Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности  в ДОУ

1.1 Понятие «основы безопасности  жизнедеятельности»

 

Модернизация   российского  образования  предполагает  не  только масштабные структурные,    институциональные,     организационно     - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания  общего  образования,  приведение  его  в  соответствие   с требованиями времени и задачами развития страны.

Проблема  безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных  исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые  нашим государством в области  законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни[5;22].

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого  общества и утверждение себя как  социального субъекта. Неоднородность социального окружения определяет специфику социокультурного пространства, при помощи которого человек приобщается к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям. Вопросам ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности.

Анализ  отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет  выделить и различные подходы  к проблеме приобщения ребенка к  социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребенка (Т.Н. Антонова, Е.А. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова, Э.М. Куликовская), роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева и др.)

Социальное  развитие личности является средством  и результатом социализации. Социализация может быть представлена в качестве процесса освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как  реальное содержание взросления человека, в котором осуществляется становление  значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального  действия (Л.В. Коломийченко). В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором - субъектом  собственной творческой деятельности.

Как уже отмечалось, социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению с существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Становится  очевидным, что ключевая роль в обеспечении  национальной безопасности любого государства  и жизнедеятельности отдельной  личности и общества принадлежит  образованию. Современная жизнь  доказала необходимость обеспечения  безопасности жизнедеятельности, потребовала  обучения сотрудников ДОУ, родителей  и воспитанников безопасному  образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия[6, c.117].

Понятие безопасности жизнедеятельности в  ДОУ ранее включало в себя следующие  аспекты:

· Охрана жизни и здоровья детей

· Обеспечение безопасных условий  труда сотрудников ДОУ

Но  современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее  вошли и такие понятия, как  экологическая катастрофа и терроризм.

За  15-летний  период  существования  учебного  предмета  "Основы безопасности    жизнедеятельности"   (ОБЖ)   накоплен   немалый   опыт преподавания   данного   учебного   предмета.  Произошла  определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и   последовательного  изучения  вопросов,  связанных  с  обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в   опасных   и  чрезвычайных  ситуациях  природного,  техногенного  и социального  характера.  Разработаны  учебно-методическая литература и учебно-методические  комплекты. 

Основы  безопасности жизнедеятельности в  общем образовании - это   единая,   непрерывная  система  целенаправленной  педагогической работы,  обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области    безопасности   жизнедеятельности   личности,   общества   и государства, сохранения и укрепления своего здоровья [7;21].

Дошкольный  возраст – важнейший период, когда  формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового  образа жизни. Малыш по своим физиологическим  особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому  на взрослого человека природой возложена  миссия защиты своего ребенка. Детям  нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время  водить их за руку, удерживать возле  себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как  надо вести себя во дворе, на улице  и дома. Нужно прививать детям  навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

П. Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Обратимся к истории дошкольного образования. С середины XIXвека в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.

К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает  число опасностей, угрожающих нашей  жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность  и определить ее последствия, уменьшает  напряженность страха ввиду этих опасностей” [14].

В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного  отдела при Наркомпросе было заявлено: “Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться”. Именно в этот период вводится новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами “несчастных случаев” и правилами оказания первой помощи.

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение  находила в некоторых программных  документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах  по трудовому воспитанию О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте “Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)” (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям среднего дошкольного возраста доступно:

Овладение молотком, ножом, пилой, клещами, вырезание  ножницами, первичное владение иглой;

Представление, что при кипении образуется пар, что пользование техникой в быту облегчает труд человека;

Умение  пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой для провертывания овощей и вымоченного хлеба и другими техническими приспособлениями в быту, водопроводом;

Стирка  и глажение мелких вещей, мойка и  резка овощей для винегрета;

Знание. Что огонь греет, освещает и жжется и что с ним нужно обращаться осторожно (с младшей группы);

Знакомство  с разнообразными средствами передвижения людей и грузов; с телефоном;

Понимание, что глина, песок, камни в огне не горят и что от воды, снега, песка огонь гаснет;

Наблюдение  изменения продуктов при варке, сушке, жарке; приготовление на маленькой  плите разных кушаний.

Однако  в 1936-1937 годах при переработке  программ детского сада данные вопросы  из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя в дальнейшем ряд ученых (Л.И.Грехова, Т.В.Земцова, Л.М.Кларина, Н.Н.Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о магнетизме, электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 г.г. не нашла [11, c.29].

Однако, вопросы профилактики дорожно-транспортного  травматизма достаточно полно и  подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М.Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; “...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду”. Исследования В.М.Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале “Дошкольное воспитание” публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М.Федянской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и др.

По  словам А.М.Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в “дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения”, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе).

В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий  с дошкольниками как дома, в  детском саду, так и на улице  говорили в основном медицинские  работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось  не под силу специалистам в области  классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г.Качан).

В настоящее время в детских  садах реализуются различные  комплексные и парциальные программы  развития, воспитания и образования  детей. Они призваны помочь педагогам  решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности  у детей дошкольного возраста

“Программа  воспитания и обучения в детском  саду” предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также  знакомства с правилами безопасного  действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми  растениями и грибами. В старшем  возрасте в разделе “Ознакомление  с окружающим и развитие речи”  от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей [6, c.53].

Программа “Детство”. Авторы программы предполагают в разделе “Экологическое воспитание”  с младшей группы давать детям  знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными  в уголках природы с соблюдением  правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного  поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных  и опасных ситуациях, типичных для  того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе  “Социально-нравственное воспитание”  в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения  на улице, в транспорте, в помещении. В разделе “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду” с младшей  группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения  с инструментами, формируются представления  о правилах обращения с огнем  и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые  знания по общению с незнакомыми  людьми. При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей  знакомят с такими произведениями, как “Кошкин дом”, “Пожар” С.Маршака  и др., в которых могут оценить  поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим  поведением и своим жизненным  опытом. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения  в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного  поведения.

Информация о работе Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