Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Выбор наиболее подходящей модели зависит  от общей организации педагогического  процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности  следует использовать разнообразные  формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так  и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные  процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной  надстройкой, ее следует естественно  и органично интегрировать в  целостный педагогический процесс[20, c.50].

Принцип преемственности взаимодействия с  ребенком в условиях дошкольного  учреждения и в семье. Основные разделы  программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать  активными участниками педагогического  процесса.

Создание  условий для ознакомления детей  с основами безопасности

Воспитательная  среда. Я создала в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу  душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

Пространственно - предметное окружение, построенное  на принципе истинной красоты. Я красиво расставила мебель в группе, создала пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре « Юные пожарные». Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать  познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия  по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба  «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок  дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей  важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Детей это очень интересует, они подолгу  стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской  мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется  возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально  или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к  проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся  материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них  такие жизненно важные качества, как  находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям [16, c.81].

Духовная  среда. Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к  другу, интереса всех к каждому и  каждого ко всем. Я старалась не создавать такие ситуации, где  были отрицательные эмоции. Заплаканный  ребенок не в состоянии что - либо воспринять и осознать. Я старалась  показать последствия неправильного  поведения или обращения с  каким-либо предметом. Вместо того чтобы  кричать: «Вы что! Прекратите немедленно!», - лучше сказать: «Положите, ножницы  на место! Драться из-за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!»  Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить  детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Средства  ознакомления детей с основами безопасности

Сама  социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его  ум и душу. Главное это показать детям социальный мир «изнутри»  и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника  событий, преобразователя. Не любой  объект социального мира является средством  воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и  определенного уровня развития и  при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального  окружения такого содержания, которое  несет в себе развивающий потенциал  и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Я  обращала внимание детей на «социальный  портрет» окружения, в котором находится  дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника); перечень улиц; указатель знаменательных дат, которые будут отмечаться городом; перечень событий которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе («Масленица», «День рождения», озеленение участка «Трудовичок»). Я продумывала, как используя реальную жизнь, можно познакомить детей с основами безопасности. Мы с детьми рисовали план-схему групповой комнаты, квартиры, где дети проживают. Отмечали опасные места красными кружочками. Дети вспоминали, какие социальные объекты окружают детский сад, их дом, дорога в детский сад, план микрорайона, различные лабиринты.

Предметы  рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока я сама не укажу на них, не создам условия для  действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно - для  данного ребенка - станет средством  познания мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Можно принести кофемолку и рассмотреть, как работает кофемолка, и увидев результат - мелко перемолотый кофе, подумать с помощью чего достигается результат. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. Чтобы проверить, поняли ли дети принцип работы кофемолки, можно предложить им для решения такую проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог. Где взять сахарную пудру, можно ли ее сделать самим? Из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания им принципа работы данного бытового прибора. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами) [7, c.24].

Художественная  литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические - С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

Музыка. Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку  любого возраста окунаться в музыкальный  мир, понимать его, наслаждаться, душевно  реагировать. В группе имеется проигрыватель. Дети имеют возможность слушать  сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.

Деятельность  как условие по ознакомлению детей  с основами безопасности

Деятельность  является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность  активно познавать окружающий его  мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его  вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение  и отражать это в поступках  и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность  быть самостоятельным в познании мира. «Попробуйте за ребенка сделать  какое- нибудь мало-мальское дело - он заплачет. Он хочет сам… И кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее», - В.М. Шукшин [7, c.25].

Все виды деятельности можно разделить  на две группы. К первой группе относятся  игра и изобразительная деятельность.

Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным  освоение, казалось бы, недосягаемой для  него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности  подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в  тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая  в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний  ребенка и заключена сила воспитательного  воздействия игры. Так как в  игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может  стать яркое, но отрицательное явление  или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое  построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а  также впечатлений, полученных через  слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет  с игрой. Р.И. Жуковская ввела в  дошкольную педагогику термин «игра- рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Кирилл Б. рисует пожарных в серых тонах. Он объясняет это так, что он когда-то обжог палец и ему было очень больно. От этого у Кирилла плохое настроение и он, таким образом, отображает это в рисунке. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Ко  второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку  приобщаться к миру людей в  реальном плане. Это предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная  деятельность. Заключает в себе возможность  познавать ближайшее окружение  с помощью всей группы сенсорных  чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет  в определенный период развития ребенка  его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности  в том, что мир управляем и  подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок  знакомится с правилами безопасного  обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос) [10, c.11].

Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает  освоение трудовой деятельности. Ребёнок  начинает подражать взрослым, делая  попытки подмести пол, постирать  кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство  уверенности. Уменьшается опасность  не выживания в отсутствии взрослых. Катя П. сама может отрезать кусочек  булки, намазать его маслом и сделать  себе чай. Во время труда развиваются  волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели (аккуратно и осторожно постирать  кукольное белье, при этом постараться  не проливать воду, так как можно  поскользнуться и упасть). И чем  раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее  будет смотреть на мир, так как  приобретет уверенность в своей  способности преодолевать трудности. На собственном опыте дети могут  усвоить, что лень и нерадивость  закрывают двери к тому, что  доступно трудолюбивому. Чтобы было интересно трудиться, труд надо одухотворить, одушевить. Например: надо нарезать бумажные салфетки к обеду - я разыграла  ситуацию, что придут в группу гости  и после приема пищи захотят вытереть руки салфетками, а у нас их нет и нам будет очень неприятно от этого. Так дети заинтересовались и стали принимать участие. Затем дети разыгрались и решили разложить их необычным способом в виде цветочка. Они этим очень гордились.

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение  взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения  с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для  своей «картины мира». В эту картину  мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает  за деятельностью, поступками, взаимоотношениями  людей, участвуя в них (тушит подожженные  листья, закрывает все краны с  водой, прежде чем уйти куда-то, тушение  зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и  грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Информация о работе Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