Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:15, дипломная работа
В последнее время в целом по стране отмечается снижение уровня здоровья и физической подготовленности детей разного возраста. Современные требования, предъявляемые обществом к сохранению уровня здоровья и повышению физической подготовленности детей, обуславливают необходимость качественного улучшения процесса физического воспитания на уроках и тренировочных занятиях.
Одним из наиболее интересных и доступных видов спорта в поселке Шушенское является борьба.
Введение……………………………………………………………………….........3
Глава I. Теоретический анализ физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой (обзор литературы)......................................8
Анатомо-физиологические и социально-психологические особенности тренировки девушек………………………………………………………….8
Особенности спортивной тренировки девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………………………………...11
Особенности общей и специальной физической подготовки девушек занимающихся вольной борьбой…………………………………………..14
Развитие физических качеств у девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………………………………….16
1.5. Методы развития специальной выносливости у девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………….26
Глава II. Методы и организация исследования……………………………32
2.1. Методы исследования………………………………………………………....32
2.2. Организация исследования……………………………………………………34
Глава III. Экспериментальное обоснование и проверка эффективности методики повышения специальной физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………….36
3.1. Разработка методики повышения физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой………………………………………………….36
3.2. Проверка эффективности разработанной методики в педагогическом эксперименте…………………………………………...………..............................39
3.3 Обсуждение результатов исследования……………………………………
Выводы.................................................................................................................61
Практические рекомендации………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………
- быстрая (взрывная сила), преодолевающая сопротивление быстрым сокращением мышц;
- силовая выносливость - способность многократного повторения силовых усилий.
Быстрота - способность увеличивать и поддерживать скорость движения.
Виды быстроты:
- быстрота реакции - способность
быстро реагировать на
- быстрота в самом движении;
- скоростная выносливость - умение не давать падать скорости и выполнять быстрые движения длительно.
Выносливость - способность организма противостоять утомлению при продолжительных нагрузках. Существует три вида выносливости:
длительная выносливость - способность организма сопротивляться утомлению при нагрузке продолжительностью более 8 мин;
- средняя выносливость - сопротивляемость организма утомлению при нагрузке продолжительностью от 2 до 8 мин;
- кратковременная выносливость - сопротивляемость организма спортсмена утомлению при нагрузке от 45 с до 2 мин.
Гибкость - это способность выполнять движения с большим размахом (амплитудой) в суставах.
Ловкость - это способность за короткое время овладеть новыми движениями, правильно реагировать на быстроменяющуюся ситуацию.
Оптимальное сочетание двигательных качеств в сочетании с морально-волевой подготовленностью обеспечивает достижение высоких спортивных результатов на борцовском ковре.
Специально-подготовительные упражнения Специальные упражнения подразделяются обычно на две группы: специально подготовительные (подводящие) и кондиционные (развивающие). Их отличие от обшеразвивающих упражнений состоит в большей приближенности к условиям борцовского поединка.
Специальные упражнения очень разнообразны. Их структура зависит от целевой направленности тренировки и уровня подготовленности занимающихся. Эти упражнения носят, как правило, локальный для рабочих групп мышц характер, а потому требуют при выполнении не только физической силы и ловкости, но и проявления воли.
Координационные (подводящие) упражнения направлены преимущественно на совершенствование координации движений борца при освоении их формы.
Кондиционные (развивающие) упражнения направлены преимущественно на развитие и совершенствование физических качеств, специфических для спортивной борьбы. Эти упражнения в зависимости от преимущественного воздействия на те или иные физические качества подразделяются на: собственно силовые; скоростно-силовые; направленные на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости; гибкости; аэробные (продолжительностью более 5-8 мин, выполняемые при ЧСС 130-150 уд./мин); аэробно-анаэробные (продолжительностью 2-5 мин, выполняемые при ЧСС 150-180 уд./мин); анаэробные лактатные (продолжительностью 30-120 с при предельной ЧСС - свыше 180 уд./мин) и анаэробные алактатные (продолжительностью до 30 сек. с максимальной интенсивностью). По форме выполнения упражнения этой группы можно разделить на выполняемые без снарядов (главным образом используя вес собственного тела), со снарядами (манекеном, штангой, гирями, резиновым амортизатором и т.п.), на тренажерах, с партнером.
