Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:20, доклад
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Учебная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Существует четыре особенности обучения детей:
обучение словом - это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);
непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);
обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);
обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс [12, c.26].
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод
моделирования ситуаций. Детей целесообразно
научить составлять план - карту
группы, участка дошкольного
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование
и опыты. Дает ребенку возможность
самостоятельно находить решение, подтверждение
или опровержение собственных представлений.
Например, детям был задан вопрос:
«Почему нельзя украшать елку свечами?»
Они отвечали, что это не красиво,
что сейчас много красивых игрушек,
а об опасности они не думали.
Тогда я поднесла к зажженной
свече снежинку из бумаги, она начала
дымиться и дети поняли, что свеча
это не украшение, а опасный огонек,
от которого может возникнуть пожар.
Ценность этого метода в том, что
он дает ребенку возможность
Игровые
приемы. Повышают качество усвоения познавательного
материала и способствуют закреплению
чувств. Одним из приемов может
быть воображаемая ситуация: воображаемое
путешествие к древним людям,
встреча с воображаемыми
«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывание
сказок на разные темы. Придумаем сказку
«Как я спасал куклу от пожара…о
доме, где я живу и где много
электрических приборов…». Повышению
активности детей помогают игры-драматизации,
которые можно включать в занятия
(после прочтения
Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов:
В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?
Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?
Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?
Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?
Что знает ваш ребенок об электричестве?
Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.
Между
педагогами и родителями должно быть
достигнуто полное взаимопонимание, так
как разные требования, предъявляемые
детям в дошкольном учреждении и
дома, могут вызвать у них
В ходе реализации разработанных проектов выявилось, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях. У них появляется стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее видах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развиваются познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Было достигнуто главное — дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает свое преимущество и эффективность [5;89].
Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребёнка.
Начиная с 3-4 лет
- ребёнок
может отличить движущуюся
Начиная с 6 лет
- ребёнок
всё ещё имеет довольно
- большинство
детей не сумеют определить, что
движется быстрее: велосипед
- они
ещё не умеют правильно
Лишь начиная с 7 лет
- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
Обеспечение безопасности образовательного пространства, защита прав, охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса, являются приоритетными направлениями образовательной политики [7;32].
Основными методами являются интерактивные методы и формы обучения детей дошкольного возраста.
Признавая
существование различных
· создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать знания, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;
· затрагивать личность ребенка в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
· активизировать ребенка делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
· создавать ситуации, в которых педагог не является центральной фигурой; ребенок должен осознавать, что изучение в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными приемами и средствами обучения;
· учить ребенка работать самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
·
предусматривать различные
Все перечисленные критерии могут быть реализованы в использовании интерактивных форм и методов обучения, которые показывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе неизбежно возникают межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Вот такие несложные методы помогают детям самостоятельно добывать знания и учиться с увлечением. Пример использования интерактивной формы занятия по ОБЖ приведена ниже:
Энергизатор «Импульс». Дети встают в круг, взявшись за руки. Инструктор пожатием посылает импульс. Который передается следующему. Как только импульс достигает инструктора, игра заканчивается.
Сегодня на занятии мы поговорим, об опасностях, поджидающих нас с вами дома.
Мозговой штурм: С какими опасностями мы можем встретиться дома? (ответы фиксируются на доске).
Энергизатор «Фруктовый салат»
Дети стоят в кругу. Инструктор распределяет фрукты (груша, яблоко. банан). По команде – банан, местами меняются бананы. Яблоки – меняются яблоки. По команде – фруктовый салат, местами меняются все.
Деление на группы. Яблоки – 1 группа, груши – 2 группа, бананы – 3 группа.
Групповая работа: Каким способом можно устранить опасности в доме? (распределение ролей: писарчук, хронометрист, докладчик, генераторы идей; обсуждение).
Обсуждение найденных способов (фиксация на доске напротив каждой опасности).
Сегодня на занятии мы смогли не только найти опасные места в доме, но и составить памятку по их устранению.
Энергизатор «Пожелания».
Стоя в кругу дети делают комплименты своему соседу.
Мероприятия,
посвящённые теме ПДД, всегда актуальны
в учреждениях дошкольного
Информация о работе Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