Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...
6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….
32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...
69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..
105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..
142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….
176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………
210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….
233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..
260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...
314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………
338
В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию курсантов возложена кафедры физического воспитания в соответствии с учебным планом и государственной программой.
Массовые физкультурные и спортивные мероприятия организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни. Эти мероприятия проводятся Центром физической подготовки и спорта совместно с кафедрой на основе инициативы и самостоятельности студентов.
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья курсантов осуществляется врачами Лечебно-диагностическим центром.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:
♦ теоретических, практических, контрольных;
♦ индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций.
Внеучебные занятия организуются в форме:
♦ выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
♦ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
♦ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, ту-
ризмом;
♦ массовых оздоровительных, физкультурно-спортивных мероприятий.
Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.
курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
1. |
Основы общефизической подготовки. |
2. |
Основы здорового образа жизни, опасности алкоголя, наркотиков, синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа). |
3. |
Особенности использования средств физической культуры для профессиональной деятельности в обычных и экстремальных условиях. |
4. |
Основные методики самоконтроля и системы физических упражнений, необходимых и применимых при длительном пребывании на ограниченном пространстве и угрозе гиподинамии. |
5. |
Традиционные морские виды спорта. |
1. |
Использовать средства физической культуры. |
2. |
Поддерживать физические свойства организма при длительном пребывании на ограниченном пространстве в условиях качки. |
3. |
Подниматься и спускаться по штормтрапу, выносить пострадавших по горизонтальным поверхностям, наклонным и вертикальным трапам. |
4. |
Организовывать спортивные соревнования на судне. |
1. |
Навыками общей физической культуры. |
2. |
Навыками использования методик и комплексов физических упражнений для избежания гиподинамии в судовых условиях. |
3. |
Навыками закаливания организма. |
4. |
Навыками самоконтроля за состоянием своего организма. |
Общие требования к зачету для курсантов:
Общий зачет за семестр курсантам определяется согласно разработанной балльно-рейтинговой системы оценки теоретических знаний, методико-практических умений и навыков курсантов, сдачи контрольных нормативов по физической подготовленности. Определение уровня развития физических качеств осуществляется через 100-балльную шкалу оценки, позволяющую с большей степенью вероятности оценить физическую, теоретическую и методическую подготовленность занимающегося. В проверочный комплекс включается не менее 10 упражнений, позволяющих определить уровень развития выносливости, быстроты, силы и ловкости. Требования к уровню развития физических качеств от курса к курсу повышаются. Курсантам за участие в спортивных соревнованиях, выполнение спортивных разрядов и превышение оценки «отлично» в различных нормативах даются дополнительные баллы (бонусы).
Курсанты, временно освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам выполненной реферативной работы и устного опроса, проводимого в виде собеседования по всем разделам рабочей учебной программы.
Итоговой оценкой по дисциплине «Физическая культура» является среднеарифметическая за промежуточные дифференцированные зачеты. Данная оценка будет указана в приложении к диплому.
Заключение
Материалы первой лекции дают возможность сформировать представление о физической культуре как неотъемлемой части общей культуры общества, увидеть этапы ее становления, оценить значение физической культуры при формировании здоровья, профессионального мастерства. Любое гуманное государство стремится развивать и поддерживать физическую культуру общества через законодательные акты, тем самым, подчеркивая ее значимость. И неслучайно, дисциплина «Физическая культура» включена в учебную программу высшего образования.
Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература
1. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник / А. А. Васильков. – М.: Феникс, 2008. – 384 с.
2. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Б.Р. Голощапов. – М.: Академия, 2004. – 312 с. – ISBN 5-7695-1754-9.
3. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с.
4. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] : учебник для вузов / В. И. Ильинич. – М.: Гардарики. – 2008. – 366 с.
5. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник / Под ред. Л. П. Матвеева, Н. Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. –304 с.
6. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2004. – 464 с.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» [Текст]: //Российская газета. – № 4535. – 05/12/2007.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Текст]: //Российская газета. – № 4539. – 08/12/2007.
9. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2006. – 479 с. – ISBN 5-7695-3079-0.
10. Шилько В. Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности [Текст]: дис...д-ра пед. наук: 13.00.04: /Шилько Виктор Генрихович. – Томск, 2003. – 488 с.
ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение |
Контрольные вопросы |
Рекомендуемая литература |