Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа
На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50
Современные возможности позволяют дополнить ЛФК использованием тренажеров. Главная ценность занятий на них заключается в возможности тренировать разные группы мышц спины без осевой нагрузки на позвоночник. Однако «бодибилдинг» для больных детей можно проводить только на последних стадиях занятий ЛФК, под руководством опытных тренеров и только под врачебным контролем - преждевременное и неправильное использование тренажеров может привести к закреплению сколиоза и воспрепятствовать его исправлению.
Считаем необходимым, остановиться на еще одной дискутируемой проблеме. К сожалению, при выявлении начальных форм сколиотической деформации ортопеды существенно ограничивают спортивную активность подростков, полностью освобождая их от физических нагрузок и занятий физкультурой в школе. Наблюдая за детьми, профессионально занимающимися танцами и разнообразными видами спорта, мы обратили внимание на факт, заставивший нас усомниться в правильности «ограничительных» назначений. В ряде случаев, когда по клиническим и даже рентгенологическим признакам нарастание сколиоза было более, чем вероятно, активные тренировки обеспечили стабилизацию деформации. В настоящее время мы считаем, что жесткая ограничительная тактика должна придерживаться только в отношении тех видов спорта, которые связаны либо с постоянными вертикальными нагрузками на позвоночник (велосипедный и конный спорт, тяжелая атлетика), либо с возможностью его прямой травмы (контактная борьба, бокс, снарядная гимнастика), либо с асимметричным мышечным напряжением (теннис, фехтование). Напротив, занятия игровыми видами спорта и танцами способствуют гармоничному мышечному развитию и, в разумных пределах, должны быть рекомендованы больным со сколиотической деформацией.
Методы хирургического лечения сколиоза. На протяжении второй половины минувшего столетия хирургами были предложены разные методы исправления деформаций позвоночника, осуществлявшиеся из передних, задних и комбинированных доступов к позвоночнику.
Для лечения поясничного сколиоза А.И.Казьмин (1961) предложил использовать телескопическую конструкцию, представлявшую собой модифицированный дистрактор Abbot’a. Его проксимальная часть упиралась под поперечные отростки ТXI-ТXII-LI позвонков, а дистальная фиксировалась на крыле подвздошной кости за счет трехлопастной опоры с шипом. Коррекция осуществлялась раздвиганием (дистракцией) опорных частей конструкции. Грудная дуга при S-образном сколиозе устранялась вторым этапом путем клиновидной резекции тел позвонков и межпозвонкового диска на вершине деформации с последующей этапной коррекцией гипсовыми корсетами.
Некоторое время в отечественной ортопедии использовался метод динамической коррекции, разработанный группой красноярских ученых. Метод предполагал использование конструкции, обеспечивавшей самокоррекцию деформации в процессе роста. Однако накопленный опыт выявил существенные недостатки метода, среди которых следует отметить ее ограниченную эффективность (значительная коррекция деформации лишь при сколиозах II степени), недостаточную жесткость фиксации при грубых деформациях, частую нестабильность конструкции и переломы опорных элементов, приводящие к потере коррекции и вторичной инфекции.
В.Н.Шубкин (1991) предложил двухпластинчатый эндокорректор для одномоментного исправления сколиоза. Автор также не проводит спондилодез, что позволяет выполнять этапную коррекцию в тех случаях, когда одномоментное исправление деформации недостаточно эффективно,- с этой целью к устройству прилагают дополнительные пластины с храповым механизмом, позволяющие увеличить коррекцию при повторных операциях. К недостаткам конструкции следует отнести ее техническую сложность и многокомпонентность соединяемых узлов.
Наибольшее распространение в клиниках мира для коррекции сколиозов получил дистрактор П.Харрингтона (1962). Со временем, и у этого метода было выявлено значительное количество недостатков, среди которых следует выделить отсутствие исправления ротационного и кифотического компонентов, выпрямление физиологических изгибов позвоночника, частые переломы стержня дистрактора и опорных структур позвонков, вывихи крюков. Многочисленные модификации инструментария Харрингтона лишь частично компенсировали эти недостатки.
Система, предложенная F.Luque (1980), состояла из стержней, укладывающихся вдоль позвоночника, и субламинарных проволочных тяг, при напряжении которых происходило “подтягивание” позвоночника к конструкции и исправление деформации. Метод позволял более равномерно распределить нагрузку на дуги позвонков при коррекции, однако, проведение проволоки на протяжении зоны фиксации, занимающей всю дугу искривления и распространяющейся на 1-2 сегмента за пределы ее концов, сопровождалось высоким риском неврологических осложнений.
Следует отметить, что метод Luque в разных модификациях эффективно используется для коррекции грубых нейромышечных деформаций позвоночника до настоящего времени.
Нами перечислены лишь наиболее известные методы коррекции деформаций позвоночника с помощью имплантируемых устройств. В действительности их значительно больше, но их использование ограничивается регионами деятельности авторов-изобретателей. Как правило, эти конструкции имеют общие недостатки:
Ортезирование является методом направленной компенсации нарушений биомеханических функций позвоночника при сколиозах. В зависимости от лечебных задач, выраженности деформации, метода и этапа лечения, ортез может быть использован для компенсации дисбаланса мышечно-связочных структур, коррекции деформации либо для обеспечения механической стабильности деформированного позвоночника.
Компенсирующие ортезы обеспечивают уравновешивание тонуса мышц, участвующих в удержании положения тела. Применение компенсирующих ортезов показано при сколиозах I степени. С целью компенсации используют эластичные, мягкоупругие ортезы, которые носят в течения дня ограниченное время (2-4-часа), а также в тех случаях, когда пациент либо длительное время находится в статичном положении, либо вынужден выполнять физические нагрузки.
При сколиозах I и II степени с сомнительной и высокой вероятностью прогрессирования, предпочтение должно быть отдано упруго-эластичным и упругим компенсационно-реклинирующим ортезам. Такие ортезы не являются опорой для позвоночника, однако, при этом обеспечивают компенсацию мышечной недостаточности, опосредовано разгружают тела позвонков с переносом части нагрузки на дугоотросчатые суставы, ограничивают максимальную амплитуду движений позвоночника и стабилизируют его физиологическое положение при статической позе. Корсет носят не менее 6 часов в день, продлевая этот период при длительных нагрузках или статичном положении. Корригирующий эффект таких ортезов основан на трех-точечной модели деформации, согласно которой “реклинационое” действие обеспечивается горизональным давлением (или “тягами”) на опорные точки, расположенные на вершине деформации - с выпуклой стороны, на верхнем и нижнем нейтральных отделах – с вогнутой. При этом минимальная протяженность ортеза по сегментам позвоночника должна соответствовать расположению основных дуг деформаций.
Базисный комплекс лечения больных с заболеваниями позвоночника, выделяют:
Вывод. Таким образом, на сегодняшний день существует достаточное количество современных методик консервативного лечения нарушений осанки и сколиозов.
Детям рекомендуются занятия корригирующей гимнастикой в условиях лечебно-профилактических учреждений, а при прогрессирующих формах сколиоза - лечение в условиях специализированной школы-интерната, хирургическое вмешательство.
Большинство же детей с нарушениями осанки и даже с начальными формами сколиоза не нуждаются в специальном лечении. Им достаточно соблюдение ортопедического режима, дополнительные занятия общей физической подготовкой, физкультурой или спортом.
1.4. Постановка проблемы
Сколиоз является наиболее распространённым заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
Многие учёные занимаются этой проблемой, существует много методов, методик, но не достаточно специалистов по коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки и сколиоза, работающих в медицинских и образовательных учреждениях.
В нашем районе (Верхнекамский
район) не существует санаториев,
реабилитационных центров, в школах
не достаточно специалистов
Разработанная нами методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки, включающая комплекс специально подобранных упражнений, играми и домашним заданием, закрепляющими этот комплекс упражнений в учебно-воспитательном процессе, на уроках физической культуры, занятиях ЛФК, позволит улучшить физическое развитие и повысить физическую подготовленность детей с нарушениями осанки в муниципально общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов.
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель исследования
Целью нашего исследования является улучшение показателей физического развития и физической подготовленности детей с целью коррекции осанки.
2.2. Задачи исследования
Исходя из цели исследования, предлагается решение следующих задач:
2.3. Методы исследования
В своей работе мы использовали группу методов:
1. Анализ литературных источников
Подготовка к выполнению квалификационной работы немыслимо без изучения специально подобранной литературы.
Анализ литературных источников – это неотъемлемая часть любого научного исследования.
Изучение литературных источников может быть вспомогательным средством или выступать как самостоятельный метод исследования.
2. Тестирование (контрольные испытания)
Контрольные испытания проводятся с помощью контрольных упражнений – тестов. Они помогают выявить уровень развития отдельных двигательных качеств; оценить степень физической подготовленности; сравнить результаты и т.д.
В нашем случае, этот метод
использовался в начале
Для определения физического развития и физической подготовленности, мы подобрали несколько тестов, которые позволили нам выявить исходный уровень в начале исследования и уровень в конце исследования. А именно, нами были использованы следующие тесты: