Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа
На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50
1 тест (на силовую выносливость мышц разгибателей спины, поза «рыбки» на животе)
Оборудование: твёрдый, гимнастический мат; секундомер.
Описание: ребёнок лежит на гимнастическом мате таким образом, что верхняя часть туловища, голова находятся на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем.
Результат: время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.
Общие указания и замечания: даётся опробование теста; голова не запрокидывается за спину; секундомер выключается сразу же в момент опускания туловища или руки убраны с пояса.
Нормативы: для детей 7-11 лет время удержания туловища – 1,5-2 минуты.
2 тест (на силовую выносливость брюшного пресса)
Оборудование: гимнастический мат; секундомер.
Описание: из положения лёжа на спине перейти в положение сидя; руки скрещены на груди, ноги прямые.
Результат: оценивается количеством переходов из положения лёжа в положение сед за 1 минуту.
Общие указания и замечания: даётся опробование теста; ноги не сгибать; в положение сед без помощи рук; сед 90°; секундомер выключается- прекращается счёт.
Норматив: для детей 7-11 лет – 15-20 раз.
3 тест (для статической выносливости мышц)
Оборудование: твёрдый, гимнастический мат; секундомер.
Описание: ребёнок лежит на гимнастическом мате, руки вдоль туловища; затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении.
Результат: определяется время удержания – секундомером.
Общие указания и замечания: даётся опробование теста; ноги не сгибать; секундомер выключается в момент опускания ног.
Норматив: для детей 7-11 лет – 25-35 секунд.
Остаётся добавить, что все тесты, подобранные нами, согласованы с требованиями и являются доступными данному возрасту.
3. Педагогический эксперимент
Эксперимент проводился нами с целью выявления эффективности влияния коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.
4. Математико-статистическая обработка
Использовался для обработки результатов и для их сравнения. Обработка результатов проводилась нами по системе Стьюдента:
- средняя арифметическая
δ - стандартное отклонение δ = ;
m - стандартная ошибка среднего арифметического значения
t - средняя ошибка разности t = ;
p – погрешность, при p > 0.05 не достоверно, при p < 0.05 достоверно.
2.4. Организация исследования
Педагогический эксперимент был организован на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №3 г. Кирс, Верхнекамского района.
Исследования проводились в период: с сентября 2004 года по март 2005 года. Группа в количестве 8 человек (4 мальчика, 4 девочки), в возрасте 10-11 лет. Все дети имеют диагноз: сколиоз I степени и относятся к подготовительной группе. Занятия проводились совместно, при этом подбирались упражнения, доступные всем.
Группа занималась в спортивном зале, во внеурочное время. Экспериментальные занятия проводились два раза в неделю: среда и пятница, продолжительность одного занятия – 1 час 20 минут.В занятия был включён разработанный нами комплекс упражнений (см. приложение 1). В конце каждого занятия проводились игры, последовательно менявшиеся, проведено 10 игр (см. приложение 2). В игре выражаются условно целые жизненные ситуации (имитация, сюжетное содержание), некоторые движения и действия, моделируются взаимоотношения между детьми. После каждого занятия детям выдавались на дом карточки с домашним заданием для самостоятельной работы дома (см. приложение 3).
В начале и в конце педагогического эксперимента проводились контрольные испытания (см. приложение 4).
Контрольные упражнения проводились в индивидуальной форме, так как это наиболее целесообразная форма для детей данного возраста.
Во время эксперимента мы использовали музыкальное сопровождение современной музыки и классической, так как музыка поднимает эмоциональный настрой и эффективно влияет во время дыхательных упражнений и на восстановление.
Был применён метод наглядности: обеспечивает зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия; способствует быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям. У детей сильно развита способность к подражанию, стремление к следованию живым примерам. Так же использовался словесный метод: метод передачи информации в виде объяснений, замечаний; метод сопряжённой речи (одновременно происходит произношение несколькими детьми слов, фраз).
ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
Экспериментальная методика, разработанные нами, включает комплекс коррекционных упражнений, положительно влияющих на физическое развитие и физическую подготовленность детей с нарушениями осанки:
В основе упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на нарушения позвоночника. Эти упражнения не требуют учёта сложных биомеханических условий работы деформированной опорно-двигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации находятся в физиологически несбалансированном состоянии. Слабым мышцам туловища при каждом симметричном движении представляются повышенные функциональные требования, вследствие чего они тренируются интенсивней, чем более сильные мышцы. Это явление – суть коррекции нервно-мышечного аппарата и создания уравновешенного «мышечного» корсета.
При развитии нарушений осанки и сколиоза нарушаются дыхательная функция и сердечная деятельность.
Дыхательные упражнения повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки.
Подвижные игры, выступая первоначально, как детская забава, развлечения, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трёх компонентов – физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки – приближает ребёнка к естественной жизни, взаимоотношений.
В карточках для домашнего задания мы использовали в основном: корригирующие, деторсионные упражнения и упражнения направленные на вытяжение позвоночника.
В нашей работе были рассмотрены вопросы применения специально разработанного комплекса упражнений с целью улучшения показателей физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.
В ходе работы был поставлен эксперимент. В его начале были отобраны дети со сколиозом I степени (группа из 8 человек, 10-11 лет), затем проведено тестирование. Результаты тестов были использованы для определения исходного уровня физического развития и физической подготовленности детей.
Для получения объективной информации о результатах исследования показателей тестирования и антропометрических показателей, полученных в начале и в конце эксперимента, подвергались сравнению с помощью математико-статистических методов (достоверность по t-критерию Стьюдента).
Результаты изменения антропометрических показателей и физического развития детей с нарушениями осанки и сколиоза представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Изменения антропометрических показателей детей до и после эксперимента
Группы |
n |
Рост См |
Вес кг |
Объём грудной клетки см | ||||||||||||
Х |
δ |
M |
t |
P |
Х |
Δ |
m |
t |
p |
Х |
δ |
m |
t |
p | ||
До эксперимента |
8 |
136 |
3,8 |
1,4 |
1,6 >0,05 |
30 |
4,9 |
1,8 |
1,2 > 0,05 |
61 |
2,4 |
0,9 |
2,5 < 0,05 | |||
После эксперимента |
8 |
139 |
3,5 |
1,3 |
33,3 |
5,2 |
2,0 |
64 |
2,1 |
0,8 |
Таблица 2
Изменения физического развития детей до и после эксперимента
Группы |
n |
1 тест |
2 тест |
3 тест | |||||||||||||||||
Х |
δ |
m |
t |
p |
Х |
Δ |
m |
t |
p |
Х |
δ |
m |
t |
p | |||||||
До эксперимента |
8 |
64 |
21 |
8,0 |
3,1 < 0,05 |
13,1 |
3,5 |
1,3 |
2,7 < 0,05 |
20,6 |
2,8 |
1,1 |
3,2 < 0,05
| ||||||||
После эксперимента |
8 |
100 |
21,4 |
8,2 |
17,8 |
2,8 |
1,1 |
26 |
3,5 |
1,3 |
Динамика показателей физического развития детей с нарушениями осанки и сколиоза свидетельствуют о том, что произошли положительные изменения во всех показателях, показатели достоверны в четырёх случаях: ОГК, силовая выносливость брюшного пресса, силовая выносливость мышц разгибателей спины, статическая выносливость мышц (p < 0,05). Можно говорить о положительном влиянии нашей методики.
Показатели роста и веса увеличились, но различия показателей полученных в эксперименте оказались не достоверны (p > 0,05). Это говорит о том, что несмотря на специально подобранные упражнения, коррекционные игры и домашнее задание, для изменения данных показателей оказалось недостаточно времени.