Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа

Описание работы

На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50

Файлы: 1 файл

metodika_korrekcii_fizicheskogo_razvitiya_i_fizicheskoi_podg.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

 По показателям физического  развития дети с нарушением  осанки отстают от здоровых  школьников.

    • Так рост у 12,5% детей отстаёт от нормы на 3см.,
    • Вес у 25% детей отстаёт от нормы на 3кг.,
    • ОГК у 75% детей отстаёт от нормы на 2-5см.,
    • физическая подготовленность у 83% детей отстаёт от возрастной нормы здоровых детей (приложение 4, таблица 2).

 

После проведения педагогического эксперимента показатели физического развития приблизились к показателям физического развития здоровых школьников 10-11 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Так рост после эксперимента увеличился на 2% и у всех детей достиг возрастной нормы.

 

 

 

 

 

Вес увеличился на 11 %; 87,5% детей достиг возрастной нормы.

 

 

 

 

ОГК увеличилась на 5%; 87,5% детей достигла возрастной нормы.

 

 

 

Физическая подготовленность:

1. силовая выносливость мышц  разгибателей спины увеличилась  на 56%; 87,5% детей достигла возрастной  нормы

 

 

 

 

2. силовая выносливость брюшного  пресса увеличилась на 35% и у всех детей достигла возрастной нормы

 

 

 

 

3. статическая выносливость мышц  увеличилась на 26%; 87,5% детей достигла  возрастной нормы

 

 

 

 

Физическая подготовленность увеличилась на 39%; 92% детей достигла возрастной нормы.

 

 

 

В результате применения методики коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки и сколиоза антропометрические показатели и показатели физического развития у всех детей улучшились и приблизились к возрастным нормам показателей здоровых детей (приложение 4, таблица 2).

Полученные результаты исследования подтверждают положительное влияние предложенной нами методики на физическое развитие и физическую подготовленность детей с нарушением осанки, а следовательно и коррекцию самих нарушений.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

1. В литературе уделено много  внимания данному вопросу, но  эта тема остаётся по прежнему  актуальной, так как нет единой  направленности медицинских работников  и специалистов физической культуры  в коррекции нарушения осанки. Анализ исследуемой литературы дал возможность выделить основные особенности:

  • На сегодняшний день существует достаточное количество современных методик консервативного лечения нарушений осанки и сколиозов. Детям рекомендуются занятия корригирующей гимнастикой в условиях лечебно-профилактических учреждений, а при прогрессирующих формах сколиоза - лечение в условиях специализированной школы-интерната, хирургическое вмешательство. Большинство же детей с нарушениями осанки и даже с начальными формами сколиоза не нуждаются в специальном лечении. Им достаточно соблюдение ортопедического режима, дополнительные занятия общей физической подготовкой, физкультурой или спортом (Забелин С.Г. 1875, Протасов А.П.1965, Боткин С.П., Захарьин Г.А. 1979).
  • Осанка формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учёбы, труда, занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата, развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие физические качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях (Богатырёв В.С. 1994, Мирская Н.Б. 2005).

2. В педагогическом исследовании была поставлена задача – выявить эффективность влияния методики коррекции физического развития и физической подготовленности детей со сколиозом I степени.

Показатели физического развития детей с нарушениями осанки и сколиоза приблизились к показателям физического развития здоровых детей.

    • рост достиг нормы у всех детей;
    • вес достиг нормы у 87,5%;
    • ОГК у 87,5% детей достигла нормы; 
    • силовая выносливость мышц разгибателей спины достигла нормы у всех детей;
    • силовая выносливость брюшного пресса достигла нормы у 87,5%; 
    • статическая выносливость мышц у 87,5% детей достигла нормы.
    • физическая подготовленность детей увеличилась на 39% и достигла возрастной нормы у 92% детей.

3. Проведённый педагогический эксперимент  показал, что с использованием  нашей методики произошло улучшение показателей физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.

  Таким образом, можно говорить о том, что проведённый нами эксперимент, подтвердил выдвинутую нами гипотезу: если применить специально подобранный комплекс упражнений, игры и домашнее задание, закрепляющие этот комплекс упражнений, то  произойдёт улучшение физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки и сколиоза I степени.

  

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей;

ж) плавание.  

