Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...
6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….
32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...
69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..
105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..
142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….
176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………
210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….
233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..
260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...
314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………
338
Основными признаками личной физической культуры считаются:
и их краткая характеристика
Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству людей с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении курсантов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности (Д.Н. Давиденко, Г.Н. Пономарев, 2004).
«Физическая культура» – термин и понятие впервые ввел ректор Московского института физической культуры профессор В.Е. Игнатьев в 1919 г. на II съезде Всеобуча.
Существует несколько значений этого определения.
Физическая культура – это:
Физическая культура включает в себя следующие компоненты: физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и физическую реабилитацию (рис. 1).
Физическое воспитание |
Спорт |
Физическая рекреация |
Физическая реабилитация |
Рис. 1. Компоненты физической культуры
Физическое воспитание – это социально-педагогический процесс, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и в воспитании (управление развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к трудовой, военной или учебной деятельности (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976).
Физическое воспитание включает в себя компоненты: физическое образование, физическую подготовку и физическое развитие (рис. 2).
Физическое образование |
Физическая подготовка |
Физическое развитие |
Рис. 2. Компоненты физического воспитания
Физическое образование – педагогический процесс, направленный на усвоение системы знаний и развитие интеллектуальных способностей личности, освоение основ знаний о целях, задачах, средствах, методах, формах, видах, принципах, правилах и закономерностях занятий физической культурой (А. А. Васильков, 2008).
Физическая подготовка – педагогический процесс развития двигательных навыков, умений и физических качеств. Различают: «общую физическую подготовку» (ОФП) – включающую средства, не связанные с соревновательной деятельностью, и направленную на гармоничное развитие всех мышечных групп и физических качеств, повышение функциональной работоспособности организма; «специальную физическую подготовку» (СФП) – направленную на развитие мышечных групп, функциональных систем и физических качеств, необходимых для достижения наивысших показателей в спортивной и профессиональной деятельности (Н.В. Платонов, 2004).
Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2004).
Система физического воспитания – это исторически определенный
тип социальной практики физического воспитания, то есть целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. Система физического воспитания характеризуется:
Физическое совершенство – наиболее выраженный специфический результат воздействия физической культуры на человека (Ю.И. Евсеев, 2005).
Спорт представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2006).
и физической культуры
Как было показано выше, происходящие процессы демократических изменений в России, национальный и международный рынок труда ужесточили требования к профессиональным качествам морских специалистов. В связи с этим развитие высшего морского образования в настоящее время в нашей стране во многом определяется международными тенденциями, ее участием в Болонском процессе.
Содержание учебных программ по специальностям, связанным с эксплуатацией водного транспорта, определено требованиями постановлений Правительства Российской Федерации, касающимися организации высшего образования, развития физической культуры и спорта; государственными образовательными стандартами ВПО и СПО, а также Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты с поправками, внесенными в 1995г. (ПДМНВ-95).
Структура и содержание материалов упомянутой выше Международной Конвенции ПДМНВ-95 по сравнению с ранее действовавшей существенно изменены в части требований к уровню компетентности специалистов морского флота и к системе контроля над обеспечением и поддержанием необходимого уровня компетентности, в частности, введения более строгих норм к профессиональной подготовке, состоянию здоровья моряков и «руководства по оценке минимальных физических способностей моряка» (с. 143).
В Морской доктрине РФ на период до 2020 года говорится, что Российская Федерация «…намерена решительно и твердо укреплять свои позиции среди ведущих морских держав. Кадровое обеспечение всех видов морской деятельности имеет первостепенное значение и предусматривает: сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности; обеспечение государственной поддержки в содержании и эксплуатации учебных судов, материально-технической базы образовательных учреждений морского профиля» (2001, с. 10).
Задачами Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы», являются «…развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития…» (2005, с. 18).
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» № 329-ФЗ от 04.12.2007 г. устанавливает, что образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (2008) говорится, что приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта должны стать разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, апробация и внедрение новых технологий, усовершенствованных педагогических систем.
Завершая рассмотрение данного вопроса, следует подчеркнуть, что физическая культура, как социальный феномен, присуща любому обществу и чем выше общая культура общества, тем в большей степени находит свое развитие физическая культура, как один из главных факторов укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и в конечном итоге сохранения нации.
Физическая культура в морских вузах представлена как учебная дисциплина, оказывающая значительное влияние на развитие личности, психофизическое становление курсантов и надежность их профессиональной подготовки. Она направлена на совершенствование прикладных двигательных способностей курсантов, практическое освоение ими физических упражнений, приемов и действий, обеспечение высокого уровня физической и методической подготовленности к успешной профессиональной деятельности.
Являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, физическая культура призвана активно воздействовать на формирование морального и духовного облика будущих специалистов морского торгового флота, способствовать пропаганде здорового образа жизни, воспитанию морально-волевых и психологических качеств, привычке к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в береговых и судовых условиях.