Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:15, дипломная работа
В последнее время в целом по стране отмечается снижение уровня здоровья и физической подготовленности детей разного возраста. Современные требования, предъявляемые обществом к сохранению уровня здоровья и повышению физической подготовленности детей, обуславливают необходимость качественного улучшения процесса физического воспитания на уроках и тренировочных занятиях.
Одним из наиболее интересных и доступных видов спорта в поселке Шушенское является борьба.
Введение……………………………………………………………………….........3
Глава I. Теоретический анализ физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой (обзор литературы)......................................8
Анатомо-физиологические и социально-психологические особенности тренировки девушек………………………………………………………….8
Особенности спортивной тренировки девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………………………………...11
Особенности общей и специальной физической подготовки девушек занимающихся вольной борьбой…………………………………………..14
Развитие физических качеств у девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………………………………….16
1.5. Методы развития специальной выносливости у девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………….26
Глава II. Методы и организация исследования……………………………32
2.1. Методы исследования………………………………………………………....32
2.2. Организация исследования……………………………………………………34
Глава III. Экспериментальное обоснование и проверка эффективности методики повышения специальной физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………….36
3.1. Разработка методики повышения физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой………………………………………………….36
3.2. Проверка эффективности разработанной методики в педагогическом эксперименте…………………………………………...………..............................39
3.3 Обсуждение результатов исследования……………………………………
Выводы.................................................................................................................61
Практические рекомендации………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………
Примечание: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа.
На протяжении всего эксперимента под влиянием тренировочных нагрузок происходили позитивные изменения у девушек занимающихся вольной борьбой обеих групп по всем пяти измеряемым показателям.
Как уже отмечалось, анализ полученных данных свидетельствует о достоверности различий между группами в конечной стадии эксперимента в тесте «вис на согнутых руках» (Р < 0,05), в остальных тестах результаты не достоверны (Р > 0,05). Однако подробный анализ абсолютных чисел свидетельствуют о значительном росте результатов, прежде всего в экспериментальной группе. Так, исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе в тесте «бросок через спину» равны 6,9 ± 0,4 и 8,6 ± 0,3 соответственно, а в контрольной – 7,1 ± 0,4 и 8,1 ± 0,3 соответственно. В тесте «броски обратным захватом дальнего бедра» в экспериментальной группе исходные и конечные показатели «среднего» равны 4,5 ± 0,3 и 6,2 ± 0,3 соответственно, а в контрольной – 4,3 ± 0,3 и 5,6 ± 0,3 соответственно. В тесте, «наклоны вперед» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны 15,5 ± 1,0 и 19,3 ± 1,1 соответственно, а в контрольной – 14,2 ± 0,7 и 16,9 ± 0,8 соответственно. В тесте «вис на согнутых руках» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны 53,1 ± 4,0 и 63,1 ± 3,4 соответственно, в контрольной – 46,8 ± 3,6 и 53,1 ± 2,3 соответственно. В тесте «соревновательная схватка» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны 4,5 ± 0,5 и 5,7 ± 0,5 соответственно, в контрольной – 4,2 ± 0,5 и 4,8 ± 0,4 соответственно.
На рисунке 7 изображены показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной и контрольной группах в начальной и конечной стадиях эксперимента.
Рис 7. Показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной контрольной группах в начальной и конечной стадиях эксперимента.
О значительном росте результатов в экспериментальной группе также свидетельствует показатель «темп прироста». Наибольшие различия данного показателя можно наблюдать в следующих тестах: «броски через спину», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 24,6%, а в контрольной – 14,1%; «броски обратным захватом дальнего бедра», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 37,8%, а в контрольной – 30,2%; «вис на согнутых руках», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 18,8%, а в контрольной – 9,6%; «соревновательная схватка», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 26,7%, а в контрольной – 14,3%. Наименьшее различие показателей в тесте «наклоны вперёд», где «темп прироста» в экспериментальной группе составил 24,5%, а в контрольной – 19,0%. Таким образом, «темп прироста» в экспериментальной группе по всем измеряемым показателям превысил «темп прироста» контрольной.
На рисунке 8 изображено процентное изменение показателей уровня специальной выносливости в экспериментальной группе в начальной и конечной стадиях эксперимента.
