Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа
На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50
Консервативное лечение сколиоза включает комплекс традиционно известных и достаточно современных мероприятий - врачебную терапевтическую помощь (мануальную терапию и массаж), ЛФК, санаторно-курортное лечение.
Мануальная терапия длительное время отрицалась как метод терапевтического воздействия при лечении сколиозов, однако, использование этого метода принесло положительные результаты.
Задачей мануальной терапии является растяжение позвоночника, ликвидация функциональных сегментарных блоков, нормализация развития паравертебральной мышечной массы, устранение торсии и максимально возможная нормализация положения позвонков. Как правило, сеанс мануальной терапии строится в следующей последовательности: сначала применяют приемы для растягивания позвоночника, затем добавляют приемы “раскручивания" позвоночного столба, после снятия напряжения мышц и связок выполняют приемы, позволяющие развернуть позвонки и добиться устранения торсии. По окончании сеанса подбирают индивидуальные упражнения, закрепляющие эффект мануальной терапии и выполняемые дома 2 раза вечером и утром до следующего сеанса терапии. Курс мануальной терапии обычно включает 10 процедур. Контроль результатов лечения осуществляют через 1,5 месяца методом оптической топографии. Рекомендуется проведение таких курсов 2 раза в год с обязательным моделированием и изменением комплекса сопутствующей ЛФК.
На наш взгляд, обычный классический массаж менее эффективен, чем сочетание мануальной терапии с миофасциальной техникой, массажем и подбором ЛФК. Улучшение трофики, уменьшение напряжения и укрепление мышц спины на фоне снятия патологических блоков в двигательных сегментах мануальными процедурами позволяет добиться лучшего результата. Вместе с тем, мануальная терапия не должна вычленяться из совокупности лечебных мероприятий.
Особо отметим, что применение мануальной терапии возможно только в том случае, если до ее назначения больной полноценно обследован и такие этиологические причины сколиоза, как травма, воспалительные процессы, опухоли и пороки развития позвоночника и спинного мозга однозначно исключены.
Физические упражнения с лечебной целью начали применяться в России еще с 16-17 века, об этом свидетельствуют сохранившиеся рукописные документы, так называемые лечебники. Однако наука о лечебном применении физических упражнений в России стала развиваться со второй половины 18 века. В 1965 году в Петербургской Академии наук анатом академик Протасов А.П. прочитал лекцию «О необходимости движений для сохранения здоровья». Профессор Забелин С.Г. (1875) рекомендовал специальные упражнения для здоровых и больных детей грудного возраста. Академик Буш И.П. указывал (1810) на необходимость выполнения специальных упражнений для предупреждения тугоподвижности суставов после повреждений. Крупнейший русский терапевт М.Я. Мудров (1829) писал о необходимости рационального сочетания движения и покоя в соответствии с течением заболевания. Профессор В.Кудрявцев (1983) рекомендовал специальную гимнастику при искривлении позвоночника.
В 1851 году на торжественном собрании Московского Униаерситета выступил крупнейший физиолог и патологоанатом того времени А.И.Полунин с докладом на тему: «Нечто о первоначальном воспитании человека». Он говорил: «Теперь, убедившись, что гимнастика не только развлекает и укрепляет тело и предупреждает развитие болезней, но даже и излечивает болезни. При её содействии излечены многие болезни, которые не уступали настойчивому употреблению других медицинских средств». Большое значение придавали лечебному использованию физических упражнений основатели русской терапевтической школы С.П.Боткин и Г.А. Захарьин, (1979).
За последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя несколько этапов развития и становления, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.
Метод дефанотерапии. Относится к мануальной терапии и состоит из трёх разделов:
Основные отличия дефанотерапии от мануальной терапии:
Предлагаемая методика лечения изложена в монографии "Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза", выпущенная в 1999 году совместно с профессором Никитиным В.В., зав. кафедрой ортопедии и травматологии Башкирского медицинского университета.
Слово "дефанотерапия" переводится как лечение напряжения. Напряжения в мышцах, связках и позвоночнике при сколиозе, радикулите, грыже позвоночного диска, напряжения стенок сосудов при гипертонии, головной боли, напряжения связок, мышц при болезнях суставов.
Эта методика воздействует на позвоночник, мышцы, устраняет болезненные перенапряжения в них, что приводит к ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ.
Одной из составных метода являются аутопсихофизические упражнения. Фактически, это постоянная зарядка для мышц и позвоночника, которая может выполняться как в профилактических, так и в лечебных целях. Делать ее можно в любом возрасте - от подросткового до пожилого, но для излечения потребуются месяцы, а то и годы упорной работы. Но усилия стоят того, если вы хотите иметь здоровый, сильный позвоночник, мощные подвижные суставы и упругие крепкие мышцы.
