Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа
На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50
Для мышц брюшного пресса: И.п. – лежа на спине, поясничная область прижата к опоре.
Упражнения стоя на коленях
И.п.- cтоя на коленях
Упражнения на дыхание и на восстановление
И.п. – основная стойка.
И.п. – лёжа на спине.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИГРЫ
Содержание игры: Дети выстраиваются в шеренгу или в круг. С водящим выполняются все движения, кроме запрещённого. Кто ошибается, штрафуют (5 приседаний с прямой спиной). Игра продолжается.
Содержание игры. В определённом месте (на скамейке, внутри обруча) сидит на корточках спящий «пёс». Дети из своего дома с противоположной стороны (на носочках, руки на пояс, плечи расправлены, спина прямая), крадучись, двигаются по направлению к «псу», хором тихо приговаривая:
Вот сидит лохматый пёс,
В лапы свой, уткнувши нос,
Тихо, мирно он сидит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим.
И посмотрим: что же будет?
С последними словами дети вплотную подходят к «псу», хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом, а «пёс» их ловит. Пойманный, становится «псом».
3. «Говорящий мяч»
Инвентарь: мяч (волейбольный, набивной, теннисный).
Содержание игры. Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребёнок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь, возвращает мяч ведущему, называет слово, начинающееся с этой буквы. Например, «А» - «Арбуз».
4. «Дунем раз…»
Инвентарь: мячи для настольного тенниса по количеству участников.
Содержание игры. Дети делятся на две команды, у каждого мяч для настольного тенниса. С линии старта первые в колоннах игроки ползут на четвереньках и, дуя на мяч, стараются докатить его до стены (или линии, находящейся в 6-8м от линии старта). В это время остальные игроки говорят хором: «Дунем раз, дунем два, дунем три, докати до стены». Докатив шарик до стены, первые игроки бегом возвращаются к команде. Вторые, а затем третьи делают то же.
5. «Тише едешь – дальше будешь»
Содержание игры: Все участники выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По команде ведущего: «Шаг вперёд!», «Два шага влево!», «Присесть», «Кругом» и другие, все выполняют указанные движения, стараясь сохранить правильную осанку. Ведущий после каждой команды останавливает того, кто не смог сохранить правильную осанку. Этот участник возвращается на линию старта. Выигрывает тот, кто первый достиг финиша.
6. «Неуловимый шнур»
Инвентарь: шнур два метра.
Содержание игры: С обеих сторон шнура лицом друг к другу встают по одному соревнующемуся (шнур находится между ступнями игроков). Игроки выполняют движения по указателю учителя (руки вперёд, в стороны, вверх, на пояс, наклоны и др.). По сигналу игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из-под ног. Выигрывает тот, кому удаётся это сделать первым.
7. «Белые медведи»
Содержание игры: В круг, изображающий льдину, становятся два игрока («медведи»). Остальные играющие располагаются вне льдины. По команде «медведи» бегут на «охоту», держась за руки. Они стараются обхватить убегающего свободными руками, пойманного отводят на «льдину». Затем «медведи» ловят второго и ведут его туда же. Пойманные в свою очередь становятся «медведями» и, взявшись за руки, идут ловить других ещё оставшихся на площадке игроков. Последний игрок (2, 3), оставшиеся не пойманные, выигрывают.
8. «Чай, чай - выручай»
Содержание игры: Ведущий должен осалить играющих, осаленный замирает на месте – ноги шире плеч, руки в стороны, спина прямая. Выручить может другой игрок, проползая у осаленного под ногами.
9. «Перестрелка»
Инвентарь: мяч волейбольный.
10. «Пионербол»
Инвентарь: мяч волейбольный.
11. Эстафета
Содержание: кто быстрее и без ошибочно пронесет мешочек с песком
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КАРТОЧКИ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ
ЗАДАНИЕ 1
Рис. 1.1. Корригирующие упражнения.
а - активная коррекция — выравнивание позвоночника треугольников
талии;
б - корригирующие упражнения с гантелями;
ЗАДАНИЕ 2
Рис. 1.1. Корригирующие упражнения (продолжение).
в - активно-пассивная коррекция позвоночника;
г - пассивная коррекция на наклонной плоскости.
ЗАДАНИЕ 3
Рис. 1.2. Деторсионные упражнения.
а - комбинированное упражнение;
б - упражнения на наклонной плоскости.
ЗАДАНИЕ 4
Рис. 1.3. Упражнения, направленные на вытяжение позвоночника а - самовытяжение с опорой рук на крылья подвздошных костей,
б - вытяжение позвоночника с отталкиванием мяча подбородком,
ЗАДАНИЕ 5
Рис. 1.3. Упражнения, направленные на вытяжение позвоночника (продолжение).
в - вис на гимнастической стенке;
г - потягивание вверх, стоя на гимнастической палке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Показатели детей экспериментальной группы до и после исследования.
№ |
рост |
Вес |
ОГК |
1 тест |
2 тест |
3 тест | ||||||
до эксп. |
после эксп. |
до эксп. |
После эксп. |
до эксп. |
После Эксп. |
До эксп. |
после эксп. |
до эксп. |
после эксп. |
до эксп. |
после эксп. | |
1 |
130 |
133 |
25 |
28 |
60,5 |
64 |
95 |
125 |
18 |
23 |
25 |
33 |
2 |
139 |
141 |
32 |
35 |
62 |
67 |
73 |
115 |
14 |
19 |
22 |
26 |
3 |
135 |
137 |
30 |
34 |
60 |
61,5 |
68 |
110 |
12 |
16 |
23 |
27 |
4 |
133 |
136 |
25 |
27 |
61,5 |
66 |
63 |
95 |
12 |
17 |
17 |
25 |
5 |
141 |
143 |
30 |
33 |
58 |
63 |
51 |
90 |
8 |
15 |
20 |
26 |
6 |
141 |
143 |
39 |
43 |
65 |
68 |
60 |
91 |
13 |
17 |
15 |
23 |
7 |
137 |
139 |
31 |
35 |
62 |
65 |
35 |
64 |
15 |
18 |
23 |
26 |
8 |
137,5 |
140 |
29 |
32 |
60 |
64 |
70 |
108 |
13 |
18 |
20 |
25 |
Ср. |
136 |
139 |
30 |
33,3 |
61 |
64 |
64 |
100 |
13,1 |
17,8 |
20,6 |
26 |
Таблица 2
Антропометрические показатели и нормативы физического развития здоровых детей.
Показатели |
Нормативы для здоровых детей 10-11 лет |
РОСТ см |
133-148 |
ВЕС кг |
28-40 |
ОБЪЁМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ см |
62-74,5 |
1 ТЕСТ сек. |
90 – 120 сек. |
2 ТЕСТ раз |
15 – 20 раз |
3 ТЕСТ сек. |
25 – 35 сек. |