Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:15, дипломная работа
В последнее время в целом по стране отмечается снижение уровня здоровья и физической подготовленности детей разного возраста. Современные требования, предъявляемые обществом к сохранению уровня здоровья и повышению физической подготовленности детей, обуславливают необходимость качественного улучшения процесса физического воспитания на уроках и тренировочных занятиях.
Одним из наиболее интересных и доступных видов спорта в поселке Шушенское является борьба.
Введение……………………………………………………………………….........3
Глава I. Теоретический анализ физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой (обзор литературы)......................................8
Анатомо-физиологические и социально-психологические особенности тренировки девушек………………………………………………………….8
Особенности спортивной тренировки девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………………………………...11
Особенности общей и специальной физической подготовки девушек занимающихся вольной борьбой…………………………………………..14
Развитие физических качеств у девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………………………………….16
1.5. Методы развития специальной выносливости у девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………….26
Глава II. Методы и организация исследования……………………………32
2.1. Методы исследования………………………………………………………....32
2.2. Организация исследования……………………………………………………34
Глава III. Экспериментальное обоснование и проверка эффективности методики повышения специальной физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………….36
3.1. Разработка методики повышения физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой………………………………………………….36
3.2. Проверка эффективности разработанной методики в педагогическом эксперименте…………………………………………...………..............................39
3.3 Обсуждение результатов исследования……………………………………
Выводы.................................................................................................................61
Практические рекомендации………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………
Средства развития силы существенно изменяются в зависимости от этапов и периодов подготовки. В подготовленном и особенно переходном периодах большой удельный вес имеют общеразвивающие упражнения. В соревновательном периоде значительное место отводится специальным упражнениям и основным (собственно-соревновательным) упражнениям. Чем ближе к соревнованиям, тем больше общеразвивающие упражнения заменяются специальными, которые характеризуются все более взрывным характером усилий.
1.5. Методы развития специальной выносливости у девушек занимающихся вольной борьбой.
Выносливость является наиболее важным фактором, от развития которого зависит результативность тренировочной и соревновательной деятельности борцов различных стилей. Условия соревновательной деятельности всегда предъявляли высокие требования к выносливости борца. Квалифицированный спортсмен должен быть в состоянии провести схватку и весь турнир с достаточной активностью, сохранить устойчивость технико-тактических качеств, при возрастающем утомлении, которое можно рассматривать как очень сильный «сбивающий» фактор. Поэтому в подготовке борцов имеет значение и продолжительность схватки, которая раньше длилась 20 минут. Одержать победу в таком длительном поединке мог борец с высоким уровнем развития выносливости. Сейчас максимальное время проведения схватки 9 минут. Было бы ошибочно думать, что раз время схватки сокращено более чем в два раза, то развитию выносливости не следует уделять особого внимания. Наоборот, все эти изменения выдвинули новые задачи в технико-тактической и физической подготовке. Поэтому, развитие выносливости имеет большое значение и сейчас, но оно должно осуществляться в сочетании с быстротой и силой, считает А. Г. Мазур.
С. В. Колмыков и Св. В. Колмыков, 1989, авторы книги «Спортивная борьба для юношей», говорят о том, что при воспитании выносливости с помощью различных упражнений нагрузка определяется следующими факторами: интенсивность упражнения, продолжительность упражнения, продолжительность интервалов отдыха, характер отдыха, число повторений. Поэтому все основные методы развития общей и специальной выносливости будут зависеть от степени вариации вышеперечисленных факторов.
Они утверждают, что главным принципом воспитания выносливости является постепенное увеличение продолжительности и интенсивности физических упражнений. Практическая реализация этого принципа предполагает наличие двух подходов. Первый, связан с представлением о том, что выносливость наиболее эффективно развивается в борьбе с утомлением. Поэтому для ее повышения рекомендуют выполнять упражнения «до отказа», использовать дополнительные средства, вызывающие более быстрое и выраженное утомление (сокращение пауз отдыха, применение дополнительных отягощений, борьба с более тяжелым партнером).
Второй подход, напротив основан на том, что прирост выносливости зависит от величин проделанной работы, целесообразно отодвигать наступление выраженного утомления (увеличение интервалов отдыха, переключения). В этом случае организм способен выполнить больший объем работы без снижения интенсивности.
Э.В. Агафонов, 1997, утверждает, что базой для развития специальной выносливости является общая выносливость. Развивая общую выносливость, преследует две основные задачи:
Как отмечалось ранее, основой методики совершенствования общей выносливости является аэробная направленность. Для повышения аэробных возможностей Л.П. Матвеев, 1975, рекомендует использовать следующие методы:
Переменный метод тренировки является более специфичным для самого процесса борьбы. Он оказывает разностороннее воздействие на спортсмена, так как вынуждает их выполнять часть работы в анаэробных условиях мышечной деятельности, и оказывает влияние на формирование способностей резко увеличивать интенсивность выполняемой работы. В качестве упражнений – бег с периодическим изменением скорости, спортивные игры, борьба с заданием (спурты в определенные периоды схваток). Переменный метод применяют в конце подготовительного периода, как средство воспитания общей выносливости, а соревновательном периоде, как средство воспитания специальной выносливости.