Рис 5. Процентное изменение показателей уровня специальной выносливости в экспериментальной группе в начальной и конечной стадиях эксперимента.
Исходя из данных изображенных на рисунке 8, можно сделать вывод, что результаты повысились по всем показателям. Наибольший прирост виден в тесте «броски обратным захватом дальнего бедра» (37,8%), а наименьший – «вис на согнутых руках (18,8%).
На рисунке 9 изображено процентное изменение показателей уровня специальной выносливости в контрольной группе в начальной и конечной стадиях эксперимента.
Рис 6. Процентное изменение показателей уровня специальной выносливости в контрольной группе в начальной и конечной стадиях эксперимента.
Из рисунка 9 видно, что результаты повысились по всем показателям. Наибольший прирост в тесте «броски обратным захватом дальнего бедра» (30,2%), а наименьший прирост приходится на тест «вис на согнутых руках» (9,6%).
«Коэффициент вариации» изменился по всем пяти показателям в обеих группах. Наибольшие изменения в экспериментальной группе произошли в тестах: «броски через спину», исходные данные равны 18,6%, конечные – 9,8%, после чего можно сделать вывод, что экспериментальная группа по данному показателю однородна; «броски обратным захватом дальнего бедра», исходные – 24,0%, конечные – 14,8%; «вис на согнутых руках», исходные – 23,9%, конечные – 17,2%; «соревновательная схватка», исходные – 35,1%, конечные – 28,7%. В контрольной группе наибольшие изменения можно видеть в тестах: «броски через спину», исходные данные равны 16,9%, конечные – 12,3%; «броски обратным захватом дальнего бедра», исходные – 22,1%, конечные – 17,3%; «вис на согнутых руках», исходные – 24,4%, конечные – 14,2%; «соревновательная схватка», исходные – 38,6%, конечные – 25,6%. Наименьшие изменения показателей «коэффициент вариации» в обеих группах произошли в тесте «наклоны вперёд», где в экспериментальной группе исходные и конечные данные равны 20,5% и 18,3% соответственно, а в контрольной – 15,1% и 14,1% соответственно. Таким образом, как уже отмечалось, по всем измеряемым показателям, за исключением «броски через спину» в экспериментальной группе и «соревновательная схватка» в конечной стадии эксперимента, контрольную и экспериментальную группы можно отнести к средней степени однородности.
Дальнейший анализ свидетельствует: в экспериментальной группе данные достоверны в тестах: «броски через спину» (Р < 0,05), «броски обратным захватом дальнего бедра» (Р < 0,05), «наклоны вперёд» (Р < 0,05). В контрольной группе данные достоверны в тестах: «броски через спину» (Р < 0,05), «броски обратным захватом дальнего бедра» (Р < 0,05), «наклоны вперёд» (Р < 0,05). В тестах «вис на согнутых руках» и «соревновательная схватка» данные в обеих группах недостоверны (Р > 0,05).
Исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что у девушек занимающихся вольной борьбой тренировавшихся по обычной методике, произошли изменения показателей в сторону их улучшения, однако, в экспериментальной группе, позитивные изменения показателей носили более значительный характер, что явилось следствием целенаправленной тренировки девушек на основе усовершенствованной методики развития специальной выносливости.
1. Анализ методик формирования специальной выносливости показал, что в практике подготовки девушек занимающихся вольной борьбой содержания существующих методик, которые оказывали бы воздействие на развитие всех видов выносливости, недостаточно, что отражается на результативности.
2. В ходе работы была усовершенствована методика развития специальной выносливости девушек занимающихся вольной борьбой с помощью разработанного комплекса специально-подготовительных и соревновательных упражнений для развития скоростной, скоростно-силовой, силовой, статической и специальной видов выносливости и применения метода развития данного физического качества.
3. В результате исследования выявлено, что применение специально разработанного комплекса физических упражнений, повышает уровень развития специальной выносливости девушек занимающихся вольной борьбой. Так, например показатель «среднего» свидетельствует: в тесте «броски через спину» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе 6,9 ± 0,4, в контрольной - 7,1 ± 0,4, а в конечной стадии эксперимента, результаты экспериментальной группы равны 8,1 ± 0,3, контрольной - 7,3 ± 0,4; в тесте «броски обратным захватом дальнего бедра» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе результат составляет 4,5 ± 0,3, в контрольной - 4,3 ± 0,3, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 5,4 ± 0,3, в контрольной - 4,8 ± 0,2.
4. В тесте «наклоны вперед» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе «среднее» равно 15,5 ± 1,0, в контрольной - 14,2 ± 0,7, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе - 16,9 ± 1,0 и в контрольной - 15,4 ± 0,7 соответственно; в тесте «вис на согнутых руках» результаты в начальной стадии эксперимента в экспериментально группе равны 53,1 ± 4,0, в контрольной - 46,8 ± 3,6 соответственно, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 58,1 ± 3,4, в контрольной - 47,7 ± 2,0; в тесте «соревновательная схватка» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе показатель «среднего» равен 4,5 ± 0,5, в контрольной 4,2 ± 0,5, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 5,1 ± 0,5, в контрольной – 4,6 ± 0,4. Что доказывает эффективность усовершенствованной методики.
5. Установлено, что у девушек занимающихся вольной борьбой экспериментальной группы тренировавшихся по усовершенствованной методике повысилась результативность соревновательной деятельности, о чем свидетельствует успехи участников экспериментальной группы. Так Н. Сухова и В. Мамедова впервые стали победительницами первенства Красноярского края.
Комплекс физических упражнений, для развития специальной выносливости девушек занимающихся вольной борьбой.
1. Упражнения для развития скоростной выносливости:
1.1 Броски на скорость 15 с. ( через спину, вертушкой).
1.2 Прыжки через скакалку 10-15 с.
1.3 Прыжки через партнера, стоящего в положении высокого партера, на скорость 20 раз.
1.4 Ускорение 30 метров, из различных исходных положений.
2. Упражнения для развития скоростно-силовой выносливости:
2.1 Выпрыгивание
из низкого седа с
2.2 Выпрыгивание из низкого седа вверх, руки за головой, 20 раз.
2.3 Эстафета, переноска партнера, бегом.
2.4 Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, на скорость, 30 раз.
2.5 Эстафета, прыжки на руках, партнер удерживает ноги.
2.6 Сгибание,
разгибание туловища в
3. Упражнений для развития силовой выносливости:
2.1 Подъем из низкого партера (обратный захват дальнего бедра) 15-20 раз.
2.2 Приседания с партнером 15-20 раз.
2.3 Повороты в левую, правую стороны удерживая партнера на плечах 20 раз.
2.4 Подбрасывание партнера перед собой 15-20 раз.
2.5 Сгибание, разгибание рук в стойке на руках 10-15 раз.
4. Упражнения для развития статической выносливости.
4.1 При подъеме из низкого партера (обратный захват дальнего бедра) фиксация положения в стойке 20 с.
4.2 В стойке
в захвате за туловище
4.3 Сгибание,
разгибание рук в упоре лежа,
далее, 15 с. удержания положения, при
котором угол в локтевом
4.4 Сгибание, разгибание туловища, в положении лежа, руки за головой, далее 15 с. удержания туловища под углом 45° и 15 с. сгибание, разгибание туловища.
4.5 Приседания с партнером, далее 10 с. удержание положения полуприседа и 10 с. приседания с партнером.
5. Упражнения для развития специальной выносливости: схватка по заданию. Проводится в три периода по две минуты с двумя 30-секундными перерывами.
Первый период:
1 мин. – борьба за активный захват рук;
30 сек. –
борьба в партере, борцу находящемуся
сверху провести переворот
30 сек. – поменявшись, борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести переворот накатом;
30 сек. перерыв.
Второй период:
1 мин - борьба в крестовом захвате (захват за туловище с одной рукой);
30 сек. борьба
в партере, борцу находящемуся
сверху провести бросок
30 сек. - тоже самое поменявшись.
30 сек. перерыв.
Третий период:
2 мин. - соревновательная схватка.
3. Методическое обеспечение. На
учебно-тренировочных занятиях
1) Упражнения для развития
2) Упражнения для развития
3) Упражнения для развития
4) Упражнения для развития
5) Упражнение для развития
Последовательность упражнений была определена с учетом особенностей физических качеств, а также прохождение станций должно было оптимизировать проявление физических качеств, а не снижать их эффективность.
Выполнение упражнений происходило одновременно, всеми участниками эксперимента. В течение учебно-тренировочного занятия исследуемые проходили 3 круга выше указанных упражнений.