Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 03:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Физической культуре"

Файлы: 1 файл

ОтветыФизра.docx

— 106.42 Кб (Скачать файл)

4 Гиполейкимический шок (недостаток сахара в крови)

5 Солнечный и тепловой  удары

6 Острый меозит (боли в мышцах).

 

45. История развития проффесионально-прикладной физической культуры (ППФП) в обществе.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному  труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле, Джон Локк, Иоганн Песталоцци, Иоганн Густс-Мутс.

Именно  в этот период возникало и формировалось  самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве. На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.

В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления — специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

– к ускорению профессионального  обучения;

– к достижению высокопроизводительного  труда в избранной профессии;

– к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению  профессионального долголетия;

– к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные  задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

– формировать необходимые прикладные знания,

– осваивать прикладные умения и навыки;

– воспитывать прикладные психофизические  качества;

– воспитывать прикладные специальные  качества.

Подбор  средств ППФП должен производиться  с учетом  специфики учебного процесса и будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства  ППФП составляют:

– прикладные физические упражнения и  отдельные элементы различных видов  спорта;

– прикладные виды спорта;

– гигиенические факторы и оздоровительные  силы природы.

 

46.  Формирование  профессионально важных физических  качеств студентов ВУЗов.

Прикладные  физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

47. Формирование  профессионально важных психических  качеств студентов ВУЗов.

Прикладные  психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных  занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров, его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

48.  Методика  релаксации и психорегулирующей  (аутогенной) тренировки.

Сущность аутогенной тренировки Аутогенная тренировка (AT) - это метод  психогигиены, основанный на максимальном мышечном расслаблении (релаксации), сочетающийся с самовнушением 

AT - это система психологического  воздействия на самого себя. С  помощью специальных упражнений (фраз самовнушения), погружая себя  в состояние полудремы (аутогенное  погружение), человек может регулировать  свое эмоциональное состояние,  быстрее восстанавливать работоспособность  при физическом и нервном утомлении,  улучшать сон. Ученые рассматривают  AT как систему тренировки процессов  возбуждения и торможения, приводящую  к их уравновешиванию, а также  повышению адаптационных способностей  организма, улучшению функции  памяти, внимания, мышления.

Физические аспекты аутогенной тренировки:

- Выработка умения регулировать  тонус поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей и органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц.

- Приобретение навыка  ритмичного дыхания за счет  мысленной регуляции фаз вдоха  и выдоха.

- Овладение навыками медленного, поверхностного дыхания, а также  физического дифференцированного  ощущения частей своего тела  и органов. 

AT - это процесс самовнушения, основным методом которого является  слово, обращенное к самому  себе; слово, направленное на саморегуляцию непроизвольных функций организма. В тоже время известно, что двигательный аппарат человека регулируют почти половина клеток головного мозга. В силу этого при самовнушении для расслабления мускулатуры клетки мозга посылают в мышечную систему соответствующие импульсы. В качестве обратной связи от расслабленных мышц в мозг поступают слабые минимальные сигналы, что действует успокаивающе на человека. Методика аутогенной тренировки

Активное целенаправленное самовнушение - основная часть AT . Словесные  формы самовнушения должны быть индивидуализированы, произноситься повелительным тоном  от первого лица единственного числа  настоящего времени и без частицы <не>. Например, нужно внушать себе <я здоров> вместо <я не болен>; <я спокоен> вместо <я не волнуюсь> . Словесные формулы-фразы должны произноситься в определенной последовательности:

-   вначале произносятся  фразы, вызывающие общее спокойствие,  отдых, релаксацию;

-   затем - специальные  фразы или формулы, применяемые  для целенаправленного психотерапевтического  воздействия; 

- в конце - тонизирующие, мобилизующие формулы, направленные  на снятие расслабления.

 

48. Професионально-прикладной спорт.

Целостное применение прикладных видов спорта основано на отборе их по преимущественному влиянию на студентов. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определённых физических и психических  качеств. И если эти  качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

В связи с этим, для студентов  различных специальностей производится соответствующий отбор, например, для геодезистов – туризм, спортивное ориентирование; для летчиков – планерный, самолетный, парашютный спорт; для строителей – гимнастика, акробатика, альпинизм; для работников сельского хозяйства – лыжный спорт, спортивное ориентирование, силовые виды спорта; для инженеров, управляющих многопозиционными пультами дистанционного управления – длительный кроссовый бег,  плавание, лыжный спорт, баскетбол, борьба.

Например, для совершенствования координации движений рекомендуются акробатика, гимнастика, прыжки в воду, городки и др., т.е. виды, способствующие совершенствованию перцептивного анализатора, ориентировке в пространстве.

Для воспитания общей выносливости применяются  длительный кроссовый бег, лыжный спорт, плавание, туристские походы, гребля и  т.д.

Элементы  состязательности, сопряженные с  повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

 

49. Формы производственой гимнастики (краткая характеристика).

Производственная физическая культура - система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса. Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет следующие формы:

  • вводная гимнастика - комплекс специально подобранных физических упражнений систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности, с нее рекомендуется начинать рабочий день;
  • физкультурная пауза - проводится в начале периода снижения работоспособности; оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц;
  • физкультминутки общего или локального воздействия - применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более);
  • микропаузы активного отдыха - это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости. При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя или сидя), положение  туловища;

2) рабочие движения (быстрые или  медленные, однообразие или разнообразие);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств);

4) степень и характер усталости  по субъективным показателям  (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения в здоровье;

6) санитарно-гигиеническое состояние  места занятий.

 

 

 

 

50. Формы производственной  гимнастики (краткая характеристика).

Производ-ная физическая культура - система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса. Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет следующие формы:

  • вводная гимнастика - комплекс специально подобранных физических упражнений систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности, с нее рекомендуется начинать рабочий день;
  • физкультурная пауза - проводится в начале периода снижения работоспособности; оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц;
  • физкультминутки общего или локального воздействия - применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более);
  • микропаузы активного отдыха - это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости. При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя или сидя), положение  туловища;

2) рабочие движения (быстрые или  медленные, однообразие или разнообразие);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств);

4) степень и характер усталости  по субъективным показателям  (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения в здоровье;

6) санитарно-гигиеническое состояние  места занятий.


Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"