К координационным упражнениям следует отнести упражнения в самостраховке при падениях, в страховке и оказании помощи партнеру при проведении технических действий, акробатические упражнения, упражнения на мосту, упражнения с партнером, с манекеном и на тренажерах. В первую очередь следует уделить особое внимание освоению стойки на борцовском мосту . Мост должен быть освоен борцом в самом начале занятий и выполняться уверенно, поскольку он органически включается в соревновательный поединок на всех без исключения этапах спортивного мастерства.
Высокий устойчивый мост может быть освоен в процессе непрерывной тренировки мышц и спины, развития гибкости позвоночника.
По ходу освоения борцовского моста специальные упражнения усложняются, что в первую очередь связано с увеличением нагрузочных воздействий на мышцы шеи и спины и направлено на развитие подвижности в области шейных позвонков.
Упражнения этого типа могут выполняться с помощью партнера.
К координационным упражнениям следует отнести также всевозможные подсады и подхваты, акробатические кульбиты, уходы с моста.
Важное место в группе координационных упражнений занимают имитационные упражнения. Педагогических способов имитации противоборства много, так как они являются основой творчества самих тренеров. Однако общепризнанными можно назвать следующие:
- формальное (ситуативное) моделирование игрового действия (или отдельной его фазы);
- игровое противоборство, определенное особыми правилами;
- функциональное моделирование ситуаций соревновательного противоборства.
Формальное (ситуативное) моделирование состоит в создании определенных условий соревновательного противоборства, в которых выполнение конкретной операции приносит успех.
Игровое противоборство, определенное особыми правилами (часто взятыми из национальных традиций и народных игр), широко известно тренерам по спортивной борьбе. Игровое противоборство, по мнению некоторых зарубежных и российских специалистов, представляет собой уникальное средство отбора в спортивную секцию. Вольную борьбу с большой долей достоверности можно отнести к одной из таких спортивных специализаций.
Функциональное моделирование эпизодов соревновательного противоборства направлено на повышение надежности и эффективности выполнения технических действий в условиях нарастающего утомления.
Смысл функционального моделирования заключается в том, что, подбирая тренировочные задания разной направленности, представляющие собой эпизоды соревновательного противоборства, можно добиться формирования устойчивого навыка выполнения различных технических действий в условиях реальных соревновательных поединков (при силовом противодействии соперника, в условиях нарастающего утомления, при скоростных атаках и т.д).
Объектом моделирования является как содержание заданных эпизодов, (теснение в определенном захвате с последующим выведением из равновесия, навязывание атакующего захвата, подготовка и проведение приема и т.д.), так и внешние параметры нагрузки (подбор партнеров с разной манерой борьбы, разным весом, разными функциональными возможностями, время работы и отдыха, число повторений и т.д.).
Развитие силы
Способность преодолевать сопротивление соперника либо противодействовать ему за счет мышечных напряжений характеризует силу борца. При этом, несмотря на несколько меньшее значение силовых качеств в женской борьбе по сравнению с классической, воспитанию этих качеств следует уделять значительное внимание.
Сила, применяемая спортсменкой в поединке, периодически и очень часто меняется по величине и направлению, что определяется постоянными изменениями ситуаций схватки. Поэтому силовые качества борцов проявляются в сочетании с другими физическими качествами. Выбор упражнений и методов развития силовых качеств в значительной степени зависит от того, какое из проявлений силы нуждается в совершенствовании. В большинстве случаев сила в борьбе носит взрывной характер, поскольку силовые действия и движения выполняются в основном с максимальной быстротой. Эти особенности находят свое отражение в методике и средствах воспитания силы.
Основные методы развития силы:
1. Метод напряжения «до отказа».
2. Метод кратковременных
3. Метод возрастающего
4. Метод изометрических
Метод кратковременных предельных напряжении заключается в повторном выполнении упражнений с большим весом (80-90% от максимального результата) или максимальным весом (90-100%) в коротких сериях (1-3 упражнения в серии). Одной из разновидностей этого метода является повторное выполнение упражнений с предельной скоростью в коротких сериях со средним и большим весом, например, бросание гири (камня) двумя руками из-за головы или через голову (с прогибом назад). Упражнения проводятся с короткими временными интервалами и продолжаются до заметного падения быстроты выполнения.