Для развития специальной выносливости Э.В. Агафонов рекомендует:
В. И. Рудницкий, 1990 предлагает метод круговой тренировки, который позволяет дифференцированно развивать выносливость и ее комплексные формы. Сущность кругового метода заключается в последовательном прохождении станций, на каждой станции одно упражнение. После того, как спортсменом пройдены все станции, завершается один круг, количество кругов в рамках одной тренировки может быть разным в зависимости от задач.
Коллектив авторов – А. А. Петрунев, В. В. Морозов, В. А. Вишневский, А. И. Кузнецов, 1988 отмечают, что высокий технико-тактический потенциал позволяет борцу экономнее расходовать свою энергию и снижать, последовательно, степень утомления. Обязательным компонентом тренировки, направленной на развитие специальной выносливости является совершенствование навыков выполнения технических действий на фоне утомления. При этом, выполняемые приемы должны быть уже прочно освоены, чтобы утомление не вызывало изменения структуры действия и возникновения искаженного стереотипа.
Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов, в зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают глобальное (при участие в ней более 3/4 мышц тела), региональное (при участии от 1/4 до 3/4 мышц тела) и локальное (менее 1/4) утомление. Для спортивной борьбы характерно глобальное утомление, так как в процессе схватки задействованы все группы мышц, все функциональные системы организма.
Для развития аэробной и анаэробной выносливости А. А. Карпинский предлагает свой взгляд на интервальный метод тренировки, суть которого состоит в следующем: периоды схватки делятся на отрезки (например, 10 секунд борьба в быстром темпе, затем 30 секунд в медленном и т.д.). В следующих тренировках отрезки борьбы в быстром темпе увеличиваются за счет уменьшения отрезков борьбы медленного темпа.
Для развития общей и специальной выносливости Х. Келер, 1984, предлагает следующую группу методов.
Повторный метод – применяют с целью подготовки спортсменов к выполнению тренировочной нагрузки определенного объема и интенсивности. Он характеризуется повторением одинаковых упражнений с интервалами отдыха, достаточным для восстановления работоспособности.
Соревновательный метод – применяют для подготовки спортсменов непосредственно к соревнованиям. Условия, которыми являются, продолжительность схваток, количество схваток, соперники (возраст, весовая категория), максимально приближены к соревновательным.
Игровой метод – в ходе подготовки спортсменов применяют с целью развития общей и специальной выносливостей. Борцы в схватке находятся в условиях вынуждающих своевременно отвечать на атакующие действия соперника соответствующими защитами и контрприемами. Физиологически и психологически это сходно с обстановкой, наблюдаемой в спортивных играх.
По словам А. Т. Мазура, следует учитывать то, что специальная выносливость у борцов проявляется сугубо индивидуально. Важной особенностью является вес борца: одни проводят схватки без выраженного утомления, в медленном темпе, оказывая на соперника преимущественно воздействие силового характера, в большинстве это борцы тяжелых весовых категорий; другие ведут схватку скоростно-силового характера и в переменном темпе, это борцы средних весовых категорий; третьи, в основном борцы легких весовых категорий, ведут борьбу в быстром темпе с воздействием на противника преимущественно скоростного характера. Реакция на тренировочные нагрузки спортсменов может быть разной, помимо состояния здоровья и тренированности также может зависеть от индивидуальных особенностей, физического развития и типа высшей нервной деятельности.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить об обязательном использовании индивидуального подхода при развитии физических качеств и особенно специальной выносливости.
Глава II. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Метод педагогического наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод контрольных упражнений.
5. Метод статистической обработки данных.
1. Этот метод
был использован для изучения
состояния вопроса в литературе.
Анализ был направлен на
2. Основной метод, используется для анализа и оценки педагогического процесса, без вмешательства исследователя в процесс.
3. Этот метод был направлен на развитие специальной выносливости с использованием усовершенствованной методики у девушек занимающихся вольной борьбой и являлся естественным, так как проходил в естественных условиях спортивного зала ДЮСШ «Факел»; формирующим, так как эксперимент предполагал внедрения усовершенствованной методики.
4. Данный метод использовался с целью определения влияния физических упражнений на развитие специальной выносливости, таким образом, были применены следующие контрольные упражнения:
- броски через спину за 15 секунд, испытуемый разбиваются по парам, таким образом, чтобы их весовые категории были примерно равными, выполняют броски через спину (бедром) в течение 15 секунд в максимально быстром темпе. Учитывается количество раз выполненных бросков;
- бросок с обратным захватом дальнего бедра за 20 секунд. Испытуемые разбиваются по парам, таким образом чтобы их весовые категории были примерно равными, выполняют броски обратным захватом дальнего бедра в течение 20 секунд в максимально быстром темпе. Учитывается количество раз выполненных бросков оцененных не менее чем в три балла;
- наклоны вперед с
партнером, в захвате за туловище
сзади. Испытуемые разбиваются по
парам, таким образом, чтобы их
весовые категории были
- вис на согнутых руках. Испытуемый удерживает вис на согнутых руках таким образом, чтобы угол в локтевом суставе составлял 90°. Учитывается максимальное время удержания вышеуказанного положения;
- соревновательная схватка.
Испытуемые разбиваются по