По показателям физического
развития дети с нарушением
осанки отстают от здоровых
школьников.
- Так рост у 12,5% детей отстаёт от нормы
на 3см.,
- Вес у 25% детей отстаёт от нормы на 3кг.,
- ОГК у 75% детей отстаёт от нормы на 2-5см.,
- физическая подготовленность у 83% детей
отстаёт от возрастной нормы здоровых
детей (приложение 4, таблица 2).
После проведения педагогического эксперимента
показатели физического развития приблизились к показателям
физического развития здоровых школьников
10-11 лет.
Так рост после эксперимента увеличился
на 2% и у всех детей достиг возрастной
нормы.
Вес увеличился на 11 %; 87,5% детей достиг
возрастной нормы.
ОГК увеличилась на 5%; 87,5% детей достигла
возрастной нормы.
Физическая подготовленность:
1. силовая выносливость мышц
разгибателей спины увеличилась
на 56%; 87,5% детей достигла возрастной
нормы
2. силовая выносливость брюшного
пресса увеличилась на 35% и у всех детей достигла
возрастной нормы
3. статическая выносливость мышц
увеличилась на 26%; 87,5% детей достигла
возрастной нормы
Физическая подготовленность увеличилась
на 39%; 92% детей достигла возрастной нормы.
В результате применения методики коррекции
физического развития и физической подготовленности
детей с нарушениями осанки и сколиоза
антропометрические показатели и показатели
физического развития у всех детей улучшились
и приблизились к возрастным нормам показателей
здоровых детей (приложение 4, таблица
2).
Полученные результаты исследования
подтверждают положительное влияние предложенной
нами методики на физическое развитие
и физическую подготовленность детей
с нарушением осанки, а следовательно
и коррекцию самих нарушений.
ВЫВОДЫ
1. В литературе уделено много
внимания данному вопросу, но
эта тема остаётся по прежнему
актуальной, так как нет единой
направленности медицинских работников
и специалистов физической культуры
в коррекции нарушения осанки.
Анализ исследуемой литературы дал возможность
выделить основные особенности:
- На сегодняшний день существует достаточное
количество современных методик консервативного
лечения нарушений осанки и сколиозов.
Детям рекомендуются занятия корригирующей
гимнастикой в условиях лечебно-профилактических учреждений, а при прогрессирующих формах сколиоза
- лечение в условиях специализированной
школы-интерната, хирургическое вмешательство.
Большинство же детей с нарушениями осанки
и даже с начальными формами сколиоза
не нуждаются в специальном лечении. Им достаточно
соблюдение ортопедического режима, дополнительные
занятия общей физической подготовкой,
физкультурой или спортом (Забелин С.Г.
1875, Протасов А.П.1965, Боткин С.П., Захарьин
Г.А. 1979).
- Осанка формируется в процессе роста и развития человека и изменяется
в зависимости от условий быта, учёбы,
труда, занятий физическими упражнениями.
Физические нагрузки при занятиях физической
культурой и спортом оказывают влияние,
в первую очередь, на связочно-мышечный
и костно-суставной аппараты, изменяя их строение
и функцию. Спортивная тренировка всегда
увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного
аппарата, развиваются и совершенствуются
двигательные навыки и другие физические
качества (скорость, гибкость, ловкость,
выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует
о совершенствовании мышечного чувства,
вестибулярной устойчивости, точности
воспроизведения заданных движений в
пространстве, времени и усилиях (Богатырёв
В.С. 1994, Мирская Н.Б. 2005).
2. В педагогическом исследовании была поставлена задача
– выявить эффективность влияния методики
коррекции физического развития и физической
подготовленности детей со сколиозом
I степени.
Показатели физического развития детей
с нарушениями осанки и сколиоза приблизились
к показателям физического развития здоровых
детей.
- рост достиг нормы у всех детей;
- вес достиг нормы у 87,5%;
- ОГК у 87,5% детей достигла нормы;
- силовая выносливость мышц разгибателей
спины достигла нормы у всех детей;
- силовая выносливость брюшного пресса
достигла нормы у 87,5%;
- статическая выносливость мышц у 87,5%
детей достигла нормы.
- физическая подготовленность детей увеличилась
на 39% и достигла возрастной нормы у 92%
детей.
3. Проведённый педагогический эксперимент
показал, что с использованием
нашей методики произошло улучшение показателей
физического развития и физической подготовленности
детей с нарушениями осанки.
Таким образом, можно говорить о том,
что проведённый нами эксперимент, подтвердил
выдвинутую нами гипотезу: если применить специально подобранный
комплекс упражнений, игры и домашнее
задание, закрепляющие этот комплекс упражнений,
то произойдёт улучшение физического
развития и физической подготовленности
детей с нарушениями осанки и сколиоза
I степени.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Профилактика развития нарушений осанки
и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении
лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви:
устранение функционального укорочения
конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация
дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).
в) организация и строгое соблюдение
правильного режима дня (время сна, бодрствования,
питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность,
включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом,
плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как
стояние на одной ноге, неправильное положение
тела во время сидения (за партой, рабочим
столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной
нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков,
сумок, портфелей;
ж) плавание.
Для выработки правильной осанки и профилактики
ее нарушений необходимо систематически,
не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы
спины и живота. Упражнения можно включать
в комплекс утренней гигиенической гимнастики,
оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры
в школе, в спортивную тренировку.
Комплекс упражнений
- «Обними себя». И.п – основная стойка. 1- руки в стороны,
вдох; 2-3- крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох; 4- руки вниз, расслабленно.
