Особенности физической подготовленности девушек 14-15 лет, занимающихся вольной борьбой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:15, дипломная работа

Описание работы

В последнее время в целом по стране отмечается снижение уровня здоровья и физической подготовленности детей разного возраста. Современные требования, предъявляемые обществом к сохранению уровня здоровья и повышению физической подготовленности детей, обуславливают необходимость качественного улучшения процесса физического воспитания на уроках и тренировочных занятиях.
Одним из наиболее интересных и доступных видов спорта в поселке Шушенское является борьба.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….........3
Глава I. Теоретический анализ физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой (обзор литературы)......................................8
Анатомо-физиологические и социально-психологические особенности тренировки девушек………………………………………………………….8
Особенности спортивной тренировки девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………………………………...11
Особенности общей и специальной физической подготовки девушек занимающихся вольной борьбой…………………………………………..14
Развитие физических качеств у девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………………………………….16
1.5. Методы развития специальной выносливости у девушек занимающихся вольной борьбой ……………………………………………….26
Глава II. Методы и организация исследования……………………………32
2.1. Методы исследования………………………………………………………....32
2.2. Организация исследования……………………………………………………34
Глава III. Экспериментальное обоснование и проверка эффективности методики повышения специальной физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой……………………………………………….36
3.1. Разработка методики повышения физической подготовленности девушек занимающихся вольной борьбой………………………………………………….36
3.2. Проверка эффективности разработанной методики в педагогическом эксперименте…………………………………………...………..............................39
3.3 Обсуждение результатов исследования……………………………………
Выводы.................................................................................................................61
Практические рекомендации………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

окончательный диплом завтро сдавать. (Восстановлен) (Восстановтьбролроллен).docx

— 303.47 Кб (Скачать файл)

 

Примечание: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа.

На протяжении всего эксперимента под влиянием тренировочных нагрузок происходили позитивные изменения у девушек занимающихся вольной борьбой обеих групп по всем пяти измеряемым показателям.

Как уже отмечалось, анализ полученных данных свидетельствует о достоверности различий между группами в конечной стадии эксперимента в тесте «вис на согнутых руках» (Р < 0,05), в остальных тестах результаты не достоверны (Р > 0,05). Однако подробный анализ абсолютных чисел свидетельствуют о значительном росте результатов, прежде всего в экспериментальной группе. Так, исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе в тесте «бросок через спину» равны 6,9 ± 0,4 и 8,6 ± 0,3 соответственно, а в контрольной – 7,1 ± 0,4 и 8,1 ± 0,3 соответственно. В тесте «броски обратным захватом дальнего бедра» в экспериментальной группе исходные и конечные показатели «среднего»  равны 4,5 ± 0,3 и 6,2 ± 0,3 соответственно, а в контрольной – 4,3 ± 0,3 и 5,6 ± 0,3 соответственно. В тесте, «наклоны вперед» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны  15,5 ± 1,0 и 19,3 ± 1,1 соответственно, а в контрольной – 14,2 ± 0,7 и 16,9 ± 0,8 соответственно. В тесте «вис на согнутых руках» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны 53,1 ± 4,0 и 63,1 ± 3,4 соответственно, в контрольной – 46,8 ± 3,6 и 53,1 ± 2,3 соответственно. В тесте «соревновательная схватка» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны  4,5 ± 0,5 и 5,7 ± 0,5 соответственно, в контрольной – 4,2 ± 0,5 и 4,8 ± 0,4 соответственно.

На рисунке 7 изображены показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной и контрольной группах в начальной и конечной стадиях эксперимента.

 

 

 

 

Рис 7. Показатели уровня  специальной выносливости в экспериментальной контрольной группах в начальной и конечной стадиях эксперимента.

 

О значительном росте результатов в экспериментальной группе также свидетельствует показатель «темп прироста». Наибольшие различия данного показателя можно наблюдать в следующих тестах: «броски через спину»,      «темп прироста» в экспериментальной группе составил 24,6%, а в контрольной – 14,1%; «броски обратным захватом дальнего бедра», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 37,8%, а в контрольной – 30,2%; «вис на согнутых руках», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 18,8%, а в контрольной – 9,6%; «соревновательная схватка», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 26,7%, а в контрольной – 14,3%. Наименьшее различие показателей в тесте «наклоны вперёд», где «темп прироста» в экспериментальной группе составил 24,5%, а в контрольной – 19,0%. Таким образом, «темп прироста» в экспериментальной группе по всем измеряемым показателям превысил «темп прироста» контрольной.

