Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:30, дипломная работа

Описание работы

На протяжении столетий проблема нарушений осанки и сколиоза привлекает неустанное внимание ортопедов и специалистов по физической культуре и ЛФК. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5–2%. Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по предмету исследования...5
Характеристики и причины возникновения нарушений осанки .…………5
Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки………………………………………………..14
Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза……18
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….32
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования….............33
2.1 Цель…………………………………………………………………………...33
2.2 Задачи………………………………………………………………………...33
2.3 Методы……………………………………………………………………….33
2.4 Организация исследования………………………………………………….37
ГЛАВА III. Педагогический эксперимент, его результаты………………39
3.1 Методическое обоснование экспериментальной методики………………39
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..........................................................50

Файлы: 1 файл

metodika_korrekcii_fizicheskogo_razvitiya_i_fizicheskoi_podg.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

 

1 тест (на силовую выносливость мышц разгибателей спины, поза «рыбки» на животе)

Оборудование: твёрдый, гимнастический мат; секундомер.

Описание: ребёнок лежит на гимнастическом мате таким образом, что верхняя часть туловища, голова находятся на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем.

Результат: время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Общие указания и замечания: даётся опробование теста; голова не запрокидывается за спину; секундомер выключается сразу же в момент опускания туловища или руки убраны с пояса.

Нормативы: для детей 7-11 лет время удержания туловища – 1,5-2 минуты.

2 тест (на силовую выносливость брюшного пресса)

Оборудование: гимнастический мат; секундомер.

Описание: из положения лёжа на спине перейти в положение сидя; руки скрещены на груди, ноги прямые.

Результат: оценивается количеством переходов из положения лёжа в положение сед за 1 минуту.

Общие указания и замечания: даётся опробование теста; ноги не сгибать; в положение сед без помощи рук; сед 90°; секундомер выключается- прекращается счёт.

Норматив: для детей 7-11 лет – 15-20 раз.

3 тест (для статической выносливости мышц)

Оборудование: твёрдый, гимнастический мат; секундомер.

Описание: ребёнок лежит на гимнастическом мате, руки вдоль туловища; затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении.

Результат: определяется время удержания – секундомером.

Общие указания и замечания: даётся опробование теста; ноги не сгибать; секундомер выключается в момент опускания ног.

Норматив: для детей 7-11 лет – 25-35 секунд.

Остаётся добавить, что все тесты, подобранные нами, согласованы с требованиями и являются доступными данному возрасту.

 

 

3. Педагогический эксперимент

Эксперимент проводился нами с целью выявления эффективности влияния коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.

 

4. Математико-статистическая  обработка

 

Использовался для обработки результатов и для их сравнения. Обработка результатов проводилась нами по системе Стьюдента:

- средняя арифметическая величина  = ;

δ - стандартное отклонение  δ = ;

m - стандартная ошибка среднего  арифметического значения 

                                                m = , когда n < 30;

t - средняя ошибка разности t = ;

p – погрешность, при p > 0.05 не достоверно, при p < 0.05 достоверно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Организация исследования

 Педагогический эксперимент был организован на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной  школы с углубленным изучением отдельных предметов №3 г. Кирс, Верхнекамского района.

Исследования проводились в период: с сентября 2004 года по март 2005 года. Группа в количестве 8 человек (4 мальчика, 4 девочки), в возрасте 10-11 лет. Все дети имеют диагноз: сколиоз I степени и относятся к подготовительной группе. Занятия проводились совместно, при этом подбирались упражнения, доступные всем.  

Группа занималась в спортивном зале, во внеурочное время. Экспериментальные занятия проводились два раза в неделю: среда и пятница, продолжительность одного занятия – 1 час 20 минут.В занятия был включён разработанный нами комплекс упражнений (см. приложение 1). В конце каждого занятия проводились игры, последовательно менявшиеся, проведено 10 игр (см. приложение 2). В игре выражаются условно целые жизненные ситуации (имитация, сюжетное содержание), некоторые движения и действия, моделируются взаимоотношения между детьми. После каждого занятия детям выдавались на дом карточки с домашним заданием для самостоятельной работы дома (см. приложение 3).

В начале и в конце педагогического эксперимента проводились контрольные испытания (см. приложение 4).

Контрольные упражнения проводились в индивидуальной форме, так как это наиболее целесообразная форма для детей данного возраста.

Во время эксперимента мы использовали музыкальное сопровождение современной музыки и классической, так как музыка поднимает эмоциональный настрой и эффективно влияет во время дыхательных упражнений и на восстановление.

Был применён метод наглядности: обеспечивает зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия; способствует быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям. У детей сильно развита способность к подражанию, стремление к следованию живым примерам. Так же использовался словесный метод: метод передачи информации в виде объяснений, замечаний; метод сопряжённой речи (одновременно происходит произношение несколькими детьми слов, фраз).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

 

  • 3.1. Методическое обоснование экспериментальной методики
  • Экспериментальная методика, разработанные нами, включает комплекс коррекционных упражнений, положительно влияющих на физическое развитие и физическую подготовленность детей с нарушениями осанки:

        1. упражнения в ходьбе;
        2. упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки - и.п. стоя;
        3. упражнения - стоя на коленях;
        4. упражнения для укрепления «мышечного» корсета (мышц спины);
        5. упражнения для мышц брюшного пресса;
        6. упражнение на дыхание и восстановление.

    В основе упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия  специальных упражнений на нарушения позвоночника. Эти упражнения не требуют учёта сложных биомеханических условий работы деформированной опорно-двигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации находятся в физиологически несбалансированном состоянии. Слабым мышцам туловища при каждом симметричном движении представляются повышенные функциональные требования, вследствие чего они тренируются интенсивней, чем более сильные мышцы. Это явление – суть коррекции нервно-мышечного аппарата и создания уравновешенного «мышечного» корсета.

    При развитии нарушений осанки и сколиоза нарушаются дыхательная функция и сердечная деятельность.

    Дыхательные упражнения повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки.

    Подвижные игры, выступая первоначально, как детская забава, развлечения, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трёх компонентов – физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки – приближает ребёнка к естественной жизни, взаимоотношений.

    В карточках для домашнего задания мы использовали в основном: корригирующие, деторсионные упражнения и упражнения направленные на вытяжение позвоночника.

        1. Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция нарушений (см. приложение 3, рис. 1.1).
        2. Деторсионные упражнения предусматривают вращение позвонков в сторону, растягивание сокращённых и укрепление растянутых мышц (см. приложение 3, рис. 1.2).
        3. Упражнение на вытяжение (см. приложение 3, рис.1.3).
        4.  

     

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  • 3.2. Результаты эксперимента
  •  

  • В нашей работе были рассмотрены вопросы применения специально разработанного комплекса упражнений с целью улучшения показателей физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки.

    В ходе работы был поставлен эксперимент. В его начале были отобраны дети со сколиозом I степени (группа из 8 человек, 10-11 лет), затем проведено тестирование. Результаты тестов были использованы для определения исходного уровня физического развития и физической подготовленности детей.

    Для получения объективной информации о результатах исследования показателей тестирования и антропометрических показателей, полученных в начале и в конце эксперимента, подвергались сравнению с помощью математико-статистических методов (достоверность по t-критерию Стьюдента).

    Результаты изменения антропометрических показателей и физического развития детей с нарушениями осанки и сколиоза представлены в таблицах 1 и 2.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица 1

    Изменения антропометрических показателей детей до и после эксперимента

     

    Группы

     

    n

     

    Рост

    См

     

    Вес

    кг

    Объём грудной клетки

    см

    Х

    δ

    M

    t

    P

    Х

    Δ

    m

    t

    p

    Х

    δ

    m

    t

    p

    До эксперимента

     

    8

     

    136

     

    3,8

     

    1,4

     

     

    1,6 >0,05

     

    30

     

    4,9

     

    1,8

     

     

     

    1,2  > 0,05

     

    61

     

    2,4

     

    0,9

     

     

    2,5 < 0,05

    После эксперимента

     

    8

     

    139

     

    3,5

     

    1,3

     

    33,3

     

    5,2

     

    2,0

     

    64

     

    2,1

     

    0,8


     

     

     

     

    Таблица 2

    Изменения физического развития детей до и после эксперимента

    Группы

    n

    1 тест

    2 тест

    3 тест

    Х

    δ

    m

    t

    p

    Х

    Δ

    m

    t

    p

    Х

    δ

    m

    t

    p

    До эксперимента

     

    8

     

    64

     

    21

     

    8,0

     

     

    3,1 < 0,05

     

    13,1

     

    3,5

     

    1,3

     

     

     

    2,7  < 0,05

     

    20,6

     

    2,8

     

    1,1

     

     

     

    3,2 < 0,05

     

    После эксперимента

     

    8

     

    100

     

    21,4

     

    8,2

     

    17,8

     

    2,8

     

    1,1

     

    26

     

    3,5

     

    1,3


     

     

     

     

     

     

     

    Динамика показателей физического развития детей с нарушениями осанки и сколиоза свидетельствуют о том, что произошли положительные изменения во всех показателях, показатели достоверны в четырёх случаях: ОГК, силовая выносливость брюшного пресса, силовая выносливость мышц разгибателей спины, статическая выносливость мышц (p < 0,05). Можно говорить о положительном влиянии нашей методики.

    Показатели роста и веса увеличились, но различия показателей полученных в эксперименте оказались не достоверны (p > 0,05). Это говорит о том, что несмотря на специально подобранные упражнения, коррекционные игры и домашнее задание, для изменения данных показателей оказалось недостаточно времени. 

    Информация о работе Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей с нарушением осанки