Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:30, курс лекций
Проблема подготовки специалистов любого профиля в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, со стабильно высокой потребностью в квалифицированных специалистах. Программа обучения такого специалиста нуждается в постоянном совершенствовании с учетом накопленного опыта и требований практики.
Стр.
Введение………………………………………………………………...
4
Тема 1
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке курсантов………………...
6
Тема 2
Социально-биологические основы физической
культуры…………………………………………………….
32
Тема 3
Здоровый образ жизни и его отражение в будущей
профессиональной деятельности курсантов……………...
69
Тема 4
Психофизиологические основы учебного труда и
интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности…………..
105
Тема 5
Основы спортивной тренировки – физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость)..
142
Тема 6
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания курсантов……………………….
176
Тема 7
Особенности плавательной практики на парусном судне, требования к физическим и личностным качествам
курсантов……………………………………………………
210
Тема 8
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями……………………………….
233
Тема 9
Особенности занятий видами спорта или системами
физических упражнений (с учетом профессиональной деятельности)………………………………………………..
260
Тема 10
Основы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
285
Тема 11
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских вузов…………………………………...
314
Тема 12
Физическая культура в профессиональной деятельности морского специалиста………………………………………
338
При воздействии на кожу холодного воздуха, ветра, воды наступает реакция в виде сокращения сосудов. Раздражение, полученное воспринимающими нервными рецепторами кожи распространяется и на слизистые оболочки: их сосуды вначале сокращаются, а затем расширяются; при этом происходит выделение жидкости, слизи (насморк, чихание, кашель).
Однако если раздражающие кожу факторы (холод, ветер, вода и пр.) будут действовать постепенно и постоянно, нервы и сосуды к ним приспособятся, и реакция организма будет менее выраженной и безболезненной. Следовательно, сущность закаливания заключается в тренировке организма систематическими раздражениями нарастающей интенсивности.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы закаливания: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.
Закаливание основывается на разумном использовании естественных факторов природы – солнца, воздуха и воды. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. При закаливании лучами солнца создается привыкание к теплу, а при закаливании холодным воздухом или холодной водой – адаптация к холоду.
Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. В данном случае происходит закаливание организма к перепадам температур. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.
В теплое время года нужно использовать малейшую возможность для купания в открытых водоемах, здесь помимо положительного влияния воды, громадную роль играет гармоничное общение с природой.
Существуют еще методики обливания водой на открытом воздухе, стоя босиком на земле. В этом случае мы восстанавливаем собственную энергетику и сливаемся с природой. Купание в проруби – это «высший пилотаж» в закаливании, к которому надо стремиться.
Под влиянием закаливания воздухом, водой, солнечными лучами повышаются сопротивляемость и выносливость организма к меняющимся условиям внешней среды: увеличивается иммунологическая устойчивость к заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции, уравновешивается состояние нервных процессов.
Психорегуляция. Нормальное состояние психики является важной характеристикой здоровья человека. Основными показателями психического здоровья являются: ясное сознание, и хорошая память; отсутствие нарушений мышления, интеллекта и речи; эмоциональная устойчивость; способность быстро и эффективно приспосабливаться к изменению условий окружающей среды, быта, учебы и производства.
Условия и образ жизни современных людей привели к увеличению психических и так называемых психосоматических заболеваний. При психосоматических заболеваниях первично нарушаются функции центральной нервной системы, а затем происходят изменения в соответствующих органах. К числу так называемых психосоматических заболеваний у современных людей можно отнести следующие: стенокардия, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет и другие.
Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса (напряжения). К числу отрицательных факторов, вызывающих его у курсантов, можно отнести проблемы в семье, роте, группе, обиду, тоску, неустроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное оскорбление, сильный страх, дефицит времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться.
Известно, что на психический настрой человека благоприятно действуют добрые взаимоотношения, ласковые слова, приятная музыка, благоустроенный интерьер, живопись и многое другое. Очень сильным средством воздействия на психику и через нее на органы и системы человека является слово. Недаром именно слово лежит в основе различных приемов психорегуляции и психотерапии. Оптимизировать психическую деятельность и оказать оздоровительное влияние на весь организм можно различными приемами самовнушения, внушения со стороны другого человека, представлениями о приятных ощущениях и различных движениях (А.А. Николаев, 2005).
Анализ данных о возникновении и течении заболеваний, связанных со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на изменение возникшей ситуации. Предотвращение срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу. Полезны все формы тренировок – от легкой ходьбы или утренней зарядки до многочисленных марафонских пробегов.
Существуют и другие эффективные методы борьбы со стрессом. Одним из эффективных методов снятия стресса является парная баня. И.П.Павлов подчеркивал, что воздействие банного пара начинается с кожи, жар возбуждает рецепторы. Жар бани разогревает кожу, мышцы, различные ткани и органы, вызывая приятную расслабленность, раскованность. Баня снимает утомление, которое постепенно накапливается в организме. Физиологи объясняют это тем, что вместе с потом удаляется молочная кислота, накопившаяся в мышцах и усугубляющая чувство утомления.
Эффективным методом снятия стресса является аутогенная тренировка. Основой тренировки, которую предложил врач-психиатр А.В. Алексеев, является произвольное расслабление мышц тела. При помощи специальных упражнений человек погружается в такое состояние, когда он легче поддается самовнушению. Самовнушение-это метод психопрофилактики с целью благотворного влияния на свое душевное состояние и работоспособность. Сочетанное воздействие расслабленности и самовнушения довольно быстро снимает напряжение и восстанавливает работоспособность, делая полноценным кратковременный отдых. Такая тренировка не имеет противопоказаний.
Большое значение для снятия стресса имеет дыхание, так как оно помогает быстро регулировать эмоциональное состояние. Для этого специалисты советуют использовать ритмичное полное дыхание. Лучше всего его сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой, которая и задает дыхательный ритм. Такое дыхание не только оказывает успокаивающее, антистрессовое и отвлекающее действие, но и переключает внимание, снимает излишнее волнение перед экзаменом, выступлением, помогает регулировать эмоции, воспитывать силу воли, выдержку, внутреннюю дисциплину. Его хорошо сочетать с самовнушением.
Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
Заключение
Следуя и выполняя следующие 12 жизненных принципов академика Федора Григорьевича Углова, каждый может оставаться здоровым и активным на долгие годы:
Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература
ТЕМА 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение |
Контрольные вопросы |
Рекомендуемая литература |
Ключевые слова: обучение, функциональное состояние, умственный труд, интеллект, мышление, эрудиция, здравый смысл, рассудок, разум, утомление, формированию рабочей доминанты, врабатываемость, оптимальная работоспособность, полная компенсация, неполная компенсация, прогрессивное снижение работоспособности, конечный порыв, циркадные ритмы, «совы», «жаворонки», аритмики, «мышечная радость», функциональный потенциал, активный отдых, аутогенная тренировка, психологическая регуляция, психофизическая настройка, биорезонансная методика.
Введение
Несмотря на огромную роль человека в осуществлении производственного процесса, влияние его ограничивается психофизиологическими возможностями организма. В основе исследования психофизиологических факторов, определяющих возможности организма, лежит понятие работоспособности человека – функционального свойства организма человека, необходимого для выполнения конкретной работы. С физической точки зрения, это означает, что человеческий организм должен выдерживать определенные нагрузки – физическую, нервно-психическую и эмоциональную, повышать и сохранять на определенном уровне интенсивность физиологических процессов в двигательном аппарате, нервной системе, органах кровообращения, дыхательных органах и тем самым обеспечивать нормальное течение учебной и трудовой деятельности.