На рисунке 8 изображено процентное изменение показателей уровня специальной выносливости в экспериментальной группе в начальной и конечной стадиях эксперимента.

 

Рис 5. Процентное изменение показателей уровня  специальной выносливости в экспериментальной группе в начальной и конечной стадиях эксперимента.

Исходя из данных изображенных на рисунке 8, можно сделать вывод, что результаты повысились по всем показателям. Наибольший прирост виден в тесте «броски обратным захватом дальнего бедра» (37,8%), а наименьший – «вис на согнутых руках (18,8%).

На рисунке 9 изображено процентное изменение показателей уровня специальной выносливости в контрольной группе в начальной и конечной стадиях эксперимента.

 

Рис 6. Процентное изменение показателей уровня  специальной выносливости в контрольной группе в начальной и конечной стадиях эксперимента.

 

Из рисунка 9 видно, что результаты повысились по всем показателям. Наибольший прирост в тесте «броски обратным захватом дальнего бедра» (30,2%), а наименьший прирост приходится на тест «вис на согнутых руках» (9,6%).

 «Коэффициент вариации» изменился по всем пяти показателям в обеих группах. Наибольшие изменения в экспериментальной группе произошли в тестах: «броски через спину», исходные данные равны  18,6%, конечные –    9,8%, после чего можно сделать вывод, что экспериментальная группа по данному показателю однородна; «броски обратным захватом дальнего бедра», исходные – 24,0%, конечные – 14,8%; «вис на согнутых руках», исходные – 23,9%, конечные – 17,2%; «соревновательная схватка», исходные – 35,1%, конечные – 28,7%. В контрольной группе наибольшие изменения можно видеть в тестах: «броски через спину», исходные данные равны  16,9%, конечные – 12,3%; «броски обратным захватом дальнего бедра», исходные – 22,1%, конечные – 17,3%; «вис на согнутых руках», исходные – 24,4%, конечные – 14,2%; «соревновательная схватка», исходные – 38,6%, конечные – 25,6%. Наименьшие изменения показателей «коэффициент вариации» в обеих группах произошли в тесте «наклоны вперёд», где в экспериментальной группе исходные и конечные данные равны 20,5% и 18,3% соответственно, а в контрольной – 15,1% и 14,1% соответственно. Таким образом, как уже отмечалось, по всем измеряемым показателям, за исключением «броски через спину» в экспериментальной группе и «соревновательная схватка» в конечной стадии эксперимента, контрольную и экспериментальную группы можно отнести к средней степени однородности.

Дальнейший анализ свидетельствует: в экспериментальной группе данные достоверны в тестах: «броски через спину» (Р < 0,05), «броски обратным захватом дальнего бедра» (Р < 0,05), «наклоны вперёд» (Р < 0,05).  В контрольной группе данные достоверны в тестах: «броски через спину» (Р < 0,05), «броски обратным захватом дальнего бедра» (Р < 0,05), «наклоны вперёд» (Р < 0,05). В тестах «вис на согнутых руках» и «соревновательная  схватка» данные в обеих  группах недостоверны (Р > 0,05). 

Исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что у девушек занимающихся вольной борьбой тренировавшихся по обычной методике, произошли изменения показателей в сторону их улучшения, однако, в экспериментальной группе, позитивные изменения показателей носили более значительный характер, что явилось следствием целенаправленной тренировки девушек на основе усовершенствованной методики развития специальной выносливости.

 

ВЫВОДЫ

 

1.  Анализ методик формирования специальной выносливости показал, что в практике подготовки девушек занимающихся вольной борьбой содержания существующих методик, которые оказывали бы воздействие на развитие всех видов выносливости, недостаточно, что отражается на результативности.

 

2. В ходе работы была усовершенствована методика развития специальной выносливости девушек занимающихся вольной борьбой с помощью разработанного комплекса специально-подготовительных и соревновательных упражнений для развития скоростной, скоростно-силовой, силовой, статической и специальной видов выносливости и применения метода развития данного физического качества.

