Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Программа “Радуга” имеет специальный раздел “Правила личной безопасности”, в  котором учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и помощник, правила  поведения в природе, правила  пешехода, общение с незнакомыми  людьми, один дома. Вся работа предусматривается для детей с 6 лет и основана на усвоении причинно-следственных связей в познавательной деятельности, на занятиях, прогулках. Содержание усложняется, интерпретируется и расширяется.

Программа “Мы” предполагает обучение детей  поведению в природе и в  общении с животным и растительным миром, а также правилам поведения  рядом с водоемом и в воде, т.е. исключительно обучение правилам экологической  безопасности.

Комплексная программа развития ребенка “Истоки” в разделе “Физическое развитие”  предлагает формировать у детей  чувства осторожности (детей учат избегать опасных ситуаций, правильно  падать, оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении  с животными, дают знания и представления  об ядовитых растениях, опасных жидкостях, учат, как вести себя с незнакомыми  людьми). Авторы данной программы рассматривают  вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей с раннего  возраста. С младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка  описать показатели развития у детей  умений и навыков по теме “Безопасность” на каждом возрастном этапе.

Анализ  показал, что в данных программах предусмотрена содержательная сторона  представлений детей дошкольного  возраста о правилах безопасного  поведения, но предлагаемые знания и  умения не систематизированы. Кроме  того, основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте [11, c.43].

В 1997 году была опубликована Программа  Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.

Авторы  программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:

·   Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

·   Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

·   Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

·   Применение видеоматериалов;

·   Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Кроме того, в настоящее время существуют различные исследования в области  обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям  рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный  отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать  вывод о не правильном поведении  персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного  дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления [13, c.22].

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали  план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов  дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать  на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам  и взрослым.

Т.Храмцовой  разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения  в быту детей среднего дошкольного  возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

·   Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

·   Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

·   Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка  действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с  соблюдением мер предосторожности.

Анализ  литературы показывает, что большинство  исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые  оболочки занятий, игровые персонажи [8, c.20].

Изучение    "Основ  безопасности  жизнедеятельности" реализует   основные   положения   Конституции  Российской  Федерации, Федеральных  законов  "Об  образовании",  "О  безопасности", "О защите населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного  характера",  "О  пожарной безопасности", "О безопасности дорожного  движения",  "Об  экологической  безопасности",  "О борьбе с терроризмом",    "О    радиационной    безопасности   населения",   "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения", "О гражданской обороне",  "О  воинской  обязанности  и  военной  службе",  "О статусе военнослужащего",  "Об  альтернативной  гражданской  службе",  Основах законодательства  Российской  Федерации  об  охране  здоровья граждан, Концепции  национальной  безопасности  Российской  Федерации  и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими  задачами выступают:    

- вооружение  будущих  граждан психологическими и педагогическими знаниями  в  объеме,  обеспечивающем  понимание  ими  проблем  личной, общественной  и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;  

- развитие  бдительности, осмотрительности, разумной осторожности  и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во   внимание   различных  негативных  факторов  при  оценке  угроз  и опасностей и преодолении их трудностей;    

- повышение   уровня   своих   знаний  и  навыков  в  обеспечении безопасности  жизнедеятельности,  уверенности  в  успешном преодолении трудностей,  веры  в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;   

- формирование привычек, навыков,  умений, обеспечивающих успешные  действия  при  решении  вопросов  личной  и общественной безопасности, умение    систематизировать    знания    по    вопросам   безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни; 

- формирование  установок  на  совместные, согласованные действия при  попадании  в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование   правового,   нравственного,  эстетического, экономического   и   экологического   понимания   задач   безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции,  согласующихся  с  Декларацией  прав  человека  и  Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Цели  и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени  общего образования изложены в обязательных минимумах содержания     общего    образования    и    федеральном    компоненте государственного образовательного стандарта [6;13].

В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной,     природной    и    техногенной    сферах    организация образовательного  процесса  в  общеобразовательных  учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета "Основы  безопасности  жизнедеятельности" и его освоения обучающимися, что  может  быть  достигнуто  непрерывностью обучения на всех ступенях  образования.

Формирование  у  обучающихся  системных  знаний, умений и навыков обеспечивать   здоровье  и  безопасность,  оценивать  и  строить  свою жизнедеятельность  с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно   за   счет   вариативного  подхода  к  образованию  по  ОБЖ, адаптированного    к    специфике   образовательной   деятельности   и формирования содержания тематических направлений.

При  этом  более  детальному  изучению подлежат следующие тематические направления: 

- безопасность   в  бытовой  (городской)  среде  (безопасность  в населенном   пункте,   безопасное   участие   в   дорожном   движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

- пожарная  безопасность и правила поведения  при пожаре;

- безопасность  в  природной  среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

- безопасность  в  социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

- безопасность   в   чрезвычайных   ситуациях   (безопасность   в чрезвычайных    ситуациях   природного   характера,   безопасность   в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

- основы  здорового  образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека) [5;20].

Таким образом, проанализировав литературу  по теме работы мы отмечаем, что в современном обществе знание основ безопасности жизнедеятельности – одна из главных задач для формирование активного и защищенного человека, способно оценивать и изменять окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.    

1.2 Формирование основ безопасности  жизнедеятельности в условиях  ДОУ

 

Все категории работников ДОУ должны понимать смысл, значение и важность создания на своих местах безопасных условий в процессе труда и, главное, для охраны жизни и здоровья воспитанников. Если педагоги, специалисты имеют  какие-то представления о безопасности, то обслуживающий персонал, обычно он составляет 2/3 от общего количества работников, практически не владеет  этими знаниями или не придает должного внимания вопросам безопасности, если специально не обучать и не требовать. Педагогам, работникам, несущим ответственность за охрану здоровья и безопасность детей, обучающим детей к безопасному поведению, необходимы знания теоретических основ формирования безопасной жизнедеятельности.

С момента своего появления на Земле  человек постоянно сталкивается с необходимостью борьбы за жизнь, с  неблагоприятными условиями природы, со стихийными факторами, с непредсказуемостью даже ближайшего будущего.

Значительная  зависимость человека от природных  факторов и их непредсказуемость  предопределили стремление человека сделать  себя более защищенным, независимым  от превратностей природы, для чего он создал и изобрел все новые, облегчающие его жизнь, все более  благоприятные условия существования  и совершенные орудия производства. Это обеспечило ему комфортные для  поддержания жизнедеятельности  условия (одежду, жилище, мебель и другое) и позволило получать изделия  и продукты при меньших затратах мышечного туда. При этом запросы  человека постоянно росли, что требовало  расширения и интенсификации производства.  

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь  являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время  его работы, жизнедеятельности, требует  особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников [6;73].

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни  и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Обязанность по организации безопасных условий  труда, обучения, проверки знаний сотрудников  и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного учреждения.

Актуальность  и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:

· Объективной необходимостью более  раннего информирования ребенка  о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных  программ обучения детей основам  безопасности жизнедеятельности;

· Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения  в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у  дошкольников;

· Важностью целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ  и недостаточным практико-ориентированным  уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов;

Осмысление  противоречий позволило мне сформулировать проблему – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности  воспитанников и сотрудников  в ДОУ.

Информация о работе Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