Методика развития силы у мужчин 18-20 лет с заболеванием ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективные средства развития силовых способностей у мужчин 18-20 лет с заболеванием ДЦП.
Исходя из цели перед работой были поставлены следующие задачи:
Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования развития силовых способностей у мужчин 18-20 лет с заболеванием ДЦП.
Разработать комплекс специальных упражнений для развития силы.
Определить эффективность применение средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………......5
1.1. Заболевание ДЦП –основные понятия и формы ……………………5
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности
молодого возраста 18-20 лет в зависимости от заболевания…………..16
1.3. Питание и витаминный комплекс…………………………………..21
1.4. Физическое качество сила и её проявление………………………..23
1.5. Формы и методы развития силы с заболеванием ДЦП…………...26
1.6. Моя методика по развитию силы………………………...31
Глава 2. Методика и организация исследования…………...46
2.1. Методы исследования………………………………………………46
2.2. Организация исследования………………………………………….48
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение
полученных данных……………………………………………………..49
Выводы………………………………………………………………………...53
Список литературы……………………………………………………….54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….58

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 112.44 Кб (Скачать файл)

Начальная резидуальная стадия заболевания характеризуется  тем, что при остающихся активными  тонических рефлексах установочные рефлексы не формируются или формируются  недостаточно. В норме процесс вертикальной установки тела обеспечивается появлением к 2 месяцу лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею (ребенок начинает держать головку), к 6 месяцам - шейных цепных симметричного и асимметричного установочных рефлексов. Шейный цепной симметричный установочный рефлекс обеспечивает повышение тонуса разгибателей и при горизонтальном, и при вертикальном положении тела, что и делает возможным установку тела в пространстве. Шейный цепной асимметричный установочный рефлекс обеспечивает сохранение равновесия тела.

У детей  с церебральным параличом эти  рефлексы и ряд других установочных рефлексов либо задерживаются в  развитии до 2 - 5 лет и более, либо не появляются совсем, в то время  как тонические рефлексы продолжают нарастать. Показателен отрицательный  симптом Ландау (рис. l,6): здоровый ребенок, поддерживаемый на весу в горизонтальном положении, с 5 - 6-го месяца поднимает  голову, разгибает туловище, выносит  руки вперед; ребенок с церебральным параличом сделать этого не может, он висит на руках врача (симптом «свешенного белья»). Произвольная моторика резко задерживается в своем развитии. Нарастают и патологические синергии, определяя в совокупности с тоническими и патологически развивающимися установочными рефлексами формирование патологического двигательного стереотипа. Контрактуры, появляющиеся в этой стадии заболевания, так же, как и сколиоз, еще функциональные.

На основе имеющихся двигательно-кинестетических  нарушений начинает формироваться  патология оптико-пространственного  гнозиса (зрительной ориентировки в  пространстве), схемы тела, праксиса (последовательности действий в различных  ситуациях), стереогноза (определение  формы предмета на ощупь). Нарушение  психического развития усугубляется формирующейся  речевой патологией и слабостью  контактов с окружающими. У детей  с начальной резидуальной стадией  заболевания нередко после 2 - 5 лет  постепенно начинают развиваться двигательные, психические и речевые функции, причем тем более активно, чем  раньше начато систематическое лечение.

Резидуально-хроническая  стадия детского церебрального паралича течет значительно тяжелее —  продолжают развиваться начавшиеся внутриутробно воспалительные, аллергические, атрофические и деструктивные процессы в мозге, прогрессирует неврологическая  симптоматика.

Третья  стадия заболевания, условно называемая конечной резидуальной стадией, характеризуется  окончательным оформлением патологического  двигательного стереотипа, организацией контрактур и деформаций. Отчетливым становится характер психических и  речевых расстройств. К речевым  расстройствам относятся псевдобульбарные дизартрии или, в зависимости  от формы заболевания, гиперкинетическая  или мозжечковая дизартрия, протекающие  на фоне общей задержки речевого развития. Психические нарушения развиваются  по психоорганическому типу. Наряду с нарушением эмоционально-волевой сферы и астенизацией имеют место нарушения корковых функций — дизграфия, акалькулия и др., препятствующие обучению ребенка. В этой стадии заболевания дети в части случаев могут сохранять способность самостоятельно или с поддержкой передвигаться, овладеть письмом, теми или иными элементами самообслуживания, трудовыми процессами. В других случаях быстро нарастают множественные артрогенные контрактуры, тяжелые деформации, фиброзное перерождение мышц, суставов и связок; как правило, не развиваются речь и психика.

В клинической  практике необходимо различать следующие, наиболее часто встречающиеся, формы (синдромы): спастическая диплегия (синдром Литтля); спастическая гемиплегия (детская церебральная гемиплегия, гемипарез); двойная спастическая гемиплегия (тетраплегия); атонически-астатическая форма; гиперкинетическая форма.

Спастическая  диплегия

Спастическая  диплегия — наиболее распространенная форма ДЦП, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлекс. У детей со спастической диплегией отмечается патология формирования теменно-затылочных структур мозга. У некоторых больных со спастической диплегией отмечаются и симптомы расстройства функций лобных отделов мозга. Вследствие этого отмечаются выраженные астеноадинамические проявления, двигательные нарушения, скованность, которые нередко затрудняют оценку уровня психического развития ребенка.

Спастическая  гемиплегия

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно  на одной стороне. В руке больше повышен  мышечный тонус сгибателей, а в  ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута  в локтевом суставе, приведена к  туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается  на пальчики. Паретичные конечности отстают  в росте от здоровых. Дети с гемипарезом  позже овладевают двигательными  навыками. В тяжелых случаях уже  в первые недели можно отметить ограничение  спонтанных движений. Умственная отсталость (от легкой задержки, до глубокого интеллектуального  дефекта) наблюдается примерно у 40% больных. Снижение интеллекта не всегда коррелирует с тяжестью двигательных нарушений.

Двойная гемиплегия

Двойная гемиплегия характеризуется двигательными  нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой  мускулатуры и мышц верхней части  туловища влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становиться  более выраженная у некоторых  детей появляются гиперкинезы в  двигательных отделах рук и ног, а так же оральные синкинезии. У  большинства больных выражен  псевдобульбарный синдром. Эта форма  ДЦП часто сочетается с микроцефалией  и малыми аномалиями развития, что  свидетельствует о внутриутробном поражении мозга. При двойной  гемиплегии не редко наблюдаются  эпилептиформные припадки. Бортфельд  С.А. отмечает, что при гемипаретической форме церебрального паралича у  ребенка может развиться задержка речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50% случаев у детей старшего возраста наблюдаются гиперкинезы, которые появляются по мере снижения мышечного тонуса, Психическое развитие замедлено. Степень задержки варьируется от легкой до тяжелой. На задержку развития влияет наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.

Агонически-астатическая форма

Агонически-астатическая форма характеризуется мышечной гипотонией. При этой форме церебрального  паралича на втором-третьем году жизни  выявляются симптомы поражения мозжечка: интонцеонный тремор, туловищная атаксия, расстройства координации движений. У этих больных резко страдают статические функции: они не могут  держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохранять равновесие. Часты речевые  нарушения в форме мозжечковой  или псевдобульбарной дизартрии. Отмечается выраженная ЗПР. Степень снижения интеллекта зависит от локализации поражения  мозга. При поражении преимущественно  лобных долей доминирует глубокая ЗПР. При преимущественном поражении  мозжечка психическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка.

Гиперкинетическая форма

Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований  при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы появляются после первого  года жизни, за исключением тяжелых  случаев, когда их можно обнаружить уже на первом году. Гиперкинезы  сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделах конечностей и  мышцах шеи. Эпилептиформные припадки наблюдаются редко. Часто наблюдаются  речевые расстройства. Психическое  развитие страдает меньше, чем при  других формах, однако тяжелые двигательные нарушения затрудняют развития ребенка, его обучения и социальную адаптацию. Среди детей с церебральными  параличами больные с гиперкинетической  формой в клиническом аспекте  и в вопросах реабилитации являются наиболее тяжелым контингентом вследствие выраженных двигательных расстройств, осложненных другими неврологическими и психическими нарушениями.

При ДЦП (особенно при гиперкинетической  форме) довольно часто отмечается снижение остроты слуха, особенно на высокочастотные  тона. Это может приводить к  нарушению произношения ряда звуков при отсутствии дизартрии. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении этих детей чтению и письму. У  некоторых больных отмечается недоразвитие фонематического слуха. Любое нарушение  слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а  в тяжелых случаях к глубокому  недоразвитию речи.

Интеллектуальное  развитие детей с церебральными  параличами протекает в неблагоприятных  условиях и часто задерживается  и искажается. Интеллект при ДЦП  бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30% интеллект  сохранен, а у остальных наблюдается  задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами. Надо заметить, что у большинства детей  с церебральными параличами наблюдаются  признаки органического варианта осложненного психического инфантилизма. При осложненном  психическом инфантилизме наряду с  различными патологическими проявлениями выделяют психическую незрелость - эмоциональная сфера таких детей  находится как бы на более ранней ступени развития, свойственной детям  более младшего возраста.

Таким образом, детские церебральные параличи непрогрессирующие  неврологические расстройства, возникающие  в результате повреждения или  недоразвития нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Они проявляются  нарушениями мышечного тонуса и  произвольных движений, неспособностью сохранять нормальную позу.

Двигательные  нарушения (парезы, параличи, расстройство координации, непроизвольные движения) являются ведущим клиническим синдромом  детских церебральных параличей.

Двигательные  нарушения часто сочетаются с  изменениями психики, речи, судорогами.

Классификация клинических форм церебрального  паралича учитывает распространенность двигательных нарушений, характер изменения  мышечного тонуса, степени выраженности речевых и психических расстройств.

 

1.2. Анатомо-физиологические  и психологические особенности

молодого  возраста 18-20 лет в зависимости  от заболевания

 

Отличительной чертой современного спорта является острейшая борьба, высокий  уровень спортивных достижений, невиданный рост физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к  качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности  системы подготовки спортсменов  заключается в строгом учете  возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических  особенностей, характерных для отдельных  этапов развития детей и подростков[2].

В процессе развития организма детей  и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы, причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и  относительно равномерно на протяжении школьного возраста. По данным А.В. Коробкова и Ф.Г. Казаряна, мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды относительно умеренного прироста силы сменяются периодами более выраженного ее изменения.

Так, например, ускорение физического развития подростков в период полового созревания приводит и к увеличению прироста показателей мышечной силы. В возрасте 13—14 лет сила двуглавой мышцы  плеча, сгибателей и разгибателей кисти  и мышц большого пальца при динамической работе достигает большей величины по сравнению с детским возрастом (8—9 лет). Об этом же свидетельствуют исследования А.В. Коробкова, который отмечал, что нарастание силы различных групп мышц в пересчете на 1 кг веса тела у 13—14-летних подростков происходит более интенсивно, чем у детей 8—9 лет и юношей 18—20 лет. Автор считает, что величина силы в пересчете на 1 кг веса тела у подростков в 13—14 лет достигает таковой у взрослых людей 20—30 лет.

Одной из причин увеличения мышечной силы у  детей является возрастание мышечной массы тела, т.е. увеличение мышечного  поперечника. Мышечная масса начинает возрастать с 7 лет, но более заметный ее рост происходит в период полового созревания. Важная роль в развитии силы в этот период принадлежит, по-видимому, дифференциации нервно-мышечного аппарата. Это подтверждается, в частности, исследованиями А.В. Коробкова, А.П. Тамбиевой, А.А. Маркосяна и др., которые отметили, что с возрастом происходит увеличение числа возбуждающих двигательных единиц во время мышечного напряжения [18].

Как указывает  М.Р. Могендович, особая роль в увеличении мышечной силы с возрастом принадлежит моторно-висцеральным рефлексам, которые в подростковом возрасте становятся более совершенными, чем в детском. Формирование относительной силы различных групп мышц завершается в 16—17 лет, а ее уровень сохраняется до 41—50.

На проявление мышечной силы значительное влияние  оказывают занятия физической культурой  и спортом, начиная с детского и подросткового возраста. В советской  системе спортивной тренировки подрастающего  поколения большое значение придавалось  воспитанию различных физических качеств для всестороннего физического развития и для трудовой деятельности. По мнению СП. Летунова, Р.Е. Мотылянской, актуальность изучения проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. При этом авторы отмечают, что создание правильной системы силовой подготовки является решающим фактором роста спортивных достижений во многих видах спорта.

Увеличение  физиологической напряженности  тренировки «на силу» в период начальной подготовки (высокий темп движений, малые интервалы между  занятиями), по Ю.В. Верхошанскому, не всегда приводит к повышению эффективности развития силы. Этот метод тренировки дает результаты только в дальнейшем, по мере повышения тренированности. Из исследований Н.В. Зимкина известно, что на протяжении восьми занятий упражнения с грузом в 45—60% от максимального были несколько эффективнее, чем с грузом в 60—75% и 75—90%. В дальнейшем, после 66 занятий наибольший эффект дали упражнения с грузом в 75—90%, а наименьший – в 45-60%.

Ежегодный прирост силы различных групп  мышц неодинаков. Так, в возрастной период от 10 до 14 лет более выраженно увеличивается мышечная сила разгибателей нижних конечностей (85%), менее – сгибателей плечевого пояса (24%). По мнению В.К. Кузнецова, акцент на развитие относительной силы следует делать в возрасте 13 и 15 лет. На необходимость развития мышечной силы в период развития организма детей, подростков и юношей указывали многие авторы. Подбор силовых упражнений для подростков и юношей должен предусматривать гармоничное развитие мускулатуры и достаточное развитие у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами. Особенно заметно отражается на увеличении мышечной силы характер специфической мышечной деятельности при занятиях тяжелой атлетикой. В то же время любая мышечная деятельность в различных видах спорта влияет на развитие силы.

Информация о работе Методика развития силы у мужчин 18-20 лет с заболеванием ДЦП