 

3. В результате исследования выявлено, что применение специально разработанного комплекса физических упражнений, повышает уровень развития специальной выносливости девушек занимающихся вольной борьбой. Так, например показатель «среднего» свидетельствует: в тесте «броски через спину» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе 6,9 ± 0,4, в контрольной - 7,1 ± 0,4, а в конечной стадии эксперимента, результаты экспериментальной группы равны 8,1 ± 0,3, контрольной - 7,3 ± 0,4; в тесте «броски обратным захватом дальнего бедра» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе результат составляет 4,5 ± 0,3, в контрольной - 4,3 ± 0,3, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 5,4 ± 0,3, в контрольной - 4,8 ± 0,2.

 

4. В тесте «наклоны вперед» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе «среднее» равно 15,5 ± 1,0, в контрольной - 14,2 ± 0,7, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе - 16,9 ± 1,0 и в контрольной - 15,4 ± 0,7 соответственно; в тесте «вис на согнутых руках» результаты в начальной стадии эксперимента в экспериментально группе равны 53,1 ± 4,0, в контрольной - 46,8 ± 3,6 соответственно, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 58,1 ± 3,4, в контрольной - 47,7 ± 2,0; в тесте «соревновательная схватка» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе показатель «среднего» равен 4,5 ± 0,5, в контрольной 4,2 ± 0,5, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 5,1 ± 0,5, в контрольной – 4,6 ± 0,4. Что доказывает эффективность усовершенствованной методики.

 

5. Установлено, что у девушек занимающихся вольной борьбой экспериментальной группы тренировавшихся по усовершенствованной методике повысилась результативность соревновательной деятельности, о чем свидетельствует успехи участников экспериментальной группы. Так Н. Сухова и В. Мамедова впервые стали победительницами первенства Красноярского края.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Данный комплекс физических упражнений может использоваться тренерами для повышения уровня развития специальной выносливости девушек занимающихся вольной борьбой.

 Особенностью физических упражнений, входящих в комплекс, является  то, что они могут проводиться  без применения каких-либо дополнительных, вспомогательных средств в виде  штанги, гантелей, тренажеров, что облегчает  проведение учебно-тренировочных  занятий. В комплекс включены  специальные соревновательные упражнения, которые способствуют развитию  не только физических качеств, но и повышению технического  мастерства борцов. Данные физические  упражнения позволяют, как избирательно воздействовать на каждый вид выносливости, так и развивать их в целом. В ходе применения физических упражнений, входящих в комплекс, помимо специальной выносливости развиваются такие физические качества, как сила, скорость, ловкость.

 

Комплекс физических упражнений, для развития специальной выносливости девушек занимающихся вольной борьбой.

 

1. Упражнения для развития скоростной выносливости:

1.1 Броски  на скорость 15 с. ( через спину, вертушкой).

1.2 Прыжки  через скакалку 10-15 с.

1.3 Прыжки  через партнера, стоящего в положении  высокого партера, на скорость 20 раз.

1.4 Ускорение 30 метров, из различных исходных  положений.

2. Упражнения для развития скоростно-силовой выносливости:

2.1 Выпрыгивание  из низкого седа с продвижением  вперед, 20 раз.

2.2 Выпрыгивание  из низкого седа вверх, руки  за головой, 20 раз.

2.3 Эстафета, переноска партнера, бегом.

2.4 Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, на скорость, 30 раз.

2.5 Эстафета, прыжки на руках, партнер удерживает  ноги.

2.6 Сгибание, разгибание туловища в положении  лежа, на скорость, 30 раз.

3. Упражнений для развития силовой выносливости:

2.1 Подъем  из низкого партера (обратный  захват дальнего бедра) 15-20 раз.

2.2 Приседания  с партнером 15-20 раз.

2.3 Повороты  в левую, правую стороны удерживая  партнера на плечах 20 раз.

2.4 Подбрасывание  партнера перед собой 15-20 раз.

2.5 Сгибание, разгибание рук в стойке на  руках 10-15 раз.

4. Упражнения для развития статической выносливости.

4.1 При подъеме  из низкого партера (обратный захват дальнего бедра) фиксация положения в стойке 20 с.

4.2 В стойке  в захвате за туловище удержание  партнера 20 с.

4.3 Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, далее, 15 с. удержания положения, при  котором угол в локтевом суставе  должен составлять 90° и 15 с. сгибание, разгибание рук в упоре лежа.

4.4 Сгибание, разгибание туловища, в положении  лежа, руки за головой, далее 15 с. удержания туловища под углом 45° и 15 с. сгибание, разгибание туловища.

4.5 Приседания  с партнером, далее 10 с. удержание  положения полуприседа и 10 с. приседания  с партнером.

