Лекции по «Физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций

Описание работы

Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...

6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….

32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...

69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..


105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..

142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….

176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………


210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….

233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..


260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………

285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...

314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………

338

Файлы: 1 файл

курс лекций.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)
  • создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию курсантов возложена кафедры физического воспитания в соответствии с учебным планом и государственной программой.

Массовые физкультурные и спортивные мероприятия организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни. Эти мероприятия проводятся Центром физической подготовки и спорта совместно с кафедрой на основе инициативы и самостоятельности студентов.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья курсантов осуществляется врачами Лечебно-диагностическим центром.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:

♦ теоретических, практических, контрольных;

♦ индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций.

Внеучебные занятия организуются в форме:

♦ выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

♦ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

♦ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, ту-

ризмом;

♦ массовых оздоровительных, физкультурно-спортивных мероприятий.

Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.

 

    1. Основные положения организации физического воспитания

курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского

В ходе реализации учебной рабочей программы «Физическая культура», при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 400 часов (общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы), должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (Федеральный компонент).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

  • знанием и пониманием норм здорового образа жизни, использованием средств физической культуры для оптимизации труда и повышения работоспособности (ОК-8).

В свою очередь обязательный минимум содержания образовательной программы позволяет определить требования к знаниям и умениям курсанта по окончанию курса обучения по дисциплине «Физическая культура»:

 

Знать:

1.

Основы общефизической подготовки.

2.

Основы здорового образа жизни, опасности алкоголя, наркотиков, синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа).

3.

Особенности использования средств физической культуры для профессиональной деятельности в обычных и экстремальных условиях.

4.

Основные методики самоконтроля и системы физических упражнений, необходимых и применимых при длительном пребывании на ограниченном пространстве и угрозе гиподинамии.

5.

Традиционные морские виды спорта.


 

 

Уметь:

1.

Использовать средства физической культуры.

2.

Поддерживать физические свойства организма при длительном пребывании на ограниченном пространстве в условиях качки.

3.

Подниматься и спускаться по штормтрапу, выносить пострадавших по горизонтальным поверхностям, наклонным и вертикальным трапам.

4.

Организовывать спортивные соревнования на судне.


 

 

Владеть:

1.

Навыками общей физической культуры.

2.

Навыками использования методик и комплексов физических упражнений для избежания гиподинамии в судовых условиях.

3.

Навыками закаливания организма.

4.

Навыками самоконтроля за состоянием своего организма.


 

 

Основные виды учебных занятий: теоретические и практические, продолжительность – 2 часа. Теоретические занятия проводятся в форме лекций для всего курса, а так же по отдельным учебным группам. Практические занятия являются основным видом учебных занятий. Они направлены на формирование физических качеств и прикладных двигательных навыков, проводятся преподавательским составом кафедры ТМСД по учебным группам, численность курсантов, занимающихся под руководством одного преподавателя должна составлять 12-15 человек.

Учебный материал дисциплины распределяется по теоретическому, практическому и контрольному разделам программы.

Теоретический раздел предусматривает формирование системы научно-практических знаний и отношение к физической культуре.

Практический раздел предусматривает повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование и совершенствование профессионально важных качеств, овладение средствами и методами физкультурной и спортивной деятельности, приобретение опыта самостоятельного целенаправленного использования средств физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности. Практический раздел состоит из методико-практического и учебно-тренировочного подразделов.

Методико-практический подраздел направлен на освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненно важных умений, навыков средствами физической культуры.

Учебно-тренировочный подраздел содействует приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности. Данный подраздел базируется на комплексном использовании теоретических знаний и методических умений и включает в качестве обязательных видов физических упражнений элементы легкой атлетики, спортивных игр, плавания и профессионально-прикладной физической подготовки.

Контрольный раздел определяет дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности курсантов. Данный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения курсантами учебного материала.

Зачет складывается из трех подразделов:

  • теоретические знания;

  • методические знания, жизненно важные и профессионально-прикладные умения и навыки;

  • общая и профессионально-прикладная физическая подготовка.

Общие требования к зачету для курсантов:

  • систематическое посещение учебных занятий по физической культуре;
  • знание основ теоретического раздела рабочей учебной программы;
  • освоение методико-практического подраздела программы;
  • выполнение учебно-контрольных нормативов (практическая подготовка) для определения уровня физической подготовленности.