Метод возрастающего отягощения (или его еще называют методом динамических усилий) применяется с целью развития «взрывной» силы и характеризуется выполнением уже освоенных спортсменкой двигательных заданий и технических элементов, но с дополнительными отягощениями. При этом отягощение не должно существенно искажать технику выполняемого действия. Примерами применения этого метода являются упражнения в отрыве партнерш от ковра для броска прогибом или подвороты для броска через бедро. Вес партнерш от серии к серии может меняться в сторону увеличения. Упражнения выполняются в сериях, начиная с малого и заканчивая большим или максимальным отягощением, весом партнера (сопротивлением). При совершенствовании броска через спину используются блочные или пружинные тренажеры, а также резиновые амортизаторы. Очень большой эффект дает упражнение для этого броска «удары молотом но шине» (молот от 12 до 30 кг). При этом удары наносятся в максимальном темпе в течение 10-12 с по автомобильной покрышке. Этот метод сочетается с одним из предыдущих методов. Для девушек в зависимости от весовой категории меняется вес молота.
Метод изометрических напряжений характеризуется тем, что упражняющийся, многократно (5-10 раз) принимая какую-либо позу, каждый раз удерживает в течение короткого времени (от 2 до 8 с) статически напряженными соответствующие мышцы тела. Упражнения по этому методу могут выполняться со снарядами и без них, на снарядах и с партнером. Напомним, что кратковременные статические усилия характерны для целого ряда элементов технических действий в борьбе. Выполнение специальных упражнений этим методом предполагает статические напряжения мышц поочередно в различных позах (начальной, конечной, промежуточной), связанных с целостным проведением какого-либо сложного тактико-технического действия. К разновидности метода изометрических напряжений можно отнести и крайне медленное выполнение упражнений с отягощением или сопротивлением. Такие упражнения в значительной степени развивают силовую выносливость. В каждом из вариантов этого метода мышцы должны испытывать большое или максимальное напряжение. Поскольку при различных позах в работу включаются разные группы и число мышц, в упражнениях с отягощением вес снарядов должен быть различным. Если не представляется возможным изменить вес снаряда, следует несколько увеличить время напряжения мышц. В связи с тем, что этот метод развития силы вызывает значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, к применению его необходимо подходить крайне внимательно. Перед выполнением упражнений нужно сделать тщательную разминку. Перерывы между отдельными напряжениями следует заполнять упражнениями на расслабление (встряхивание) мышц.
Перечисленные выше методы можно применять в различных сочетаниях, как комплексно, так и изолированно, с целью разносторонней силовой подготовки спортсменок. Следует иметь в виду, что одностороннее увлечение силовой подготовкой без одновременного развития других физических качеств может отрицательно сказаться на воспитании быстроты, гибкости и ловкости. Кроме того, силовая подготовка вызывает увеличение мышечной массы и веса спортсменок, что не всегда целесообразно. Это не случится, если силовые упражнения чередовать с упражнениями на развитие быстроты и гибкости, а также сочетать их с упражнениями на тонкую нервно-мышечную координацию.
Наряду с силовыми упражнениями надо выполнять упражнения на растягивание активно работающих групп мышц и особенно мышц антагонистов, а также упражнения на расслабление (встряхивание, кратковременный массаж, постукивание).
Если занятие посвящено преимущественно развитию силовых качеств, то сначала следует применять упражнения динамического и «взрывного» характера, а затем уже задание на воспитание абсолютной силы и силовой выносливости.
Упражнения на развитие силы необходимо выполнять ежедневно в утренней разминке. Их также следует включать в подготовительную часть каждого занятия по борьбе. Причем подготовительная часть отдельных занятий по борьбе, как и занятие в целом, может быть преимущественно направлена на развитие силы. Упражнения на развитие силы могут быть использованы и в конце основной части занятий. Но в этом случае они будут менее эффективны и выполнять их следует не сразу после интенсивной мышечной нагрузки, а спустя некоторое время, когда сердечно-сосудистая и дыхательная системы придут в относительно спокойное состояние.
При подборе средств и методов силовой подготовки вольниц необходимо стремиться к тому, чтобы тренировочные задания были по возможности адекватны соревновательным действиям, что должно находить свое выражение в так называемом принципе динамического соответствия. Критериями совпадения тренировочного и соревновательного заданий являются амплитуда и направление движения, величина динамического усилия, режим работы мышц, быстрота проявления максимального усилия.
Выбор средств силовой подготовки очень широк. При этом следует отдавать предпочтение таким упражнениям, которые позволяют избирательно воздействовать на динамическую структуру соревновательного упражнения или на какую-либо значимую фазу этого упражнения. Такое воздействие достигается одинаковыми исходными положениями, сходным режимом работы мышц, быстрым переключениям с уступающей работы на преодолевающую, совпадением моментов концентрации усилий в основных фазах движения. Эффект, достигаемый от применения таких тренировочных упражнений, реализуется в методе сопряженного воздействия