5. Упражнения для развития специальной выносливости: схватка по заданию. Проводится в три периода по две минуты с двумя 30-секундными перерывами.

Первый период:

1 мин. – борьба  за активный захват рук;

30 сек. –  борьба в партере, борцу находящемуся  сверху провести переворот накатом;

30 сек. –  поменявшись, борьба в партере, борцу  находящемуся сверху провести  переворот накатом;

30 сек. перерыв.

Второй период:

1 мин - борьба  в крестовом захвате (захват за  туловище с одной рукой);

30 сек. борьба  в партере, борцу находящемуся  сверху провести бросок обратным  или задним поясом;

30 сек. - тоже  самое поменявшись.

30 сек. перерыв.

Третий период:

2 мин. - соревновательная схватка.

3. Методическое обеспечение. На  учебно-тренировочных занятиях использовался  метод круговой тренировки. Упражнения  проводились в заданной последовательности:

1) Упражнения для развития скоростной  выносливости.

2) Упражнения для развития скоростно-силовой  выносливости.

3) Упражнения для развития силовой  выносливости.

4) Упражнения для развития статической  выносливости.

5) Упражнение для развития специальной  выносливости.

Последовательность упражнений была определена с учетом особенностей физических качеств, а также прохождение станций должно было оптимизировать проявление физических качеств, а не снижать их эффективность. 

Выполнение упражнений происходило одновременно, всеми участниками эксперимента. В течение учебно-тренировочного занятия исследуемые проходили 3 круга выше указанных упражнений.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев В.Г., Чумаков Е.В. Борьба самбо. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 122 с.
  2. Абдулхаков М.Р., Трапезников А.А. Бороться, чтобы побеждать. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 254 с.
  3. Агафонов Э.В. Борьба дзюдо: учебно-методическое пособие. –Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1997. – 308 с.
  4. Агафонов Э.В. Один на один: справочное пособие. – Красноярск: Краевая федерация борьбы самбо, 1999. – 164 с.
  5. Белякова И.Т., Юровский С.Ю. Стать сильным, ловким, выносливым. –М.: Физкультура и спорт, 1984. – 200 с.
  6. Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист. – М.: Физкультура и спорт,1986. –  179 с.
  7. Волков В.М. Тренеру о подростке. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 75 с.
  8. Вольная борьба. –  М.: Физкультура и спорт, 1979. – 127 с.
  9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
  10. Галковский Н. М., Катулин А. З. Спортивная борьба. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 110с.
  11. Гандельсман Г.А., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 137 с.
  12. Галковский Н.М., Керимов Ф.А. Вольная борьба. – М.: Медицина, 1987. – 223 с.
  13. Дахновский В.С. На борцовском ковре.  – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 106 с.
  14. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.
  15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 200 с.
  16. Зациорский В.М. и др. Биомеханические основы выносливости / В.М. Зациорский, С.Ю. Алешинский, Н.А. Якунин. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 207 с.
  17. Захаров Е.Н., Корасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Под ред. А.В. Корасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
  18. Иванов В.С. Аэробика. Производительность борцов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 86 с.
  19. Кожарский В.П., Сорокин Н.Н. Техника классической борьбы. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 130 с.
  20. Карпинский А.А. Классическая борьба. – Киев.: Здоровье, 1975. – 190 с.
  21. Купцов  А.П. Спортивная борьба. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 424 с.
  22. Каганов Л.С. Развиваем выносливость. – М.: Знание, 1980. – 98 с.
  23. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физицеское воспитание.– М.: Высшая школа, 1984. – 138 с.
  24. Кочурко Е.И., Семкин С.А. Подготовка квалифицированных борцов. –Минск, 1984. – 120 с.
  25. Кудрявцев В.Г., Кудрявцева Ж.В.  Спорт: События и судьбы. – М.: Просвещение, 1986. – 123 с.
  26. Калмыков  С.В., Калмыков Св.В. Спортивная борьба для юношей. – Улан - Удэ: Бурят. Кн. Изд - во, 1989. – 144 с.
  27. Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика: Учеб. для техникумов. - 2-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 1998. – 116 с.
  28. Лещенко С.С.,. Дахновский В.С. Подготовка борцов высокого класса. – Киев.: Здоровье, 1989. – 103 с.
  29. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма «издательство АСТ», 1998. – 272с.
  30. Мазур А.Г. Классическая борьба. – М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1972. – 192 с.

Информация о работе Особенности физической подготовленности девушек 14-15 лет, занимающихся вольной борьбой