Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 03:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Физической культуре"
1. Физическая
культура и спорт как
Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.
Физическое совершенство - это исторически обусловленное представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.
Физическое развитие - процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.
В самом содержании физической культуры можно с некоторой условностью выделить две основные стороны:
во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);
во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).
Наряду
со своей ролью в физическом совершенствовании
человека, физическая культура может
оказывать существенное влияние
и на его духовный мир - мир эмоций,
эстетических вкусов, этических и
мировоззренческих
2. Законодательство
о физической культуре и
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» состоит из семи глав и сорока трех статей и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года.
В первой главе настоящего закона изложены общие положения (цели и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта).
Глава II закона раскрывает систему физической культуры и спорта в РФ.
Глава
III посвящена физкультурно-
Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта.
Глава
V рассматривает права и
3. В физической культуре можно выделить две основные ценности:
- общественную (общенародную);
- личную (индивидуальную).
Основой общественной
группы ценностей является общий
уровень знаний о методах и
средствах развития и совершенствования
физического потенциала человека. Этот
общий научно-технологический
Вместе с
тем это знание тысячами нитей
связывает физическую культуру с
другими областями
Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком про-шлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.
Подобно тому,
как в фондах музыкальной культуры
и живописи хранятся шедевры выдающихся
старых и новых мастеров, в летописях
культуры физической хранятся шедевры
достижений совершенства движений, физической
деятельности человека. К сожалению,
до недавнего времени не удавалось
запечатлеть для потомства
Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в определенной мере оценивать уровень развития и качественные показатели физической культуры в том или ином обществе, тех или иных регионах.
Следующей ценностью
можно назвать уровень
Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, законах функционирования своего организма в процессе физической активности, двигательной деятельности и её социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.
Личный опыт
организации физической активности
как культурной ценности приобретается
в процессе занятий физическими
упражнениями в период обучения в
университете, на занятиях по физическому
воспитанию, спортивной подготовке при
участии в различных спортивно-
Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.
В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направ¬ленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познаватель¬ную, третьи - поведенческую активность.
4. Организм человека
как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся
Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.
Функциональная
система организма - это группа органов,
обеспечивающая согласованное протекание
в них процессов
Различают следующие
системы человеческого
Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)
Резистентность - способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.
Адаптация -
способность организма
Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.
Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.)
Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством ЦНС. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).
Гипоксия - кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.
Максимальное потребление кислорода (МПК) - наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функциональное состояние и степень тренированности организма.
Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию.
Организм человека развивается под влиянием наследственности, а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.
Целостность
организма обусловлена
Физиологическая
регуляция процессов, протекающих
в организме, весьма совершенна и
позволяет ему постоянно
Все органы
и системы человеческого
Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.
5. Пищеварением называется процесс физической и химической переработки пищи, в результате которого становится возможным всасывание питательных веществ из пищеварительного тракта, поступление их в кровь или в лимфу и усвоение организмом благодаря моторной, секреторной и всасывающей функциям пищеварительного аппарата. Систематически выполняемые физические нагрузки повышают обмен веществ и энергии, увеличивают потребность организма в питательных веществах, стимулируют выделение пищеварительных соков, активизируют перистальтику кишечника, повышают эффективность процессов пищеварения. Однако при напряженной мышечной деятельности могут развиваться тормозные процессы в пищеварительных центрах, уменьшающие кровоснабжение различных отделов желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез в связи с тем, что необходимо обеспечить кровью усиленно работающие мышцы. В то же время сам процесс активного переваривания обильной пищи в течение 2–3 ч после ее приема снижает эффективность мышечной деятельности, так как органы пищеварения в этой ситуации оказываются как бы более нуждающимися в усиленном кровоснабжении. Кроме того, наполненный желудок приподнимает диафрагму, тем самым затрудняя деятельность органов дыхания и кровообращения. Вот почему физиологическая закономерность требует принимать пищу за 2,5–3,5 ч до начала тренировки и через 30–60 мин. после нее.
Обмен веществ — это два взаимосвязанных противоположных процесса, протекающих одновременно, в результате которых происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция). В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов.