Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:15, дипломная работа
В последнее время в целом по стране отмечается снижение уровня здоровья и физической подготовленности детей разного возраста. Современные требования, предъявляемые обществом к сохранению уровня здоровья и повышению физической подготовленности детей, обуславливают необходимость качественного улучшения процесса физического воспитания на уроках и тренировочных занятиях.
Одним из наиболее интересных и доступных видов спорта в поселке Шушенское является борьба.
Введение……………………………………………………………………….........3
Глава I. Теоретический анализ физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой (обзор литературы)......................................8
Анатомо-физиологические и социально-психологические особенности тренировки девушек………………………………………………………….8
Особенности спортивной тренировки девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………………………………...11
Особенности общей и специальной физической подготовки девушек занимающихся вольной борьбой…………………………………………..14
Развитие физических качеств у девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………………………………….16
1.5. Методы развития специальной выносливости у девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………….26
Глава II. Методы и организация исследования……………………………32
2.1. Методы исследования………………………………………………………....32
2.2. Организация исследования……………………………………………………34
Глава III. Экспериментальное обоснование и проверка эффективности методики повышения специальной физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………….36
3.1. Разработка методики повышения физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой………………………………………………….36
3.2. Проверка эффективности разработанной методики в педагогическом эксперименте…………………………………………...………..............................39
3.3 Обсуждение результатов исследования……………………………………
Выводы.................................................................................................................61
Практические рекомендации………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………
5. Данный метод проводился в несколько этапов. Первый этап: планомерный сбор данных, необходимых для характеристики интересующих качеств; второй этап: статистическая обработка данных заключалась в вычислении средних арифметических (х), темпа прироста (Р), стандартного отклонения (S), средней ошибки (m) и коэффициента вариации (V). Для определения достоверности различий использовался t - критерий Стьюдента. Сводка статистических данных, их систематизация и организация проводилась на базе статистических таблиц; третий этап: анализ полученного материала.
2.2. Организация исследования
В спортивной борьбе поединки спортсменов изобилуют различными по характеру движениями, которые требуют высокой степени развития силовых, статических, скоростных способностей. Выносливость является гарантом проявления вышеперечисленных физических качеств, поэтому занимает фундаментальное значение. Особенно большие возможности для совершенствования специальной выносливости имеются у спортсменов с 14 до 20 лет.
Специально отобранные упражнения, имеющие положительное влияние одновременно на развитие выносливости, а вместе с этим силы, быстроты, ловкости и на техническую подготовленность, были включены в программу экспериментальной методики. Эти упражнения и технические действия как основные средства являются связующим звеном между развитием выносливости и уровнем технического мастерства.
Педагогическое исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводился анализ всех имеющихся данных по интересующему вопросу. На втором этапе была разработана методика развития специальной выносливости у девушек занимающихся вольной борьбой. На третьем этапе исследования разработанная методика была включена в состав тренировочного процесса, и были проанализированы полученные в ходе экспериментальной работы данные.
Во время эксперимента были подобраны идентичные по своему составу, физической подготовленности, две группы девушек занимающихся вольной борьбой (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в каждой, 14-15 лет на уровне спортивной подготовленности, соответствующему I разряду.
На тренировочных занятиях метод использовался два раза в неделю. Участники экспериментальной группы занимались по специально разработанной программе, а занимающиеся в контрольной группе использовали традиционные методы.
Исследование проводилось в ДЮСШ, на отделение вольной борьбы, в спортивном зале «Факел», в период с 1 сентября 2007 по 1 мая 2008 годов, в течение 1 учебно-тренировочного года. Исходные контрольные испытания проводились 10 сентября 2007 года, в промежуточной стадии – 15 декабря 2007, в конечной стадии – 1 мая 2008 года.
Глава III. Экспериментальное обоснование и проверка эффективности методики повышения специальной физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой.
3.1. Разработка методики повышения физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой
Форма построения занятий: методика использовалась на учебно-тренировочных занятиях, два раза в неделю.
Содержание методики: методика включала следующий комплекс упражнений для развития скоростной, силовой, скоростно-силовой, статической, специальной выносливостей.
1. Упражнения для развития скоростной выносливости:
1.1 Броски на скорость 15 с. ( через спину, вертушкой).
1.2 Прыжки через скакалку 10-15 с.
1.3 Прыжки через партнера, стоящего в положении высокого партера, на скорость 20 раз.
1.4 Ускорение 30 метров, из различных исходных положений.
2. Упражнения для развития скоростно-силовой выносливости:
2.1 Выпрыгивание
из низкого седа с
2.2 Выпрыгивание из низкого седа вверх, руки за головой, 20 раз.
2.3 Эстафета, переноска партнера, бегом.
2.4 Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, на скорость, 30 раз.
2.5 Эстафета, прыжки на руках, партнер удерживает ноги.
2.6 Сгибание,
разгибание туловища в
3. Упражнений для развития силовой выносливости:
2.1 Подъем из низкого партера (обратным захватом дальнего бедра)15-20 раз.
2.2 Приседания с партнером 15-20 раз.
2.3 Повороты в левую, правую стороны удерживая партнера на плечах 20 раз.
2.4 Подбрасывание партнера перед собой 15-20 раз.
2.5 Сгибание, разгибание рук в стойке на руках 10-15 раз.
4. Упражнения для развития статической выносливости.
4.1 При подъеме из низкого партера (обратным захватом дальнего бедра) фиксация положения в стойке 20 с.
4.2 В стойке
в захвате за туловище
4.3 Сгибание,
разгибание рук в упоре лежа,
далее, 15 с. удержания положения, при
котором угол в локтевом
4.4 Сгибание, разгибание туловища, в положении лежа, руки за головой, далее 15 с. удержания туловища под углом 45° и 15 с. сгибание, разгибание туловища.
4.5 Приседания с партнером, далее 10 с. удержание положения полуприседа и 10 с. приседания с партнером.
5. Упражнения для развития специальной выносливости: схватка по заданию. Проводится в три периода по две минуты с двумя 30-секундными перерывами.
Первый период:
1 мин. – борьба за активный захват рук;
30 сек. –
борьба в партере, борцу находящемуся
сверху провести переворот
30 сек. – поменявшись, борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести переворот накатом;
30 сек. перерыв.
Второй период:
1 мин - борьба в крестовом захвате (захват за туловище с одной рукой);
30 сек. борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести бросок или переворот обратным захватом дальнего бедра.
30 сек. - тоже самое поменявшись.
30 сек. перерыв.
Третий период:
2 мин. - соревновательная схватка.
3. Методическое обеспечение. На
учебно-тренировочных занятиях
1) Упражнения для развития
2) Упражнения для развития
3) Упражнения для развития
4) Упражнения для развития
5) Упражнение для развития
Последовательность упражнений была определена с учетом особенностей физических качеств, а также прохождение станций должно было оптимизировать проявление физических качеств, а не снижать их эффективность.
Выполнение упражнений происходило одновременно, всеми участниками эксперимента. В течение учебно-тренировочного занятия исследуемые проходили 3 круга выше указанных упражнений.
С помощью метода педагогического наблюдения было выявлено:
1) общая
плотность учебно-
2) двигательная
плотность учебно-
Отличительной особенностью данной методики является то, что при ее использовании можно дифференцированно развивать все виды выносливости, а включенные в состав методики средства в виде специальных и соревновательных упражнений оказывают влияние на развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых физических качеств и способствуют росту технического мастерства спортсменов.
3.2. Проверка эффективности разработанной методики в педагогическом эксперименте.
С целью проверки эффективности усовершенствованной методики были использованы следующие контрольные тесты:
1. Броски через спину за 15 секунд;
2. Броски обратным захватом дальнего бедра за 20 секунд;
3. Наклоны вперед с партнером;
4. Вис на согнутых руках;
5. Соревновательная схватка.
Данные контрольные упражнения являются, во-первых, достаточно информативными и надежными, во-вторых, несложными по процедуре измерения результата и его оценке, в-третьих, отражают специфику проявления физического качества и его видов.
В начальной стадии эксперимента, тестирование девушек занимающихся вольной борьбой было проведено с целью определения исходного физического состояния и сравнения экспериментальной и контрольной групп.
В промежуточной и конечной стадиях эксперимента тестирование проводилось с целью выявления динамики развития физического качества и сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп.
Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп в начальной и промежуточной стадиях эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп в начальной и промежуточной стадиях эксперимента.
