Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Учебная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Существует четыре особенности обучения детей:

обучение  словом - это главное звено между  ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое  значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);

непосредственное  восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование  и опыты);

обучение  дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в  усвоении знаний (изобразительная и  конструктивная деятельность);

обучение  детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных  средств. Именно они становятся источниками  познания мира. Каждое средство важно  само по себе, и во взаимосвязи с  другими средствами, организованными  в единый педагогический процесс [12, c.26].

Методы  ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь  это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения  начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение  по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения  помогает детям выполнять задания  на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному  усвоению материала и вызывает интерес  к нему. Например: детям предлагаю  изображения на картинках, дается задание  отобрать предметы, которые будут  нужны пожарному при тушении  пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно  научить составлять план - карту  группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания  типа «Составим план - карту групповой  комнаты, отметим опасные места  красными кружочками». Моделирование  таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай  ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование  ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение  и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения  и творческого начала важно ставить  детей в ситуацию поиска решения  логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка  нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток  у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет  для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и  т.д. Не следует с подсказкой, очень  полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли  правильный ответ. Таким образом, воспитатель  постоянно обращает внимание детей  на разные предметы, вызывая интерес  к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения  с ними [30].

Метод повторения. Важнейший дидактический  принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии  он может выступать как ведущий  метод или методический приём. От детей требуется умение повторить  то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность  самостоятельно находить решение, подтверждение  или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?»  Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной  свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча  это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что  он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или  опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного  материала и способствуют закреплению  чувств. Одним из приемов может  быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями  и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком  прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая  искры). Там никто не знал, что  есть другие способы добычи огня. Что  мы расскажем им об этих способах?».

«К  нам в гости пришел Незнайка, давайте  ему расскажем об опасных ситуациях  в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание  сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много  электрических приборов…». Повышению  активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного  произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие  на чувства оказывает сочетание  разнообразных средств на одном  занятии. Например: чтение художественного  произведения с последующим рассматриванием  иллюстраций или картин; чтение и  последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель  отбирает художественные средства и  продумывает приемы, усиливающие  воздействие этих средств на эмоциональную  сферу ребенка [30].

Сотрудничество  с родителями

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный  на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные  взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный  пример своим детям. Важно, чтобы  родители осознали, что нельзя требовать  от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в  том, чтобы дома было как можно  меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей  в то русло, которое созвучно задачам  содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка  выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в  ходе бесед, консультаций, с помощью  информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие  конкретные знания, рекомендации. Сетка  занятий на неделю мало, о чем  скажет родителям. Но им будет интересно  узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние  задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где  были заданы ряд вопросов:

В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

Выключаете  ли вы телевизор по окончанию просмотра  передач?

Запрещаете  ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся  вещества (бензин, керосин и т.п.)?

Сушите  ли вы белье над горящими газовыми горелками?

Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так  как разные требования, предъявляемые  детям в дошкольном учреждении и  дома, могут вызвать у них растерянность  и обиду.

В ходе реализации разработанных проектов выявилось, что интегрированные  занятия более результативны, так  как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях. У них появляется стремление заниматься разными и не похожими друг на друга  видами деятельности, желание попробовать  себя в разных ее видах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развиваются  познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные  навыки. Дети не только приобретают  новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Было достигнуто главное — дети не только знают основные правила  личной безопасности, но и умеют  формулировать, объяснять необходимость  их применения в экстремальных ситуациях. Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает свое преимущество и эффективность [5;89].

 

 

1.3 Направления работы по формированию  основ безопасности жизнедеятельности  в ДОУ

 

Прививая  детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического  и духовного развития ребёнка.

Начиная с 3-4 лет

- ребёнок  может отличить движущуюся машину  от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

Начиная с 6 лет

- ребёнок  всё ещё имеет довольно ограниченный  угол зрения: боковым зрением  он видит примерно две трети  того, что видят взрослые;

- большинство  детей не сумеют определить, что  движется быстрее: велосипед или  спортивная машина;

- они  ещё не умеют правильно распределять  внимание и отделять существенное  от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

Лишь  начиная с 7 лет

- дети  могут более уверенно отличить  правую сторону дороги от левой.

Обеспечение безопасности образовательного пространства, защита прав, охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса, являются приоритетными направлениями  образовательной политики [7;32].

Основными методами являются интерактивные методы и формы обучения детей дошкольного  возраста.

Признавая существование различных методов  в современном процессе обучения, следует все же отметить, что лидирующее положение занимают интерактивные  методы и технологии, основанные на личностно ориентированном подходе  в обучении, которые должны:

· создавать атмосферу, в которой  ребенок чувствует себя комфортно  и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание  практически использовать знания, а  так же потребность учиться, делая  тем самым реальным достижением  успеха в овладении предметом;

· затрагивать личность ребенка в  целом, вовлекать в учебный процесс  его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

· активизировать ребенка делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

· создавать ситуации, в которых  педагог не является центральной  фигурой; ребенок должен осознавать, что изучение в большей степени  связано с его личностью и  интересами, нежели с заданными приемами и средствами обучения;

· учить ребенка работать самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей –  следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

· предусматривать различные формы  работы: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и  творчество.

Все перечисленные критерии могут быть реализованы в использовании  интерактивных форм и методов  обучения, которые показывают новые  возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путём  внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися  в группе неизбежно возникают  межличностные взаимоотношения, и  от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

 

       
       
     
     



 


 

 

 
 
 
 
 
       

 

 

Вот такие несложные методы помогают детям  самостоятельно добывать знания и учиться с увлечением. Пример использования интерактивной формы занятия по ОБЖ приведена ниже:

Энергизатор «Импульс». Дети встают в круг, взявшись за руки. Инструктор пожатием посылает импульс. Который передается следующему. Как только импульс достигает инструктора, игра заканчивается.

Сегодня на занятии мы поговорим, об опасностях, поджидающих нас с вами дома.  

  Мозговой штурм:  С какими опасностями мы можем встретиться дома? (ответы фиксируются на доске). 

  Энергизатор «Фруктовый салат»

Дети  стоят в кругу. Инструктор распределяет фрукты (груша, яблоко. банан). По команде – банан, местами меняются бананы. Яблоки – меняются яблоки. По команде – фруктовый салат, местами меняются все.

Деление на группы. Яблоки – 1 группа,  груши – 2 группа, бананы – 3 группа.

Групповая работа: Каким способом можно устранить  опасности в доме? (распределение  ролей: писарчук, хронометрист, докладчик, генераторы идей; обсуждение).

Обсуждение  найденных способов (фиксация на доске  напротив каждой опасности).

Сегодня на занятии мы смогли не только найти  опасные места в доме, но и составить  памятку по их устранению.

Энергизатор  «Пожелания».

Стоя  в кругу дети делают комплименты своему соседу.

 

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны  в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость  диктует сама жизнь. Как же сделать  так, чтобы улицы и дороги стали  для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия  в различных формах. Причём большая  часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей  очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты  оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых  ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр, и тут, в буквальном смысле, палочкой - выручалочкой могут стать эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место физическое воспитание и разрядка детей. Иными словами, плюсов очень много.

Информация о работе Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