Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Одной из приоритетных задач в работе педагогического  коллектива является формирование навыков  и умений поведения детей дошкольного  возраста в быту через игровую  деятельность. Эта проблема актуальна  для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью [6;75].

Основная  задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как  предвидеть, научить, уберечь.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения  безопасной жизнедеятельности, потребовала  обучения сотрудников ДОУ, воспитанников  и их родителей безопасному поведению  на игровых площадках и в помещениях детского сада.

Ребенок занимает позицию полноправного  субъекта деятельности, в процессе планирования и реализации учебного проекта он выступает в роли активного  участника, а не  исполнителя указаний воспитателя. Ребенок реализует свои интересы, потребности в исследовании, общении, игре и других видах деятельности в основном на основе самостоятельности принятия решения об участии или не  участии в общем, проекте[12, c.26]. 

Формы организации работы с детьми предполагают значительное уменьшение регламентации  действий детей со стороны взрослых (воспитателей, специалистов, родителей  привлеченных в качестве ассистентов  или помощников). Принятие решение  об участие в проекте или конкретных действиях, о партнерстве и сотрудничестве с другими детьми или взрослыми, о месте и последовательности реализации намеченного плана остается за ребенком.

Особое  значение при организации работы с детьми имеет то, что дети могут  сделать выбор – работать одному в подгруппе (команде), то есть в партнерстве  с другими детьми или взрослыми, могут самостоятельно выбрать, кто  из взрослых станет для них партнером), но может быть, в равной степени, и воспитатель, и помощник воспитателя, и логопед или другой специалист ДОУ, и родители кого- то из детей, присутствующие в группе в качестве гостей или помощников), в случае, ели это не противоречит их собственным планам.

Право самоопределения в сотрудничестве как с взрослыми, так и с детьми, дает ребенку возможность приобретения опыта установления и расширения социальных контактов с разными людьми, опыта достижения договоренностей, распределения  полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае, их согласия), опыта достижения общего результата и «презентации» общего результата.

Такой способ организации работы внутри  тематического проекта позволяет достигать значительных результатов – в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ – посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.

Организационно  – педагогические условия включают:

-создание  развивающей среды, организованной  в виде центров активности, наполненных  разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами, стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию образования;

- формы  организации работы с детьми  в виде открытых тематических  проектов, обеспечивающих каждому  ребенку право выбора участия,  темы содержания, форм, методов работы  в ходе совместной деятельности  на основе диалога с взрослыми  и с другими детьми;

- педагогическую  поддержку, основанную на готовности  педагога вести целенаправленное  систематическое наблюдение за  проявлениями детей, готовности  принимать и стимулировать инициативу  ребенка, признавать достижения  ребенка, окультуривая его опыт;

- сочетание  в деятельности воспитателей  роли фасилитатора, актуализирующего субъективный опыт ребенка и педагога, формирующего представления ребенка об окружающем мире во всем многообразии его проявлений.

Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей  навыков безопасного поведения  в детском саду заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Проектный метод формирования у детей навыков  личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности  и ответственности; воспитывает  навыки адекватного поведения в  различных неординарных ситуациях.

Основная  цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения  в быту, умения адекватно действовать  в различных жизненных ситуациях.

Основной  метод — проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

В соответствии с целью определены задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности:

— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие познавательных и творческих способностей; творческого воображения  и мышления;

— коммуникативных навыков.

После анализа программ “Радуга” Т. Дороновой и “Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста” Стеркиной, с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны проекты: “Безопасность на игровой площадке”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Правила поведения в помещениях детского сада”; “Безопасность во время приёма пищи и сервировки стола”[11;97].

В каждом проекте определены цели, задачи, формы работы с детьми старшего дошкольного  возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и  психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.

Работа  по воспитанию навыков безопасного  поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и  интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа должна проводиться в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.

Реализация  проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с  ребенком в условиях ДОУ и семье.

Работа  по проектам органично вписывается  в педагогический процесс детского сада. В занятия познавательного  цикла включались и интегрированные  занятия по ОБЖ при сохранении формы занимательной, увлекательной  игры. При отборе содержания интегрированных  занятий педагоги ориентируются  на то, что в основе любой деятельности независимо от ее предметной ориентации лежат мотивы желания, потребности, склонности, интереса, непосредственно  связанные с содержанием деятельности.

Работа  с родителями — одно из важнейших  направлений воспитательно-образовательной  работы в ДОУ. Для благополучия ребенка  очень важно выработать четкую стратегию  сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных  с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт  с родителями

Цель  работы с родителями — объяснить  актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень  родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

План  сотрудничества с семьей

Направление сотрудничества        

С какой целью используется

Форма общения

Информационно-аналитическое    

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности       

Проведение  опросов, анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности”;

Познавательное  

Ознакомление  родителей с возрастными и  психологическими особенностями детей  старшего дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков  воспитания детей        

Родительское  собрание: “Безопасность детей –  дело взрослых”. Семинары-практикумы: “Научим ребенка правилам поведения  при приёме пищи”; “Меры предосторожности на игровой площадке”. Заочный родительский университет: “Личная безопасность ребенка в играх с песком ”; “Ребенок в туалетной комнате”; “Травматизм детей на качелях”. Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом. Педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и  просветительское        

Ознакомление  родителей с работой ДОУ, особенностями  воспитания детей. Формирование у родителей  знаний о воспитании и развитии детей      

Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности. Информационные проспекты для родителей  на стенде “Осторожно! Качели”. Папки-передвижки: “Безопасность в приёмных ДОУ”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Безопасность вашего ребенка в  столовой”; “Ребенок дома”. Выпуск газеты “Крепыш”. Разработка памяток по организации  безопасного поведения детей  при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании  качелей разных видов, при катании  с горки, при организации одевания на прогулку.

Досуговое 

Установление  эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми        

Совместное  проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: “Безопасность”, совместных изобретений из природного и бросового материала на темы “Ловушка для песка”, “Безопасная  скакалка”, “В стране безопасных игрушек”, “В гостях у короля безопасной детской  моды гнома Липучкина”. Участие в городских конкурсах творческих работ: “Сохраним своё здоровье”, “Островок безопасности”. Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности [5;87]

Дети  могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это  в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие  опасности подстерегают ребенка  дома, какие могут быть экстремальные  ситуации в быту - эти вопросы  зачастую выпадают из нашей практики. Мною разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и  средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с  родителями, раскрывается воспитательно-образовательная  работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием  той или иной темы, дана технологическая  карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной  форме и строится на раскрытии  причинно-следственных связей. Особенность  содержания предлагаемого материала  заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и  необходимости контактов между  педагогами и родителями.

Принципы  организации воспитательно-образовательной  работы

Прежде  чем начать работу, необходимо соблюдать  следующие принципы организации  работы.

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными  от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться  системно, весь учебный год при  гибком распределении содержания программы  в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить  в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов  нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать  определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим  перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует  учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно  лишь закреплять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать  все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой  момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация  игровой ситуации, привлечение соответствующей  художественной литературы.

Принцип учета условий городской и  сельской местности. Известно, что городские  и сельские дошкольники имеют  разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей  особые проблемы возникают именно в  условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться  в лесу, как вести себя с домашними  животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются  не подготовленными к правильному  поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка  существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями  проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность  в правилах поведения в непривычных  для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие -- для среднего, третьи -- для старших дошкольников. Второй путь -- одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции. Данная программа может  быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная  часть комплексной программы. При  этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной  программы. Прежде всего это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Информация о работе Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