Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:20, доклад
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Формирование основ
дошкольников.
Общеизвестно, что детство это уникальный
период в жизни человека, именно в это
время формируется здоровье, происходит
становление личности. Опыт детства во
многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым
малышом находятся самые главные люди
в его жизни - это родители и воспитатели.
Благодаря их любви и заботе, эмоциональной
близости и поддержке, ребенок растет
и развивается, у него возникает доверие
к миру и окружающим его людям. Мы с вами
желаем нашим детям счастье. И все наши
попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы
этим.
Об актуальности данной темы можно говорить
много и все будет главное. Как сберечь
здоровье детей? Как помочь разобраться
в многообразии жизненных ситуаций? Как
научить помогать друг другу? Анализируя
понятие «экстремальный», «безопасность»,
мы поймем: то, что для взрослого не является
проблемной ситуацией, для ребенка может
стать таковой. Особую тревогу мы испытываем
за маленьких беззащитных граждан - дошколят.
С первых лет жизни любознательность ребенка,
его активность в вопросах познания окружающего,
поощряемая взрослым, порой становится
небезопасным для него. Формирование безопасного
поведения неизбежно связано с целым рядом
запретов. При этом взрослые люди, любящие
и
опекающие своих детей, порой сами не замечают,
как часто они повторяют слова: «не трогай»,
«отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются
объяснить что-либо путем долгих и не всегда
понятных детям наставлений. Все это дает
обратный результат.
Работая долгое время в детском саду, замечаешь,
что дети стали несамостоятельными, безынициативными,
не могут принимать самостоятельно решение,
не знают, к кому обратиться за помощью,
не умеют принимать правильное решение
в экстремальных ситуациях, не знают
правила поведения по технике безопасности.
Мы согласны с мнением многих педагогов,
что нельзя растить детей «отчужденных»
от жизни на данном этапе. Не случайно,
что именно сейчас в сложный переходный
период жизни нашего отечества, коллективы
многих дошкольных образовательных учреждений
стали искать возможности для плодотворной
работы по «основам безопасности детей
дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается,
вызывая интерес у практиков и исследователей.
Главная цель по воспитанию безопасного
поведения у детей - дать каждому ребенку
основные понятия опасных для жизни ситуаций
и особенностей поведения в них. Безопасность-это
не просто сумма усвоенных знаний, а умение
правильно вести себя в различных ситуациях.
Эта проблема представляется настолько
актуальной, что послужила мне основанием
для выбора данной темы.
Цель по воспитанию безопасного поведения
у детей - дать каждому ребенку основные
понятия опасных для жизни ситуаций и
особенностей поведения в них. Безопасность-это
не просто сумма усвоенных знаний, а умение
правильно вести себя в различных ситуациях.
Эта проблема представляется актуальной,
послужила основанием для выбора данной
темы.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
детей осуществляется в разных направлениях,
основные – работа с детьми, родителями,
педагогическим коллективом и персоналом.
Важно не только оберегать ребенка от
опасности, но и готовить его встрече с
возможными трудностями, формировать
представление о наиболее опасных ситуациях,
о необходимости соблюдения мер предосторожности,
прививать ему навыки безопасного поведения
в быту совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания.
С родителями, в частности предусмотрено
проведение собраний, консультаций, семинары,
открытые просмотры, вечера -развлечений
и выставок художественно- продуктивной
деятельности детей и взрослых.
В нашем детском саду наработан обширный
материал по воспитанию навыков безопасного
поведения дошкольников. Для этого на
видном месте оформили стенд «Дошкольник
- в безопасной среде» Где разместили для
воспитателей и родителей:
памятки «Пользования электричеством
для детей и взрослых», «Порядок действий
при несчастном случае»;
буклеты «Основа безопасности жизни детей»,
«Воспитываем грамотного пешехода», «Основы
безопасности жизнедеятельности детей
дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
консультации «Знакомим детей с лекарственными
растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного
травматизма», «шалость детей с огнем»
и т.д.
Педагоги по данному направлению деятельности
уделяют внимание в работе с детьми начиная
с II младшей группы, а для детей старшего
дошкольного возраста она носит систематический,
целенаправленный характер. Цель профилактической
работы по безопасности в детском саду
заключается в повышении информированности
сотрудников, детей и родителей о поведении
в чрезвычайных ситуациях.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного
поведения у детей мы начали с выявления
уровня их знаний и интересов, которое
проводилось в форме беседы, наблюдений,
игр-занятий.
Данная работа ведется через:
организованную деятельность детей –
занятия, экскурсии, тренинги;
совместную деятельность взрослых и детей
– драматизация сказок, беседы воспитателя
и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной
литературы;
свободно самостоятельную деятельность
детей – сюжетно – ролевые игры.
В каждой группе имеется картотека игр
по развитию у детей познавательных процессов.
Дважды в году воспитателями проводится
диагностическая работа по определению
уровня познавательного развития каждого
ребёнка, по результатам которой планируется
дальнейшая индивидуальная работа.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
у дошкольников начинали с создания и
обогащения предметно-развивающей среды
в группе. Организовывали ее так, чтобы
детям было интересно и комфортно изучать
окружающий их мир и чувствовать себя
защищенным от различного рода неприятностей.
В нашей группе был создан «Уголок безопасности»,
в
оснащении которого вошли специально
подобранные и разработанные дидактические
игры и пособия (дидактические игры: «Найди
игрушку Танюшке», «1,2,3, что может быть
опасным – найди», «Каждой вещи свое место»,
«Добрый – злой» и др.; многофункциональное
пособие «Безопасный дом»). Они способствовали
формированию и закреплению знаний об
источниках опасности, мерах предосторожности
и действиях в возможных опасных ситуациях.
При проведении дидактических игр, учитывая
индивидуальные особенности воспитанников,
продумывались варианты заданий таким
образом, чтобы их выполнение требовало
усилий мысли, воли, напряжения сил, ибо
без преодоления трудностей нет полноценного
развития.
Большое внимание уделяли не только укреплению
физического здоровья детей, но и их психологическому
благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны,
впечатлительны, внушаемы. Старались учитывать
эти особенности и формировать веру каждого
ребенка в свои силы и возможности, оптимистический
взгляд на все происходящее. Организуя
деятельность детей, заботились о том,
чтобы каждый ребенок эмоционально переживал
успешность обучения. Для этого использовали
специально созданные ситуации успеха,
например, положительно подкрепляли намерения
ребенка, авансируя успех (у тебя получится,
ты справишься); акцентируя на положительные
черты (ты такой внимательный). В общении
старались выступать как партнеры, которые
поощряют, взаимодействуют на равных,
но при этом много знают и умеют, всегда
придут на помощь. Формируя знания основ
безопасного поведения в быту у дошкольников
3-5-летнего возраста, использовали рекомендации
американского специалиста по детскому
развитию Пенелопы Лич о том, что детей
защитят положительные установки: «…
что они должны делать всегда, а не то,
что им, как правило, возбраняется».
Широкое использование произведений детской
художественной литературы. В младшем
возрасте предпочтение отдается русским-народным
сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят»,
«Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»
и др. В работе со сказками активно можно
использовать прием «переиначивания»
сюжета, для того, чтобы сказочные герои
воспользовались правилами безопасности,
для закрепления их детьми.
Словесные, театрализованные, сюжетные,
а также дидактические игры.
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые
в различные занятия и другие режимные
процессы.
Примеры из личного опыта и пример правильного
безопасного поведения окружающих взрослых.
Организация встреч с представителями
экстремальных и социальных служб (врачами,
медсестрами, милиционерами, пожарниками
и т.п.).
Показ детям последствий неправильного
поведения или обращения с каким-либо
предметом (животным, веществом и т.п.)
с помощью иллюстраций.
Осознавая, что круг проблем, связанных
с безопасностью ребенка, невозможно решить
только в рамках детского сада, старались
обеспечить преемственность в вопросах
воспитания безопасного поведения детей
между детским садом и семьей. Для формирования
заинтересованности родителей по проблеме
ОБЖ проводили следующие мероприятия:
Анкетирование.
Родительские собрания (круглый стол,
диспут, просмотр видеозаписи, организация
встреч со специалистами ДОУ и социальных
служб), с целью информации о совместной
работе и стимулирования их активного
участия в ней.
Организация выставки психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования
основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.
Опрос детей по теме безопасности для
оформления газет и для индивидуальных
бесед с родителями.
Оформление и проведение индивидуальных
и групповых консультаций.
Использовали прием «домашнее задание»,
для закрепления знаний, полученных в
детском саду по теме «Безопасное поведение
дома».
Сбор фотоматериалов по теме «Опасные
места и предметы быта».
Оформление рукописных книг.
Участие родителей воспитанников на занятиях,
развлечениях.
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности,
мы забываем о том, сколько неожиданных
опасностей подстерегает человека на
жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное
отношение к своему здоровью зачастую
приводят к трагедии. А ведь человек может
предотвратить беду, уберечь себя и своих
близких от опасности, если будет владеть
элементарными знаниями основ безопасности
жизнедеятельности. Знания эти формируются
в процессе воспитания, следовательно,
обучение детей обеспечению безопасности
их жизнедеятельности является актуальной
педагогической задачей.
Информация о работе Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