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс упражнений

 

    1. «Обними себя». И.п – основная стойка. 1- руки в стороны, вдох; 2-3- крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох; 4- руки вниз, расслабленно.  
    2. «Насос». И.п. – стоя в позе правильной осанки. Наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса.
    3. «Кошечка». И.п. – стоя на четвереньках. Опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника.
    4. «Птица». И.п. – сидя на полу, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку). Наклон вперёд до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук.
    5. «Велосипед». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги подняты (вертикального положения). Имитация движений велосипеда, сначала медленно, с постепенным ускорением.
    6. «Лодочка». И.п. – лёжа на животе, руки за спину. Поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке».
    7. «Бокс». И.п. – лёжа на животе, подняв голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Поочерёдно сгибать и разгибать руки вперёд, вверх (бокс).
    8. «Бабочка». Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, как машут крыльями бабочки.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

    1. Богатырёв В.С. Совершенствование осанки, г. Киров, 1994.
    2. Боткин С.П., Захарьин Г.А. Лечебная физкультура М.: Медицина, 1979.
    3. Буш И.П. Специальные упражнения для суставов после повреждений, 1810.
    4. Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиманов В.П. Лечебная физическая культура и массаж. – М.: Медицина, 1987.
    5. Добровольский В.К. Лечебное действие физических упражнений. – Л., 1968.
    6. Древинг Е.Ф. Лечебная физкультура в травматологии. – 3-е изд. – М., 1954.
    7. Забелин С.Г. Лечебная физкультура для здоровых и больных детей грудного возраста, 1875.
    8. Иванова Д.А. Нарущения осанки. – М.: Медицина, 1986.
    9. Казьмин А.И. Сколиоз. – М.: Медицина, 1961.
    10. Коррекция сколиоза / Под ред Шубкина В.И. М.: Медицина, 1991.
    11. Кон И.И., Казьмин А.И., Беленький В.С. Сколиоз. – М.: Медицина, 1981.
    12. Кудрявцев В. Гимнастика при искривлении позвоночника Физкультура и спорт №37, 1983.
    13. Лечебная физкультура в системе физической реабилитации / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой М.: Медицина, 1995.
    14. Лечебная физическая культура и массаж. – М.: Медицина, 1987.
    15. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. в высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Васильев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
    16. Ловейко И.Д., Фонарёв М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. – 2-е изд., перераб. – Л.; 1988.
    17. Lugue F. Коррек5ция грубых нейромышечных деформаций позвоночника, 1980.
    18. Мирская Н.Б. Нарушение осанки, 2005
    19. Мудров М.Я. Рациональное сочетание движения и покоя в соответствии  с течением заболевания. – М.: Медицина, 1829.
    20. Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза - монография, 1999.
    21. Полунин Л.И. доклад на тему: «Нечто о первоначальном воспитании человека», 1851.
    22. Протасов А.П. лекция «о необходимости движений для сохранения здоровья», 1965.
    23. Фонарёв М.И. Справочник по детской физической культуре. – Л., 1983.
    24. Харинктон П. Коррекция сколиозов, 1962.
    25. Чаклин В.Д.,Абальмасова Е.А. Сколиоз  и кифозы.  М."Медицина",1973.
    26. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003.

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

 

  Упражнения при ходьбе

  1. И.п. - руки к плечам. 1.- руки от плеч вверх, 2.- и.п.,3.- от плеч вниз, 4.-и.п. – (1 мин);                      
  2. И.п. - руки вверх "замок", ходьба на носках – (1 мин); 
  3. И.п. - руки в стороны, слегка назад, ходьба в полу приседе – (1 мин);
  4. И.п. - руки на пояс, локти максимально сведены сзади, ходьба в  приседе – (1 мин).

 

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Исходная позиция – стоя.

  1. И.п. – стоя. Принятие правильной осанки за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икроножными мышцами и пятками. Отойти от стены на 1—2 шага, сохраняя правильную осанку.
  2. И.п. – стоя, руки за головой. 1-с силой отведите руки в стороны; 2-подняв руки вверх, прогнуться; 3-замереть на 2-4 секунды; 4-и.п. (повторить 6-10 раз, дыхание произвольное).
  3. И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). 1-присесть; 2-и.п.; 3-наклониться вперед; 4-и.п.; 5-наклон вправо; 6-и.п.; 7-наклон влево; 8-и.п. (упражнение повторить 6-10 раз).

 

 

 

 

Упражнения для укрепления «мышечного корсета» (каждое упражнение повторять 3-5 раз)

Для мышц спины: И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.

  1. 1-перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение-5с.;2- и.п.;
  2. 1-приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх; в стороны; к плечам; 2-и.п.;
  3. 1-поднять голову и плечи; руки, в стороны; сжимать и разжимать кисти рук (5раз); 2-и.п.;
  4. 1-поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола (темп медленный); 2-и.п.;
  5. 1-приподнимание обеих прямых ног с удержанием 5-10с., 2-и.п.
  6. И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в исходную позицию.
  7. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища; и вернуться в исходную позицию.
  8. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги, разогнутые в коленных суставах, приподнять — «рыбка».
  9. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, при поднятии – прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться - «лодочка».

Информация о работе Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки