Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа
На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет физической культуры
Кафедра Адаптивной Физической Культуры
и методики обучения.
работа
"Методика коррекции
физического развития и
Выполнила ст.6 курса
Заочной формы бучения
Факультет физической культуры
Специальность АФК
Научный
руководитель
Подпись ______________________
Рецензент
Оценка ______________________
Подпись ______________________
Допущена к защите в ГАК
Заведующий кафедрой
АФК и методики обучения
Декан факультета физической культуры _____________
_____число___________месяц 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
1.4 Постановка проблемы……………………………
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель……………………………………………………………………
2.2 Задачи………………………………………………………………
2.3 Методы………………………………………………………………
2.4 Организация исследования………………
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.
Для правильной и своевременной организации профилактических и коррекционных мероприятий для детей с нарушениями осанки и сколиоза исключительно, важное значение, имеет правильно установленный диагноз, который выявляется медицинскими работниками дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник.
Большое внимание при этом уделяется раннему выявлению нарушений осанки и сколиозов. С этой целью врачами врачебно-физкультурного диспансера ежегодно проводятся семинары для медицинских работников и инструкторов лечебной физкультуры по ранней диагностике пороков осанки, сколиозов и их коррекции. При этом на медицинских работников указанных учреждений возлагается задача выявления отклонений со стороны осанки и позвоночника, и направления таких детей на консультацию во врачебно-физкультурный диспансер, а на врачей диспансера - дополнительные исследования, окончательная установка диагноза и выбор коррекционных и профилактических средств.
В нашей жизни часто приходится вести
неподвижный образ жизни, много нервничать,
переживать, также часто нарушать режим
питания, в итоге мы получаем нарушение осанки, в котором
пребывает 90% населения.
Однако, несмотря на всю важность проблемы нарушения осанки и сколиоза в литературе уделено много внимания данному вопросу, но нет единой направленности медицинских работников и специалистов физической культуры, что и послужило для нас актуальностью.
Объектом является процесс физического развития и физической подготовленности школьников с нарушениями осанки.
Предмет исследования: методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.
Гипотеза: если применить специально подобранный комплекс упражнений, игры и домашнее задание, закрепляющие этот комплекс упражнений, то произойдёт улучшение физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.
Научная новизна заключается в применении разработанной нами методики в общеобразовательных учреждениях при организации работы с детьми с нарушением осанки на уроках физической культуры и занятиях ЛФК.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики улучшения физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.
Результаты работы могут быть использованы в практике работы общеобразовательных учреждений.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристики и
причины возникновения
ОСАНКА – это комплексное понятие о привычном
положении тела
Нарушения осанки возникают: в ясельном возрасте – у 12%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребёнка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой (1986) нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Осанка ребёнка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.
Правильная осанка характеризуется: прямое положение туловища и головы; развёрнутая грудная клетка; отведённые назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками.
Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную. Способствуют возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей ребёнка.
Различают три степени нарушения осанки (Попов С.Н., 2004)
I степень – небольшие изменения осанки, которые устраняются до нормального положения при выпрямлении;
II степень – увеличение количества симптомов нарушения осанки, которые выравниваются при горизонтальном положении позвоночника или при висе на гимнастической стенке;
III степень – серьёзные нарушения осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях (И.Д. Ловейко, М.И. Фонарёв, 1988)
1. Виды нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперёд; плечи сведены вперёд, лопатки выступают; ягодицы уплощены;
б) круглая спина – увеличение грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Голова наклонена вперёд; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях; отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены;
в) вогнутая спина – усиление лордоза в поясничной области;
г) кругло-вогнутая спина – увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперёд; живот выступает вперёд и свисает; из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов; ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием; мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены;
д) плоская спина – сглаживание всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки»; наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперёд; снижен тонус мышц туловища;
е) плоско-вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов). Грудная клетка узкая; мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы остаются кзади; живот отвисает.
2. Виды нарушений осанки во фронтальной плоскости:
а) асимметричная, или сколиотическая осанка – нарушение срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса; снижена общая и силовая выносливость мышц.
б) вялая осанка – общая слабость мышечно-связочного аппарата, невозможность длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положение тела в пространстве.
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. У детей наблюдаются неловкие движения, походка напряжённая и неустойчивая.
СКОЛИОЗ – это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с торсией позвонков.
Торсия – это скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей и смещением позвонков относительно друг друга в течение всего периода роста позвоночника, что приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, других систем организма.
По форме искривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые и сложные.
1. Простые сколиозы характеризуются простой дугой искривления; при этом позвоночный столб напоминает букву «С» и отклоняется в одну сторону. Такие сколиозы могут быть локальными (поражающими один отдел позвоночника) и тотальными (поражающими весь позвоночник).
2. Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях. Это так называемые S-образные сколиозы.
По направлению дуги искривления сколиозы делятся на правосторонние и левосторонние.
В группе простых сколиозов выделяют: шейный, шейно-грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный, пояснично-крестцовый сколиозы.
Сложные сколиозы образуются из простых: основная, первичная дуга искривления компенсируется вторичной дугой искривления. Тип сколиоза определяется локализацией первичной дуги искривления. По мнению ряда авторов: И.И. Кон, А.И. Казьмин, В.И. Беленький (1981). Первичная дуга искривления обычно больше вторичной (компенсаторной), в ней всегда более фиксированы клиновидная деформация и торсия позвонков, она более фиксирована и менее поддаётся коррекции.
Иногда образуется сколиоз с тремя вершинами искривления. Например, если первичным является сколиоз поясничного отдела влево, то его компенсирует вторичный правосторонний сколиоз грудного отдела, который, в свою очередь, компенсируется левосторонним сколиозом шейного отдела позвоночника.
По тяжести клинической картины сколиозы имеют четыре степени (Фонарёв М.И., 1983).
I степень – характеризутся простой дугой искривления, при этом позвоночный столб напоминает букву «С». Угол Кобба (угол искривления) на ренгенограмме, сделанной в и.п. стоя, - до 10°; в и.п. лёжа на спине, приближается к 0°. Определяются торсия позвонков – в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии – и асимметрия корней дужек. Ребёнок в состоянии произвольно выпрямить позвоночник. Голова немного опущена; плечи ротированы внутрь, надплечье на стороне сколиоза выше, лопатки отстают от грудной клетки; отмечается асимметрия треугольников талии (пространство между свободно висящей рукой и туловища); локально вдоль позвоночного столба может определяться небольшой мышечный валик;