Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...
6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….
32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...
69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..
105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..
142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….
176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………
210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….
233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..
260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...
314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………
338
Ключевые слова: социальность физической культуры, функциональная система, саморегуляция, гомеостаз, нейро-гуморальный механизм организма, рефлекс, рефлекторная дуга, адаптация, гиподинамия, гипоксия, метаболизм, анаболизм, катаболизм, сверхвосстановление, предстартовое состояние, врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание».
Введение
«Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни» (В.И. Ильинич, 2007). Но в истории человеческого общества именно личности, а не биологические организмы, изменяют мир, созидают его и разрушают, устанавливают спортивные рекорды. Следовательно, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.
Познание самого себя является важным шагом в решении проблемы формирования физической культуры личности будущего морского специалиста, который при изучении данной темы должен:
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры курсантов как здоровьесберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки развития физических качеств и обучения двигательным действиям.
Социокультурная структура физической культуры и спорта является самоорганизующейся в рамках целого образуемого обществом и средой функционирования, возникает и развивается в зависимости от целого комплекса компонентов условий жизнедеятельности. Эти условия, как показывает практика, могут быть не только стабилизирующими и развивающими, но и разрушающими основы физкультурно-спортивной деятельности курсантов.
Общество заинтересованно в укреплении здоровья своих членов и должно предпринимать действенные меры по обеспечению подрастающего поколения и представителей всех возрастных групп надлежащими условиями для биологически необходимых дополнительных занятий физическими упражнениями и различными активными видами спорта.
Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологическое начало. Социальные факторы в той или иной степени воздействуют на физическое развитие молодежи и взрослых членов общества, на их взгляды и активность действий в отношении занятий физической культурой для обеспечения своей оптимальной жизнедеятельности. Социальное значение физической культуры заключается в воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном использовании свободного времени, обеспечении занятости населения.
Важную роль в этом процессе должна играть и семья – ячейка общества. К сожалению, во многих семьях предпочтение отдается пассивному отдыху и по любому поводу принимаются лекарства. Нередки и другие семейные традиции, когда личные занятия физическими упражнениями и спортом подменяются «пассивно-активными» действиями – «болением» на стадионах и в спортивных залах. Активный отдых заменяется «эмоциональной разгрузкой» при просмотре спортивных передач по телевизору. С точки зрения физиологии и психологии такие «телевизионные» занятия спортом очень далеки от обеспечения оптимальной двигательной деятельности индивида.
Следует отметить неимоверную сложность и рациональность организма, который сформировался в ходе филогенеза «человека разумного». Человек – это великое чудо природы, раскрывающееся не только во взлетах его ума, духа, но и в биологическом совершенстве его организма. Но, как ни парадоксально, именно в этом великом совершенстве заключен и «недостаток» такого организма. Это совершенство притупляет нашу «бдительность» в отношении собственных негативных воздействий на свой организм.
Организм человека – весьма сложная система с множеством безусловных и условных реакций, обеспечивающих высокую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Многие люди, однако, неразумно долго и упорно испытывают стойкость своего организма неправильным образом жизни, алкоголем, никотином, и нередко через десятилетия становятся очевидными неизбежные пагубные последствия. Резкое сокращение движений, снижение мышечной работы (гипокинезия) – одна из серьезных причин появления и угрожающе быстрого распространения сердечно-сосудистых заболеваний, нервных заболеваний, а также болезней, связанных с нарушением деятельности желудочно-кишечного тракта, желез внутренней секреции и других органов и систем. Все это приводит к быстрому одряхлению организма, преждевременной старости и смерти (в последние годы даже среди молодых людей, не доживших и до 30 лет).
Так возникают социальные и индивидуальные проблемы здоровья, здорового образа жизни, оптимального соотношения умственных и физических нагрузок, воздействия неблагоприятных социальных и экологических факторов на жизнедеятельность индивида, проблемы физической культуры общества и каждого отдельного человека.
Все органы человека тесно связаны и взаимодействуют между собой, а также являются сложной биологической системой. Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики, его двигательных качеств и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды (В.И. Ильинич, 2007).
Русский физиолог И.П. Павлов подчеркивал: «Человек есть...система, в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая».
Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.
На Земле все живое (от растений и простейших до наиболее высоко развитых существ) с момента своего появления было наделено еще одним, едва ли не важнейшим свойством – приспосабливаемостью, которое в той или иной мере обеспечивало выживаемость вида, порой, в несовместимых ранее с жизнью условиях их существования в среде.
В процессе эволюции, при формировании взаимоотношений организма с внешней средой, в нем выработалось важнейшее свойство сохранять постоянство состава внутренней среды – гомеостаз (от греч. «гомойос» – одинаковый, «стасис» – состояние). Выражением гомеостаза является наличие ряда биологических констант – устойчивых количественных показателей (температура тела, содержание в крови сахара, ионов калия и др.), характеризующих нормальное состояние организма. Гомеостатическое равновесие поддерживается механизмами автоматической саморегуляции, приобретенными живыми существами в результате совершенствования их приспособительной деятельности в процессе эволюции.
Однако адаптивные механизмы организма не исчерпываются сохранением гомеостатического состояния, поддержанием постоянства регулируемых функций. Например, при разного рода физических нагрузках направленность регуляции ориентирована на обеспечение оптимальных условий функционирования организма в связи с возросшими требованиями (учащение сердцебиения, дыхательных движений, активизации обменных процессов и др.). Жизнь на всех ступенях ее развития – «постоянное приспособление ... к условиям существования» (И.М.Сеченов, 1863), то есть жизнь – непрекращающийся процесс адаптации к постоянно меняющимся условиям среды.
Напомним, что в процессе приспособления в животном мире сформировались нервные и гуморальные реакции, которые постоянно трансформировались в соответствующие механизмы регуляции функций организма. Нервный механизм регулирования осуществляется через нервные импульсы, идущие по определенным нервным волокнам к строго определенным органам или частям организма. Гуморальный механизм (от лат. «хумор» – жидкость) регулирования осуществляется за счет химических веществ, которые содержатся в циркулирующих в организме жидкостях (крови, лимфе, тканевой жидкости). Основным нервным механизмом регуляции функций является рефлекс – ответная реакция организма, посредством подачи нервных импульсов, на раздражение, поступающее из внешней или внутренней среды. Он реализуется по рефлекторной дуге – путь, по которому идет возбуждение от рецепторов до исполнительных органов (мышцы, железы и т.п.). В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:
Любое раздражение – механическое, световое, звуковое, химическое, термическое, воспринимаемое рецептором, преобразуется в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему (ЦНС). При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях, происходящих во внешней среде и внутри организма. В ЦНС эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам – мышцам, железам и вызывает тот или иной приспособительный акт, движение или секрецию.
Суть саморегулирования состоит в направленном на достижение конкретного результата управления органами и процессами их функционирования в организме на основе информации об этом, которая циркулирует в каналах прямой и обратной связи по замкнутому циклу, например, терморегуляция, боль и др.). Функцию каналов связи могут выполнять рецепторы, нервные клетки, циркулирующие в организме жидкости и др.
Согласно теории функциональных систем, центральным системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат ее деятельности, определяющий в целом для организма условия течения метаболических процессов (П.К.Анохин, 1980). Основной функцией организма является обмен веществ (метаболизм), который обеспечивается одновременно и непрерывно протекающими процессами во всех органах и тканях – ассимиляция (анаболизм) и диссимиляция (катаболизм).
Суть функциональной системы в том, что полезный результат является решающим фактором (смыслом) поведения животных и человека, для достижения которого в нервной системе формируется группа взаимосвязанных нейронов, так называемая функциональная система. Сколько нервных клеток будет включено в эту систему, какой уровень их активности необходим, какие взаимоотношения должны быть между ними установлены, а какие исключены – все это определяется намечаемым результатом. С возникновением цели, вошедшие в функциональную систему элементы из самостоятельных и независимых превращаются во взаимосвязанные и подчиненные единому процессу достижения результата. В случае недостаточности полученного результата происходит стимулирование активирующих механизмов, возникает активный подбор новых компонентов, и, наконец, после нескольких «проб и ошибок» находится совершенно достаточный приспособительный результат.
Были сформулированы основные признаки функциональной систем как интегративного образования (С.Е. Павлов, 2000):
1. Функциональная система является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циклической циркуляции от периферии к центрам и от центров к периферии, хотя и не является «кольцом» в полном смысле этого слова.
2. Существование любой функциональной системы непременно связано с получением какого-либо четко очерченного результата, определяющего то или иное распределение возбуждений и активностей по функциональной системе в целом.
3. Другим абсолютным признаком функциональной системы является наличие рецепторных аппаратов, оценивающих результаты ее действия. Эти рецепторные аппараты в одних случаях могут быть врожденными, в других это могут быть афферентные образования центральной нервной системы.
4. Каждый результат действия такой функциональной системы формирует поток обратных афферентаций, представляющих все важнейшие признаки полученных результатов.
5. Жизненно важные функциональные системы, на основе которых строится приспособительная деятельность новорожденных животных к характерным для них экологическим факторам, обладают всеми указанными выше чертами и оказываются созревшими точно к моменту рождения.
Не зная строения организма человека, особенности процессов жизнедеятельности в отдельных его органах, и организме в целом, нельзя обучать, воспитывать и лечить человека, нельзя так же обеспечить его физическое совершенствование. В связи с этим каждому занимающемуся необходимы знания о работе систем организма и влиянии физических упражнений на их работу. С позиции физического развития и физического воспитания для нас наиболее интересны следующие системы: опорно-двигательная; сердечно-сосудистая; дыхательная; пищеварительная и нервная.