Общий зачет за семестр курсантам определяется согласно разработанной балльно-рейтинговой системы оценки теоретических знаний, методико-практических умений и навыков курсантов, сдачи контрольных нормативов по физической подготовленности. Определение уровня развития физических качеств осуществляется через 100-балльную шкалу оценки, позволяющую с большей степенью вероятности оценить физическую, теоретическую и методическую подготовленность занимающегося. В проверочный комплекс включается не менее 10 упражнений, позволяющих определить уровень развития выносливости, быстроты, силы и ловкости. Требования к уровню развития физических качеств от курса к курсу повышаются. Курсантам за участие в спортивных соревнованиях, выполнение спортивных разрядов и превышение оценки «отлично» в различных нормативах даются дополнительные баллы (бонусы).

Курсанты, временно освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам выполненной реферативной работы и устного опроса, проводимого в виде собеседования по всем разделам рабочей учебной программы.

Итоговой оценкой по дисциплине «Физическая культура» является среднеарифметическая за промежуточные дифференцированные зачеты. Данная оценка будет указана в приложении к диплому.

 

Заключение

Материалы первой лекции дают возможность сформировать представление о физической культуре как неотъемлемой части общей культуры общества, увидеть этапы ее становления, оценить значение физической культуры при формировании здоровья, профессионального мастерства. Любое гуманное государство стремится развивать и поддерживать физическую культуру общества через законодательные акты, тем самым, подчеркивая ее значимость. И неслучайно, дисциплина «Физическая культура» включена в учебную программу высшего образования.

 

Контрольные вопросы

  1. История физической культуры в рабовладельческом и феодальном обществе.
  2. История физической культуры в капиталистическом обществе, возрождение Олимпийских игр современности.
  3. История физической культуры и спорта в России.
  4. Дайте определение физической культуры.
  5. Дайте определение двигательной деятельности, чем она отличается от физической деятельности.
  6. Что относится к духовным и материальным ценностям физической культуры?
  7. Почему физическая культура является частью культуры общества и личности?
  8. Дайте определение понятию «Профессионально-прикладная физическая культура».
  9. Дайте определение понятию «Профилированное физическое воспитание».
  10. Дайте определение понятиям «физическое воспитание» и «спорт».
  11. Назовите разновидности и структуру физической культуры.
  12. Современное состояние морского образования и физической культуры.
  13. Физическая культура в профессиональной деятельности специалистов.
  14. Назовите основные понятия физической культуры.
  15. Определите основные направления формирования физической культуры личности курсанта.
  16. Основные положения организации физической культуры в высшем учебном заведении.
  17. Назовите формы физической культуры.
  18. Назовите задачи физического воспитания морских специалистов.

Рекомендуемая литература

1. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник / А. А. Васильков. – М.: Феникс, 2008. – 384 с.

2. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Б.Р. Голощапов. – М.: Академия, 2004. – 312 с. – ISBN 5-7695-1754-9.

3. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с.

4. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] : учебник для вузов / В. И. Ильинич. – М.: Гардарики. – 2008. – 366 с.

5. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник / Под ред. Л. П. Матвеева, Н. Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. –304 с.

6. Теория  и  методика  физической  культуры  [Текст] : учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина.  – М. : Советский спорт, 2004. – 464 с.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» [Текст]: //Российская газета. – № 4535. – 05/12/2007.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Текст]: //Российская газета. – № 4539. – 08/12/2007.

9. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2006. – 479 с. – ISBN 5-7695-3079-0.

10. Шилько В. Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности [Текст]: дис...д-ра пед. наук: 13.00.04: /Шилько Виктор Генрихович. – Томск, 2003. – 488 с.

 

ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ

 

План лекции

 

Введение

    1. Социальная значимость физической культуры
  • Организм как биологическая система
  • Опорно-двигательная система и её функции
  • Сердечно-сосудистая система человека
  • Дыхательная система, ее значение и функции
  • Органы пищеварения и обмен веществ
  • Нервная система и её функции
  • Двигательная активность как биологическая потребность организма
  • Физиологические состояния организма при занятиях физическими упражнениями
  • Заключение

    Контрольные вопросы

    Рекомендуемая литература

    Информация о работе Лекции по «Физическая культура»