- «Насос». И.п. – стоя в позе правильной осанки. Наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса.
- «Кошечка». И.п. – стоя на четвереньках. Опускание и поднимание головы с прогибанием в
поясничном отделе с последующим разгибанием
в грудном и поясничном отделах позвоночника.
- «Птица». И.п. – сидя на полу, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку). Наклон вперёд до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук.
- «Велосипед». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги подняты (вертикального положения). Имитация движений велосипеда, сначала медленно, с постепенным ускорением.
- «Лодочка». И.п. – лёжа на животе, руки за спину. Поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать
позу, покачаться «на лодочке».
- «Бокс». И.п. – лёжа на животе, подняв голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Поочерёдно сгибать и разгибать руки вперёд, вверх (бокс).
- «Бабочка». Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой
амплитуде, как машут крыльями бабочки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатырёв В.С. Совершенствование осанки,
г. Киров, 1994.
- Боткин С.П., Захарьин Г.А. Лечебная физкультура
М.: Медицина, 1979.
- Буш И.П. Специальные упражнения для суставов
после повреждений, 1810.
- Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиманов
В.П. Лечебная физическая культура и массаж.
– М.: Медицина, 1987.
- Добровольский В.К. Лечебное действие
физических упражнений. – Л., 1968.
- Древинг Е.Ф. Лечебная физкультура в травматологии.
– 3-е изд. – М., 1954.
- Забелин С.Г. Лечебная физкультура для
здоровых и больных детей грудного возраста,
1875.
- Иванова Д.А. Нарущения осанки. – М.: Медицина,
1986.
- Казьмин А.И. Сколиоз. – М.: Медицина, 1961.
- Коррекция сколиоза / Под ред Шубкина В.И. М.: Медицина, 1991.
- Кон И.И., Казьмин А.И., Беленький В.С. Сколиоз. – М.: Медицина, 1981.
- Кудрявцев В. Гимнастика при искривлении позвоночника Физкультура и спорт №37, 1983.
- Лечебная физкультура в системе физической реабилитации / Под
ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой М.: Медицина,
1995.
- Лечебная физическая культура и массаж. – М.: Медицина, 1987.
- Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. в высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Васильев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова
– М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Ловейко И.Д., Фонарёв М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. – 2-е изд., перераб. – Л.; 1988.
- Lugue F. Коррек5ция грубых нейромышечных деформаций позвоночника, 1980.
- Мирская Н.Б. Нарушение осанки, 2005
- Мудров М.Я. Рациональное сочетание движения и покоя в соответствии с течением заболевания. – М.: Медицина, 1829.
- Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза - монография, 1999.
- Полунин Л.И. доклад на тему: «Нечто о первоначальном
воспитании человека», 1851.
- Протасов А.П. лекция «о необходимости движений для сохранения здоровья», 1965.
- Фонарёв М.И. Справочник по детской физической культуре. – Л., 1983.
- Харинктон П. Коррекция сколиозов, 1962.
- Чаклин В.Д.,Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы. М."Медицина",1973.
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения при ходьбе
- И.п. - руки к плечам. 1.- руки от плеч вверх,
2.- и.п.,3.- от плеч вниз, 4.-и.п. – (1 мин);
- И.п. - руки вверх "замок", ходьба
на носках – (1 мин);
- И.п. - руки в стороны, слегка назад, ходьба в полу приседе – (1 мин);
- И.п. - руки на пояс, локти максимально
сведены сзади, ходьба в приседе –
(1 мин).
Упражнения для формирования
и закрепления навыка правильной осанки
Исходная позиция – стоя.
- И.п. – стоя. Принятие правильной осанки
за счет касания стены или гимнастической стенки
ягодичной областью, икроножными мышцами
и пятками. Отойти от стены на 1—2 шага,
сохраняя правильную осанку.
- И.п. – стоя, руки за головой. 1-с силой
отведите руки в стороны; 2-подняв руки
вверх, прогнуться; 3-замереть на 2-4 секунды; 4-и.п. (повторить 6-10 раз, дыхание
произвольное).
- И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую
палку (верхний конец прижат к голове,
нижний - к тазу). 1-присесть; 2-и.п.; 3-наклониться
вперед; 4-и.п.; 5-наклон вправо; 6-и.п.; 7-наклон
влево; 8-и.п. (упражнение повторить 6-10 раз).
Упражнения для укрепления
«мышечного корсета» (каждое упражнение
повторять 3-5 раз)
Для мышц спины: И.п. – лежа на животе, подбородок на
тыльной поверхности кистей, положенных
одна на другую.
- 1-перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки
соединить, живот не поднимать, удерживать
принятое положение-5с.;2- и.п.;
- 1-приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх; в стороны; к плечам; 2-и.п.;
- 1-поднять голову и плечи; руки, в стороны; сжимать и разжимать кисти рук (5раз); 2-и.п.;
- 1-поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола (темп медленный); 2-и.п.;
- 1-приподнимание обеих прямых ног с удержанием 5-10с., 2-и.п.
- И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки
и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в исходную позицию.
- Поднять руки вверх, тянуться в направлении
рук головой, не поднимая подбородка, плеч
и туловища; и вернуться в исходную позицию.
- Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги,
разогнутые в коленных суставах, приподнять
— «рыбка».
- Приподнять голову и грудь, поднять вверх
прямые руки, при поднятии – прямые ноги,
сохраняя правильное положение тела, несколько
раз качнуться - «лодочка».