Физическая часть аутопсихофизических упражнений состоит в том, что вы поочередно напрягаете мышцы туловища и одновременно оказываете противодавление кистями рук на туловище или голову. Манипуляция осуществляется на четырех уровнях: уровне таза, уровне сердца, уровне плеч и уровне головы. Упражнения выполняются стоя, ноги раздвинуты на ширину плеч, вес тела равномерно распределяется на обе конечности. Важно заметить, что таз и обе нижние конечности во время выполнения упражнений должны быть равномерно напряжены, это "фундамент" здорового тела, а верхнюю часть туловища необходимо подстраивать под "фундамент" - это основная стойка. Все упражнения выполняются при задержке дыхания. Продолжительность каждого упражнения - сколько сможете задержать дыхание.
Во время выполнения упражнений на любом уровне все тело должно вытягиваться, как бы стремиться вверх. Давление руками осуществляется с максимальной силой, но так, чтобы при этом не появились болезненные ощущения.
Начинать упражнения надо с уровня таза, потом к ним будут постепенно добавляться вышележащие уровни.
Давление рукой осуществляется на определенную часть корпуса или голову, с силой, не вызывающей неприятных ощущений. Продолжительность давления равна времени приятной задержки дыхания. Одновременно с давлением рукой вы выпрямляете спину, поясницу - как бы растягиваетесь.
1. Упражнения на уровне таза
выполняются так: основная стойка,
кисть кладем на область
2. Сжатую в кулак кисть кладем на область лобка, другую кисть кладем сверху, задерживаем дыхание, монотонно надавливаем, мышцы брюшного пресса и нижних конечностей максимально напрягаются. Затем - восстановление дыхания и прекращение давления. Точно так же выполняем упражнение, накладывая руки на область крестца.
3. Уровнем сердца можно считать область мечевидного отростка. Упражнение на этом уровне производится так же, как предыдущие, только руки кладем на грудную клетку с обеих сторон.
4.Упражнение на уровне
5.Упражнение на уровне головы
осуществляем путем
Одновременно с физическими упражнениями вы мысленно отдаете себе приказы: краткие, четкие, сильные. Их можно написать на листке бумаги и держать перед глазами. Примеры самоприказов:
Эта методика благоприятно воздействует на психологические и эмоциональное состояние.
Опыт наблюдения показал, что большинство детей с нарушениями осанки и даже с начальными формами сколиоза не нуждаются в специальном лечении. Им достаточно соблюдение ортопедического режима, дополнительные занятия общей физической подготовкой, физкультурой или спортом. Части же детей (со сколиозом I, I—II, II—III степени) рекомендуются занятия корригирующей гимнастикой в условиях лечебно-профилактических учреждений, а при прогрессирующих формах сколиоза - лечение в условиях специализированной школы-интерната.
Но можно заниматься и в амбулаторных условиях и следует применять симметричную физическую нагрузку, которая рассчитана на равномерное укрепление всех групп мышц.
Лечебная физкультура. В 1928 году был принят термин ЛЕЧЕБНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА взамен терминов, употреблявшихся в то
время:
Большой вклад в развитие лечебной физкультуры и массажа внесли советские ученые: Древинг Е.Ф. 1954, Добровольский В.К. 1968, Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. 1987, Лебедева И.П., Каптелин А.Ф. 1995, и многие другие.
Быстрое развитие лечебная физкультура получила в годы Великой Отечественной Войны, когда перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений. Очень быстро ЛФК приобрела важное значение, как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретенный в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных и действенных методов в медицинской реабилитации и занимает особое место в лечении и профилактике вертоброневрологических проявлений сколиоза позвоночника. ЛФК использует средства физической культуры (физические упражнения, массаж, естественные факторы природы) с лечебно-профилактической целью для более быстрого восстановления здоровья больного, предупреждения последствий патологического процесса.
Физическая активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она является естественной биологической потребностью организма, основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма, стимулирует активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного.
Применение физических упражнений в ЛФК требует активного участия больного в лечебном процессе, воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает его участие в регулировании своего общего режима, в частности двигательного режима, восстанавливает правильное отношение больного к закаливанию организма естественными факторами природы.
При лечении и реабилитации больного сколиозом ЛФК решает основные задачи: устранение болевого синдрома и восстановление физической активности. Это связано, прежде всего с тем, что физические упражнения способствуют не только укреплению мышц и улучшению крово – и лимфообращения, но и выработке компенсаторных приспособительных механизмов, направленных на восстановление нарушенного заболеванием физиологического равновесия в позвоночно – двигательном сегменте. ЛФК при сколиозах сохраняет свое значение, а учитывая возможность ее самостоятельного выполнения – является единственным способом постоянного, активного и мотивированного участия пациента в лечебном процессе. Задачи ЛФК стандартны (сформировать правильную осанку, укрепить мышечный «корсет», устранить ротацию).