Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:20, доклад
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью [6;75].
Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.
Современная
жизнь доказала необходимость обеспечения
безопасной жизнедеятельности, потребовала
обучения сотрудников ДОУ, воспитанников
и их родителей безопасному
Ребенок занимает позицию полноправного субъекта деятельности, в процессе планирования и реализации учебного проекта он выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний воспитателя. Ребенок реализует свои интересы, потребности в исследовании, общении, игре и других видах деятельности в основном на основе самостоятельности принятия решения об участии или не участии в общем, проекте[12, c.26].
Формы
организации работы с детьми предполагают
значительное уменьшение регламентации
действий детей со стороны взрослых
(воспитателей, специалистов, родителей
привлеченных в качестве ассистентов
или помощников). Принятие решение
об участие в проекте или
Особое значение при организации работы с детьми имеет то, что дети могут сделать выбор – работать одному в подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми, могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнером), но может быть, в равной степени, и воспитатель, и помощник воспитателя, и логопед или другой специалист ДОУ, и родители кого- то из детей, присутствующие в группе в качестве гостей или помощников), в случае, ели это не противоречит их собственным планам.
Право
самоопределения в
Такой способ организации работы внутри тематического проекта позволяет достигать значительных результатов – в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ – посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.
Организационно – педагогические условия включают:
-создание
развивающей среды,
- формы
организации работы с детьми
в виде открытых тематических
проектов, обеспечивающих каждому
ребенку право выбора участия,
темы содержания, форм, методов работы
в ходе совместной
- педагогическую
поддержку, основанную на
- сочетание в деятельности воспитателей роли фасилитатора, актуализирующего субъективный опыт ребенка и педагога, формирующего представления ребенка об окружающем мире во всем многообразии его проявлений.
Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Основная
цель — формирование у детей старшего
дошкольного возраста правил поведения
в быту, умения адекватно действовать
в различных жизненных
Основной
метод — проектный с
В соответствии с целью определены задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности:
— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
— развитие познавательных и творческих способностей; творческого воображения и мышления;
— коммуникативных навыков.
После анализа программ “Радуга” Т. Дороновой и “Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста” Стеркиной, с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны проекты: “Безопасность на игровой площадке”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Правила поведения в помещениях детского сада”; “Безопасность во время приёма пищи и сервировки стола”[11;97].
В каждом проекте определены цели, задачи, формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа должна проводиться в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.
Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Работа
по проектам органично вписывается
в педагогический процесс детского
сада. В занятия познавательного
цикла включались и интегрированные
занятия по ОБЖ при сохранении
формы занимательной, увлекательной
игры. При отборе содержания интегрированных
занятий педагоги ориентируются
на то, что в основе любой деятельности
независимо от ее предметной ориентации
лежат мотивы желания, потребности,
склонности, интереса, непосредственно
связанные с содержанием
Работа
с родителями — одно из важнейших
направлений воспитательно-
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
План сотрудничества с семьей
Направление сотрудничества
С какой целью используется
Форма общения
Информационно-аналитическое
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение опросов, анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности”;
Познавательное
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Родительское собрание: “Безопасность детей – дело взрослых”. Семинары-практикумы: “Научим ребенка правилам поведения при приёме пищи”; “Меры предосторожности на игровой площадке”. Заочный родительский университет: “Личная безопасность ребенка в играх с песком ”; “Ребенок в туалетной комнате”; “Травматизм детей на качелях”. Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом. Педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительное
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности. Информационные проспекты для родителей на стенде “Осторожно! Качели”. Папки-передвижки: “Безопасность в приёмных ДОУ”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Безопасность вашего ребенка в столовой”; “Ребенок дома”. Выпуск газеты “Крепыш”. Разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку.
Досуговое
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: “Безопасность”, совместных изобретений из природного и бросового материала на темы “Ловушка для песка”, “Безопасная скакалка”, “В стране безопасных игрушек”, “В гостях у короля безопасной детской моды гнома Липучкина”. Участие в городских конкурсах творческих работ: “Сохраним своё здоровье”, “Островок безопасности”. Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности [5;87]
Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту - эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики. Мною разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.
Принципы
организации воспитательно-
Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип
системности. Работа должна проводиться
системно, весь учебный год при
гибком распределении содержания программы
в течение дня. Специально организованные
занятия целесообразно
Также
надо иметь в виду, что тематический
недельный план не может предвосхищать
все спонтанно возникающие
Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие -- для среднего, третьи -- для старших дошкольников. Второй путь -- одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип
интеграции. Данная программа может
быть реализована как
Информация о работе Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