностям физической культуры относятся физкультурные знания, отраженные в различных методических пособиях, учебниках, справочниках достижений, правилах соревнований и т.д. Кроме того, духовные ценности представлены исторически отобранными и испытанными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, различных видов спорта, игр, туризма и т.п.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, спортивные залы, бассейны, корты, футбольные поля и др.), в специальном оборудовании и инвентаре (гимнастические и легкоатлетические снаряды, тренажеры, гантели, мячи, коньки, лыжи, ракетки и т.п.). Их использование при проведении физкультурных занятий эффективно и целесообразно, а в ряде случаях необходимо.

Физическая культура как персонифицированный результат деятельности характеризуется совокупностью ее полезных результатов, воплощенных в самом человеке. К ним относятся: преобразование природной основы человека и его физическое образование. К ним относят уровень физического развития, физической подготовленности, степень освоения двигательных умений и навыков, эстетика форм тела и др.

Подводя итог, отметим, что физическая культура является сложным, многогранным объектом. Ее необходимо рассматривать и как особый род культурной деятельности, и как результат этой деятельности. Основу ее специфического содержания составляет физическая активность человека, направленная на совершенствование его природных качеств и способностей, благодаря чему в общем комплексе явлений культуры физическая культура является специфическим социальным фактором направленного физического развития человека. Именно этим она отличается от других сторон культуры.

 

    1. Физическая культура в профессиональной деятельности

специалистов

Высокий уровень психофизического состояния и развития профессионально важных качеств у курсантов морских вузов является весьма важным условием на протяжении всего периода обучения, ведь их будущая профессиональная деятельность, сопряженная часто с демонстрацией предельных функциональных возможностей, будет проходить в условиях постоянного взаимодействия с внешней средой и зависеть от состояния погоды и моря, порождающих возникновение экстремальных факторов (С.Н. Фомин, 2006).

Высокая степень специфичности процессов профессионального образования и труда обуславливает необходимость осуществления столь же специфичных и соответствующих направленных физкультурных воздействий на природу человека, что предопределяет сформированность понятия и явления «профессиональная физическая культура».

Профессионально-прикладная физическая культура – часть социальной культуры и ее специфическая преобразовательно-творческая деятельность, удовлетворяющая общественные и личностные потребности в развитии способностей, изучении, накоплении и распространении предметных и духовных ценностей в связи с подготовкой учащейся молодежи к учебной и предстоящей профессиональной деятельности (В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров, 2010).

Более полную характеристику профессиональной физической культуры можно получить при рассмотрении ее трех взаимосвязанных сторон:

  • деятельностная сторона представлена разными формами профессионально-прикладной физкультурной деятельности (игры, труд, общение);
  • предметно-ценностная – представлена совокупностью материальных и духовных ценностей, создаваемых и усваиваемых человеком в процессе профессионально-прикладной физкультурной деятельности (материальные: спортивные сооружения, инвентарь, информация; духовные: виды и способы, методика ППФД, формирование мотивов);
  • результативная сторона характеризуется совокупностью полученных социально ценных результатов и их преобразованием в обществе.

Профилированное физическое воспитание – специализированный педагогический процесс с использованием профилированных средств, форм и методов физического воспитания совершенствования личности, предполагающий в качестве результата сформированность профессионально важных двигательных и личностных качеств, способствующих успешности профессионального образования (С.С. Коровин, 1997).

 

    1. Физическая культура личности

В Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дано следующее определение: «Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и обеспечение на этой основе готовности человека к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Важный критерий физической культуры личности – это мотивационно-потребностная сфера человека (цели занятий, смысл, потребности, интересы, мотивы, эмоции). Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Деятельность в области физической культуры личности имеет и мате-

риальные и духовные формы выражения. Конечно, в основном физическая культура направлена на развитие биологической базы и физических потенций человека. Однако, воздействуя на биологическую сферу комплексов средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности, так как материальные и духовные начала в человеке едины и взаимно обусловлены.

В материальную культуру физическая культура входит самим процессом двигательной деятельности, т.е. главным ее содержанием, которое проявляется в физических качествах человека.

Физическая культура способствует умственному воспитанию людей, так как требует больших знаний в различных областях науки и техники. При этом формируются и проявляются интересы личности, с которыми связано удовлетворение потребностей в области физического совершенствования, укрепления здоровья, достижения спортивных результатов.

В духовную культуры физическая культура ходит накопленными знаниями. Духовными ценностями, наукой, теорией, воспитанием в широком смысле слова, спортивной этикой и эстетикой.

Физические качества и способности человека (сила и выносливость и др.) носят не только материальный, но и социально обусловленный характер. То же можно сказать о функциях органов и систем и о таком интегральном показателе, как здоровье. Все это определяется не только биологическими функциями, но и социальными условиями. Потребности в физическом развитии также носят не столько биологический, сколько социальный характер.

Кроме того, физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, в игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

Физической культуре свойственны познание, создание и закрепление ценностей в присущей ей форме, ценностные ориентации и некоторые другие социальные процессы. В процессе спортивной деятельности формируются такие моральные качества, как честность, мужество, убежденность, ответственность за личное поведение и за действия коллектива и др. Она способствует воспитанию молодого поколения нашей страны.

Необходимо иметь в виду, что культура направлена на преобразование не только внешней социальной и природной среды, но и на самого человека. В физкультурной деятельности человек совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. В процессе такой деятельности он преобразует свою собственную природу, выступая при этом не только как субъект, но и как объект деятельности. Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как результаты по созданию физической готовности людей к жизни, труду, творчеству.

Термин «физическая культура личности» можно выразить как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет  способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творчеству, «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой (В.Г. Шилько, 2003).

Информация о работе Лекции по «Физическая культура»