Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа

Описание работы

На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50

Файлы: 1 файл

metodika_korrekcii_fizicheskogo_razvitiya_i_fizicheskoi_podg.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

          II степень – отличается от I степени появлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы «S». Асимметрия частей туловища становится более выраженной; появляется небольшое его отклонение  в сторону. Мышечный валик четко определяется. Рентгенологически отмечается ясная торсия и небольшая клиновидная деформация позвонков. Угол искривления позвоночника – от 10° до 25°;

          III степень – позвоночный столб имеет не менее двух дуг искривления. Асимметрия частей туловища увеличивается, грудная клетка резко деформирована: на выпуклой стороне дуги искривления позвоночника образуется задний реберно-позвоночный горб, на вогнутой стороне искривления резко «западают», «проваливаютя» мышцы; рёберная дуга приближается к гребню подвздошной кости. В сагиттальной плоскости наблюдается увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза. Рентгенографически отмечаются выраженная торсия и клиновидная деформация позвонков и межпозвоночных дисков. Угол искривления позвоночника в и.п. стоя – от 25° до 40°;

IV степень – деформация позвоночника и грудной клетки становится грубой и фиксированной. Ярко выражены передний и задний рёберные горбы, деформация таза и грудной клетки. Угол искривления позвоночника  и.п. стоя – более 40°; в и.п. лёжа – практически не изменяется.

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным – при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Этиологически    различают    сколиозы (В.Д.Чаклин, 1973):

1. Врожденные, в основе которых лежат различные деформации позвонков:

      • недоразвитие;
      • клиновидная их форма;
      • добавочные позвонки и.т.д.

 

 

 

2. Приобретенные:

  • ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся  мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;
  • рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями  опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и  слабость  мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на  левой),  длительное сидение, особенно в школе - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;
  • паралитические,   чаще   возникающие  после  детского паралича, при одностороннем  мышечном  поражении,  но  могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;
  • привычные,  на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными»,  так как в этом возрасте они получают наибольшее  выражение). Непосредственной  причиной их могут быть  неправильно  устроенные парты, рассаживание школьников без  учета  их  роста  и  номеров  парт, ношение портфелей с первых  классов,  держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования. Все дети должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др., виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.

Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу I степени), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неэффективное физическое воспитание.

Кроме того, появление нарушения осанки (сколиоза I степени) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей (слабость естественного мышечного корсета ребёнка).

Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.  

Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Значительная часть сколиоза I степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении коррекционно-профилактических мероприятий.

Детям с нарушениями осанки, не прогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить коррекцию в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корригирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующие правильному формированию позвоночника.

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки

Неотъемлемой составной частью физической культуры является воспитание и  формирование правильной осанки человека. Нарушение осанки не благоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Осанка – это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Её основой является позвоночник.

Осанка формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учёбы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому со дня рождения ребёнка важно заботиться о его физическом развитии.

Сознательное отношение к выполнению упражнений и систематическое их усвоение способствуют развитию координационных способностей, силы, выносливости, укреплению сердечно-сосудистой и других систем организма.

У детей  школьного возраста наблюдается несоответствие между ростом в длину и развитием мышечной системы (Мирская Н.Б., 2005). Мышцы спины у них обычно слабые и быстро устают, удержать туловище в правильном положении им неудобно. Сидя или стоя, дети стараются найти удобное положение, которое в дальнейшем становится привычным, и появляется искривление позвоночника. Поэтому на занятиях физической культурой большое место отводится упражнениям, укрепляющим силу мышц плечевого пояса и спины, брюшному прессу.

Упражнения в напряжении мышц, сочетаются с упражнениями на расслабление, что усиливает кровообращение.

Неправильная осанка, искривлённый позвоночник не только портят фигуру, но и существенно влияют на физическое развитие, снижают жизненные функции, его работоспособность. Решающую роль в коррекции не правильной осанки играет воспитание и системное воздействие физических упражнений (Богатырёв В.С., 1994).

Развитию мышц спины следует уделить особое внимание по двум причинам:

  1. Часто причиной нарушения осанки является ослабление мышц спины. Слабые мышцы не могут удержать позвоночник в прямом положении.
  2. В быту во время физической работы при выполнении упражнений с отягощениями, позвоночник подвержен значительным нагрузкам. Недостаточно развитые мышцы не могут удержать в правильном положении позвоночник, что может привести к травмам.

Недостаточное развитие мышц живота ведёт к опущению внутренних органов. Хороший мышечный корсет содействует нормальному функционированию внутренних органов и, таким образом, прямо влияет на состояние здоровья. Мышцы брюшного пресса тесно связаны с дыхательной мускулатурой.

Дыхательная мускулатура активно влияет на осанку. Так, при хорошо развитых мышцах грудная клетка имеет большую подвижность и красивую форму. Для укрепления дыхательных мышц следует правильно научиться дышать.

Исправление дефектов осанки в школьном возрасте при систематических занятиях специальными упражнениями происходит быстрее, чем у взрослых.

Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие физические качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям со сколиозом I степени (вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.

В основном, навыки нарушенной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течение одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет. А нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 - 7,0%) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию осанки, можно физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств коррекции осанки и сколиоза I степени важен правильный подход: рекомендовать школьникам корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Задача состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы и основные  современные методики коррекции  сколиоза

Консервативная коррекция играет ведущую роль при начальных структурных изменениях в позвоночнике на ранних стадиях сколиотической деформации. По мере ее нарастания, консервативная терапия становится вспомогательной, уступая основную роль ортезированию (в силу своей важности мы сознательно рассматриваем этот метод отдельно, вне рамок консервативного лечения), и хирургическим вмешательствам.

Целью консервативной коррекции является достижение такого состояния позвоночника, его сосудистых, мышечных и соединительно-тканных структур, которые обеспечили бы устойчивую ремиссию сколиоза.

Общими принципами консервативного лечения сколиозов являются:

  • исключение неблагоприятных статико-динамических нагрузок на пораженный отдел позвоночника;
  • стимуляция собственной активности мышц позвоночника;
  • фазовость, комплексность и индивидуализация коррекции - выбор средств лечебно-физкультурных и реабилитационных мероприятий должен разумно сочетать общие и индивидуальные подходы;
  • необходимость воздействия не только на позвоночник, но и на вневертебральные органы, участвующие и порой усугубляющие деформацию. Необходимость воздействия на эндокринные и другие гуморальные механизмы, участвующие в патогенезе болезни, многократно доказана ранее;
  • закрепление статико-динамической позы на уровне мозгового импульса.

Информация о работе Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки