Лекции по «Физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций

Описание работы

Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...

6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….

32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...

69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..


105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..

142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….

176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………


210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….

233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..


260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………

285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...

314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………

338

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)

 

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, составляющие здорового образа жизни, рациональное питание, режим труда и отдыха, профилактика вредных привычек, закаливание, психологическая саморегуляция, двигательная активность.

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье – это когда нет болезней, и человек хорошо себя чувствует. Так скажет большинство и будет право. Действительно, болезни, недуги, повреждения физические, психические дефекты – антиподы здоровья. Иными словами, невозможно понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, в которой и которой живет человек, в отрыве от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности, в отрыве от его назначения и целей. И здоровье представляется не столько биологическим свойством, сколько многообразным социальным качеством, если угодно, социальным явлением.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей. Четвертые, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, также активно укорачивают свою жизнь.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила рационального питания и личной гигиены.

 

    1. Проблема здоровья и долголетия в современном обществе

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».

Сократ.

Проблема сохранения здоровья и увеличения продолжительности человеческой жизни является важнейшей. На протяжении веков люди старались найти для этого различные средства.

Так для удлинения жизни египтяне советовали 2 раза в месяц принимать рвотное и часто потеть. В качестве омолаживающего средства китайцы рекомендовали пить женское молоко.

В Древнем Риме в средние века распространенным был способ омоложения старцев путем герокомии, т.е. тесного общения стариков с девушками, юношами и детьми. Таким способом будто бы на несколько лет была удлинена жизнь герцога Альбы и Генриха Бурбонского. Также в это время не менее действенным средством для удлинения жизни считалось очищение желудка и кровопускания. Людовику XIII (1601-1643), например, в последние 10 месяцев жизни было дано 215 слабительных, сделано 210 клистиров и 47 кровопусканий.

Для удлинения жизни и омоложения алхимики считали возможным применение особого жизненного эликсира или эликсира вечной юности. Парацельс (XVI век) рекомендовал особый эликсир, который якобы мог продлить жизнь человека до 600 лет, Рожер Бэкон (1214-1294) – препараты золота, Сен-Жермен (XVIII век) – особый чай долгой жизни, состоящий из сандалового дерева, александрийского листа, укропа и винного камня, Калиостро – жизненный эликсир и т.п.

Технический прогресс XX века привел к тому, что доля тяжелого физического труда в процессе производства сократилась в 150-200 раз. Все более интенсивно развивается механизация и автоматизация многих производств. Все большее число людей садятся за рабочий стол и пульты управления. Существенно изменились и условия нашего быта. Молодые люди сейчас плохо себе представляют печное отопление и доставку воды на коромыслах издалека. Центральное отопление и водопровод полностью освободили людей от этого. В настоящее время многие люди стоят на остановках в ожидании городского транспорта вместо того, чтобы пройти 300-500 метров пешком. Недостаток физической работы многие люди стараются «компенсировать» курением и злоупотреблением алкогольными напитками, наркоманией и азартными играми, пассивным туризмом и разнообразными развлечениями техногенного характера.

Однако организм человека за столь короткий исторический период практически не изменился. Резкое снижение двигательной активности, существенное изменение характера и среды жизнедеятельности человека привело к резкому ухудшению здоровья большого числа людей, значительному увеличению числа «болезней цивилизации», связанных с тяжелыми нарушениями обмена веществ, деятельности сердечно-сосудистой и центральной нервной систем (А.А. Николаев, 2005).

В экономически развитых странах смертность от заболеваний системы кровообращения заняло первое место среди всех причин смертности и составило в среднем по странам западной Европы около 52%, значительно опережая смертность от раковых заболеваний (22,8%). За весь ХХ век смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы в экономических развитых странах возросла в 5-6 раз (Л.В Капилевич, В.И.Андреев, 2008).

Структура смертности населения в России и в передовых странах мира существенно не отличается. Около 70% всех смертей определяется болезнями системы кровообращения и новообразованиями. Однако в России от этих и многих других болезней значительная доля людей умирает в более раннем возрасте. Так, от болезней системы кровообращения в России и США умирает примерно 60 на 1000 новорожденных. Но на возраст до 65 лет в США приходится менее 10% этих смертей, а в России – около 30% (Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев, 2005).

В России заболеваемость на 30-40% выше, чем в среднем по Европе. Огромно количество заболеваний туберкулезом, психических заболеваний, наркоманов, больных гепатитом, случаев СПИДа, инфекционных заболеваний, онкологических больных. Количество сердечно-сосудистых заболеваний на 40-50% превышает показатели Европы и Америки.

Американское агентство финансово-экономической информации Bloomberg составило собственный рейтинг стран согласно состоянию здоровья их жителей. Для составления рейтинга журналисты агентства придумали совокупный индекс здоровья и вычли из него индекс рисков для здоровья. В оценке состояния здоровья учитывались показатели продолжительности жизни и детской смертности, причины смертности, показатели смертности. По его данным самой здоровой страной в 2012 года является Сингапур. За ним с небольшим отставанием идут Италия, Австралия, Швейцария и Япония. Россия заняла в рейтинге 97-е место, расположившись по соседству с такими странами, как Мадагаскар и Ирак.

Сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! В среднем – один ученик на класс. Это показали исследования Научного центра здоровья детей РАМН. За период школьного обучения особенно усиливаются миопия и дефекты опорно-двигательного аппарата (примерно в 2 раза). Так, например, к моменту окончания средней школы близорукость и нарушения осанки и стопы – в среднем у каждого третьего выпускника. К 17 годам количество детей, имеющих хроническое заболевание, достигает 45%. По данным 1997 г. только 10-12% юношей годны к военной службе по состоянию здоровья.

Низкая эффективность мероприятий по нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на генофонд населения (например, по данным 1994г. наше промышленное производство – почти в 20 раз опаснее для человека, чем западноевропейское) способствовала тому, что в России в 1995 была самая короткая в Европе продолжительность жизни – 59 лет, в настоящий момент – уже 69 лет, чему способствовало проведение государственной политики Российской Федерации.

По стандартам Всемирной организации здравоохранения, если потребление чистого спирта превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. В России потребляют, только по официальным данным, 18 л чистого спирта, по другим данным – 23 л. У нас возросло курение за последние десять лет у мужчин на 20%, у женщин – на 35%, у подростков – на 50% (Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев, 2005).

В основе современных представлений о путях продления жизни, сохранения хорошей физической и умственной работоспособности до глубокой старости лежат представления о правильном образе жизни. Итак, здоровье и долголетие зависят от нас самих.

    1. Понятия и характеристики здоровья и здорового образа жизни

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».

Г. Гейне.

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, принятому в 1948 г.: «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Духовное, душевное (психическое, ментальное) и телесное бытие человека неразрывны.

По мнению В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко, собравших большинство имеющихся на сегодняшний день определений понятия «здоровье», можно утверждать, что здоровье – это:

1) состояние  организма, в котором отмечается  соответствие структуры и функции  органов и систем органов человеческого  тела, а также способность регуляторных систем поддерживать гомеостазис (постоянство внутренней среды);

2) процесс  сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни;

3) способность  организма сохранять соответствующую  возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации;

4) состояние  организма, определяющее его адаптивные  возможности и составляющее потребностно-мотивационную  и информационную основу жизнедеятельности организма.

B.П. Петленко  (1987) вывел замечательную формулу:

Здоровье = Я могу + Я хочу + Я должен!,

где Я могу – физическое здоровье;

Я хочу – психическое здоровье;

Я должен – социальная ответственность.

  • Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Вклад различных факторов в состояние здоровья: наследственность – 20%; окружающая среда – 20%; уровень медицинской помощи – 10%; образ жизни – 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых (Ю.П. Лисицин, 1987; Ю.Г. Коджаспиров, 2006), выглядят так:

  • человеческий фактор – 25% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье – 15%);
  • экологический фактор – 25% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 15%);
  • социально-педагогический фактор – 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15%, поведение, режим жизни, привычки – 25%);
  • медицинский фактор – 10%.

Ценность здоровья достаточно велика и не нуждается в научных доказательствах. Однако поведенческая активность, направленная на сохранение и укрепление здоровья, у многих людей не соответствует этому. Из всех факторов, детерминирующих здоровье, наибольшее значение имеет образ жизни человека. Образ жизни – деятельность личности, которая протекает в конкретных условиях жизни (трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой), реагирует на них и зависит от них это.

Образ жизни человека – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией. Охватывает труд, бытовые формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей.

«Здоровый образ жизни – такая организация труда, отдыха, творческого самовыражения, отправления культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и, в конечном счёте, гармоническое развитие личности во всех возрастных периодах» (А.Г. Фурманов, 2003).

 

    1. Адаптация – основной процесс приспособляемости организма

к меняющимся условиям его существования

Доказано, что изначально человек наделен огромными приспособительными возможностями, чтобы быть здоровым. Организм человека приобретал механизмы приспособления в процессе длительной биологической и социальной эволюции, которая совершалась в условиях окружающей среды. Так сформировался принцип выживания: принцип единства организма и среды, который был открыт И.М.Сеченовым. Согласно этому принципу, адаптация организма к окружающей среде была, есть и будет продолжаться.

Информация о работе Лекции по «Физическая культура»