тест
показатель |
Единица измере- ния |
Груп- па |
Х ± m |
P(%) |
V(%) |
S |
P(0,05) | |||
Исход. данные |
Промеж. данные |
Исход. данные |
Промеж. данные |
Исход. данные |
Промеж. данные | |||||
1) Броски через спину за 15 с. |
Раз |
Э |
6,9±0,4 |
8,1±0,3 |
17,4 |
18,6 |
12,3 |
1,3 |
1,0 |
P < 0,05 |
К |
7,1±0,4 |
7,3±0,4 |
2,8 |
16,9 |
15,9 |
1,2 |
1,2 |
P > 0,05 | ||
2) Броски обратным захватом дальнего бедра за 20 с. |
Раз |
Э |
4,5±0,3 |
5,4±0,3 |
20,0 |
24,0 |
17,9 |
1,1 |
1,0 |
P > 0,05 |
К |
4,3±0,3 |
4,8±0,2 |
11,6 |
22,1 |
16,4 |
1,0 |
0,8 |
P > 0,05 | ||
3)Наклоны вперед с партнером |
Раз |
Э |
15,5±1,0 |
16,9±1,0 |
9,0 |
20,5 |
18,2 |
3,2 |
3,1 |
P > 0,05 |
К |
14,2±0,7 |
15,4±0,7 |
8,5 |
15,1 |
14,1 |
2,2 |
2,2 |
P > 0,05 | ||
4) Вис на согнутых руках. |
Секунд |
Э |
53,1±4,0 |
58,1±3,4 |
9,4 |
23,9 |
18,6 |
12,7 |
10,8 |
P > 0,05 |
К |
46,8±3,6 |
47,7±2,0 |
1,9 |
24,4 |
13,6 |
11,4 |
6,5 |
P > 0,05 | ||
5)Соревно-вательная схватка. |
Раз |
Э |
4,5±0,5 |
5,1±0,5 |
13,3 |
35,1 |
32,6 |
1,6 |
1,7 |
P > 0,05 |
К |
4,2±0,5 |
4,6±0,4 |
9,5 |
38,6 |
27,5 |
1,6 |
1,3 |
P > 0,05 |
Примечание: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа.
Из анализа показателей экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента можно сделать вывод, что их уровень статистически однороден: наибольшее совпадение наблюдается в тестах «броски через спину» 6,9 ± 0,4 в экспериментальной и 7,1 ± 0,4 в контрольной, «броски обратным захватом дальнего бедра» 4, 5 ± 0,3 в экспериментальной и 4,3 ± 0,3 в контрольной, «соревновательная схватка» 4,5 ± 0,5 в экспериментальной и 4,2 ± 0,5 в контрольной группах.
Среднюю степень однородности можно наблюдать в экспериментальной группе только в тесте «броски через спину» (18,6%), в контрольной – «броски через спину» (16,9%) и «наклоны вперед» (15,1%). В остальных тестах, у обеих групп, высокая степень разброса результатов, что может свидетельствовать о неодинаковом уровне физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
В ходе эксперимента под влиянием тренировочных нагрузок произошли позитивные изменения у девушек занимающихся вольной борьбой обеих групп по всем пяти измеряемым показателям.
Подробный анализ свидетельствует о достоверности различий между двумя группами в тесте вис на согнутых руках (Р < 0,05), в остальных тестах результаты являются недостоверными (Р > 0,05). Однако абсолютные числа свидетельствуют о росте результатов, прежде всего в экспериментальной группе, так исходные и промежуточные показатели среднего в экспериментальной группе в тесте «бросок через спину» равны 6,9 ± 0,4 и 8,1 ± 0,3 соответственно, а в контрольной 7,1 ± 0,4 и 7,3 ± 0,4 соответственно. В тесте «бросок обратным поясом» в экспериментальной группе исходные и промежуточные данные равны 4,5 ± 0,3 и 5,4 ± 0,3 соответственно, а в контрольной 4,3 ± 0,3 и 4,8 ± 0,2 соответственно. В тесте, «наклоны вперед с партнером» исходные и промежуточные данные в экспериментальной группе равны 15,5 ± 1,0 и 16, 9 ± 1,0 соответственно, а в контрольной 14,2 ± 0,7 и 15,4 ± 0,7 соответственно. В тесте «вис на согнутых руках» исходные и промежуточные данные в экспериментальной группе равны 53,1 ± 4,0 и 58,1 ± 3,4 соответственно, в контрольной 46,8 ± 3,6 и 47,7 ± 2,0 соответственно. В тесте «соревновательная схватка» исходные и промежуточные данные в экспериментальной группе равны 4,5 ± 0,5 и 5,1 ± 0,5 соответственно, в контрольной 4,2 ± 0,5 и 4,6 ± 0,4 соответственно.
На рисунке 1 изображены показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной и контрольной группах в начальной и промежуточной стадиях эксперимента.
Рис 1. Показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной группе в начальной и промежуточной стадиях эксперимента.