Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа

Описание работы

На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50

Файлы: 1 файл

metodika_korrekcii_fizicheskogo_razvitiya_i_fizicheskoi_podg.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

 Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет физической культуры

Кафедра Адаптивной Физической Культуры

и методики обучения.

 

 

Выпускная квалификационная

работа

 

"Методика коррекции  физического развития и физической  подготовленности детей с нарушением  осанки "

 

 

 

Выполнила ст.6 курса

Заочной формы бучения

Факультет физической культуры

Специальность АФК

 

Научный

руководитель

Подпись ______________________

Рецензент 

Оценка   ______________________

Подпись ______________________

 

 

Допущена к защите в ГАК

 

Заведующий кафедрой

АФК и методики обучения

Декан факультета физической культуры _____________

_____число___________месяц  2006 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5

    1. Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
    2. Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
    3. Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18

1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32

ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33

2.1 Цель…………………………………………………………………………...33

2.2 Задачи………………………………………………………………………...33

2.3 Методы……………………………………………………………………….33

2.4 Организация исследования………………………………………………….37

ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39

3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39

3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….52

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность

На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.

Для правильной и своевременной организации профилактических и коррекционных мероприятий для детей с нарушениями осанки и сколиоза исключительно, важное значение, имеет правильно установленный диагноз, который выявляется медицинскими работниками дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник. 

Большое внимание при этом уделяется раннему выявлению нарушений осанки и сколиозов. С этой целью врачами врачебно-физкультурного диспансера ежегодно проводятся семинары для медицинских работников и инструкторов лечебной физкультуры по ранней диагностике пороков осанки, сколиозов и их коррекции. При этом на медицинских работников указанных учреждений возлагается задача выявления отклонений со стороны осанки и позвоночника, и направления таких детей на консультацию во врачебно-физкультурный диспансер, а на врачей диспансера - дополнительные исследования, окончательная установка диагноза и выбор коррекционных и профилактических средств.

В нашей жизни часто приходится вести неподвижный образ жизни, много нервничать, переживать, также часто нарушать режим питания, в итоге мы получаем нарушение осанки, в котором пребывает 90% населения.                      Начинается этот процесс, как правило, незаметно, с отдельных суставов или сегментов позвоночника. Очень часто он сопровождается возникновением различных деформаций, смещением, либо нарушением функций внутренних органов.

Однако, несмотря на всю важность проблемы нарушения осанки и сколиоза в литературе уделено много внимания данному вопросу, но нет единой направленности медицинских работников и специалистов физической культуры, что и послужило для нас актуальностью.

Объектом является процесс физического развития и физической подготовленности школьников с нарушениями осанки.

Предмет исследования: методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.

Гипотеза: если применить специально подобранный комплекс упражнений, игры и домашнее задание, закрепляющие этот комплекс упражнений, то  произойдёт улучшение физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.

Научная новизна заключается в применении разработанной нами методики в общеобразовательных учреждениях при организации работы с детьми с нарушением осанки на уроках физической культуры и занятиях ЛФК.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики улучшения физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.

Результаты работы могут быть использованы в практике работы общеобразовательных учреждений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРНЫХ  ИСТОЧНИКОВ  ПО ПРЕДМЕТУ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1. Характеристики и  причины возникновения нарушений  осанки

 ОСАНКА – это комплексное понятие о привычном положении тела                                       непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы). Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Нарушения осанки возникают: в ясельном возрасте – у 12%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребёнка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой (1986) нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Осанка ребёнка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: прямое положение туловища и головы; развёрнутая грудная клетка; отведённые назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками.

Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную. Способствуют возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей ребёнка.

Различают три степени нарушения осанки (Попов С.Н., 2004)

I степень – небольшие изменения осанки, которые устраняются до нормального положения при выпрямлении;

II степень – увеличение количества симптомов нарушения осанки, которые выравниваются при горизонтальном положении позвоночника или при висе на гимнастической стенке;

III степень – серьёзные нарушения осанки, которые не устраняются  при разгрузочном положении позвоночника.

  Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях (И.Д. Ловейко, М.И. Фонарёв, 1988)

1. Виды нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперёд; плечи сведены вперёд, лопатки выступают; ягодицы уплощены;

б) круглая спина – увеличение грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Голова наклонена вперёд; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях; отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены;

в) вогнутая спина – усиление лордоза в поясничной области;

г) кругло-вогнутая спина – увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперёд; живот выступает вперёд и свисает; из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов; ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием; мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены;

д) плоская спина – сглаживание всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки»; наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперёд; снижен тонус мышц туловища;

е) плоско-вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов). Грудная клетка узкая; мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы остаются кзади; живот отвисает.

2. Виды нарушений осанки во фронтальной плоскости:

а) асимметричная, или сколиотическая осанка – нарушение срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса; снижена общая и силовая выносливость мышц.

б) вялая осанка – общая слабость мышечно-связочного аппарата, невозможность длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положение тела в пространстве.

Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. У детей наблюдаются неловкие движения, походка напряжённая и неустойчивая.

           СКОЛИОЗ – это   боковое  искривление  позвоночника  во фронтальной  плоскости, сочетающееся с торсией позвонков.

Торсия – это скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей и смещением позвонков относительно друг друга в течение всего периода роста позвоночника, что приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, других систем организма.

По форме искривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые и сложные.

1. Простые сколиозы характеризуются простой дугой искривления; при этом позвоночный столб напоминает букву «С» и отклоняется в одну сторону. Такие сколиозы могут быть локальными (поражающими один отдел позвоночника) и тотальными (поражающими весь позвоночник).

2. Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях. Это так называемые S-образные сколиозы.

По направлению дуги искривления сколиозы делятся на правосторонние и левосторонние.

В группе простых сколиозов выделяют: шейный, шейно-грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный, пояснично-крестцовый сколиозы.

Сложные сколиозы образуются из простых: основная, первичная дуга искривления компенсируется вторичной дугой искривления. Тип сколиоза определяется локализацией первичной дуги искривления. По мнению ряда авторов: И.И. Кон, А.И. Казьмин, В.И. Беленький (1981). Первичная дуга искривления обычно больше вторичной (компенсаторной), в ней всегда более фиксированы клиновидная деформация и торсия позвонков, она более фиксирована и менее поддаётся коррекции.

Иногда образуется сколиоз с тремя вершинами искривления. Например, если первичным является сколиоз поясничного отдела влево, то его компенсирует вторичный правосторонний сколиоз грудного отдела, который, в свою очередь, компенсируется левосторонним сколиозом шейного отдела позвоночника.

По тяжести клинической картины сколиозы имеют четыре степени (Фонарёв М.И., 1983).

          I степень – характеризутся простой дугой искривления, при этом позвоночный столб напоминает букву «С». Угол Кобба (угол искривления) на ренгенограмме, сделанной в и.п. стоя, - до 10°; в и.п. лёжа на спине, приближается к 0°. Определяются торсия позвонков – в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии – и асимметрия корней дужек. Ребёнок в состоянии произвольно выпрямить позвоночник. Голова немного опущена; плечи ротированы внутрь, надплечье на стороне сколиоза выше, лопатки отстают от грудной клетки; отмечается асимметрия треугольников талии (пространство между свободно висящей рукой и туловища); локально вдоль позвоночного столба может определяться небольшой мышечный валик;

Информация о работе Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки