Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 03:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Физической культуре"
А) м-д целостного упр-ия – несложное двигат-ое действие, разучивается целиком
Б) м-д расчлененного упр-ия – сложное двигательное действие разбивается на части и разучивается по частям
В) м-д равномерного упр-ия – длительное время выполняется упр-ие с постоянной интенсивностью
Г) м-д повторного упр-ия – одинаковое упр-ие повторяется с дост-но большим интервалом отдыха
Д) м-д интервального упр-ия – многократное повторение одинаковых упражнений с малым интервалом отдыха
2) Игровой метод. Основу метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Метод не обязательно связан с каким-либо общепринятыми играми (баскетбол, хоккей и т.д.) Признаки метода: ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности, изменчивость условий ведения борьбы, высокие требования к творческой инициативе, отсутствие строгой регламентации в хар-ре движений, комплексное проявление разнообразных двигат-ых качеств.
3) Соревновательный метод. Его основу составляет стимулирование и активизация деят-ти занимающихся с установкой на победу или достижением макс-го рез-та. Основная определяющая черта метода – сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение. Это приводит к существенному изменению функционального состояния ч-ка – происходит настройка на новый, более высокий уровень и повышает эффект от ФУ.
4) Метод словесного и сенсорного воздействия. Его основу составляют широкое исп-ие слова и чувственной инф-ии (ставятся задачи, подводятся итоги, делаются замечания). Посредством сенсорных воздействий обеспечивается наглядность. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые и мышечные ощущения. Они реализуются в форме: показа самих упражнений, демонстрации наглядных пособий (видеозаписи, схемы, рисунки и т.д.).
18. Основы обучения движениям.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
- ознакомление, первоначальное разучивание движения;
- углубленное легализированное разучивание движения, формирование двигательного умения;
- формирование двигательного навыка.
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования (своеобразные формы управления движениями), которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием.
Умение выполнять двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения.
Двигательное умение характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит в навык. Ею главной отличительной чертой является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность. Следовательно, двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит, автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.
19. Средства и методы развития быстроты.
5 качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Быстрота – это комплекс св-в, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Быстрота характ-ся: временем двигат-ой реакции, временем одиночного движения и частотой одинаковых движений в единицу времени. Средства: спринтерские дистанции (100, 200м), спорт и подвижные игры. Методы: 1. многократного повторения скоростных упражнений (2 серии, серия=3-6 повторений) 2. Игровой – дает возможность комплексного развития скоростных качеств.
20. Средства и методы развития выносливости.
5 качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Выносливость – это способность организма длит-ое время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или способность организма противостоять утомлению. Различают общую и спец-ую выносливость. Общая – способность организма к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью. Специальная – способность выполнять специфич-кую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание).
Средства: циклические виды спорта (ходьба, бег, лыжи, от 30мин).
Методы:
1. равномерный
непрерывный – дает
2. переменный непрерывный – заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения
3. интервальный – дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба.
21. Средства и методы развития силы.
5 качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Сила –
это способность организма
Абсолютная – суммарная сила мышечных групп, участвующих в данном движении. Относительная – проявление абсолютной силы в пересчете на 1 кг веса ч-ка.
Средствами являются различные несложные силовые упр-ия, среди кот. выделяют: упражнения с внешним сопротивлением (упр с тяжестями, на тренажерах), упражнения с преодолением веса собственного тела (отжимания, подтягивания, прыжки), изометрические упражнения (упражнения статического характера).
Методы:
А) М-д максимальных усилий (нагрузка 90% от предельно возможной, вып-ся 5-6 серий, серия=1-3 повторениям, отдых м/д сериями – 4-8 мин).
Б) м-д повторных усилий (нагрузка до 70% от пред.возм, 3-6 серий, серия=до 12 повторений, отдых 2-4 мин)
В) м-д динамических усилий (нагр до 30%, 3-6 серий, серия=до 25 повтор., отдых 2-4 мин)
Г) Изометрический м-д. Напряжение отдельной мышечной группы и удерживание её в течении некоторогого времени.
22. Средства и методы развития гибкости.
5 качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Гибкость
– подвижность в суставах, позволяющая
выполнять разнообразные
Средства – повторные пружинящие движения, любые упражнения для всех частей тела с макс-ой амплитудой. Метод: многократного растягивания основан на св-вах мышц растягиваться после многократного повторения упр-ия. Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не д/б сильных болевых ощущений.
23. Средства и методы развития ловкости.
5 качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Ловкость – способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные з-чи.
Средства – гимнастич-кие, аэробатич-кие упр-ия, спорт.и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы: выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; усложнение условий выполнения обычных упражнений; изменение скорости и темпа движений; изменение пространственных границ выполнения упражнений. Методы: повторный и игровой.
24. Средства физического воспитания:
-физические упражнения;
-естественные силы природы ( закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации и т.п.;);
-гигиенические факторы (
Следует всегда помнить, что все средства физического воспитания должны использоваться комплексно. Только их комплексное использование может обеспечить разносторонние воздействие на организм и успешное решение всех задач физического воспитания.
25. Формы физического воспитания.
Сущ-ют урочные и неурочные формы ФВ.
Неурочные –
систематические и
Признаки урочной формы: проводятся под руководством педагога, коллектив занимающихся однороден, занятие проводится по расписанию и по разработанной программе.
Урок дел-ся на 3 части:
1) Подготовительная часть, ее задачи: 1 подготовка ЦНС к предстработе 2 подготовка двигат-го аппарата и мышц
2) Основная часть, задачи: 1 развитие волевых и физ-ких качеств 2 формир-ие жизненно необходимых навыков
3) Заключительная часть, задачи: 1 содействие быстрому восстановлению после работы, 2 подведение итогов работы на уроке.
Общая плотность
урока – отношение полезно
использованного времени к
Моторная плотность урока – отношение времени, затраченного непосредственно на вып-ие упражнений к общему времени (40-50%).
26. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий физической культурой.
Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес личности. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активные занятия физической культурой и спортом. К объективным факторам относятся: состояние материальной базы, содержание занятий и направленность учебного процесса по физвоспитанию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска. В зависимости от задач, которые ставит перед собой занимающийся, различные системы физических упражнений могут целенаправленно использоваться, например:
1. Для развития основных физических качеств:
- для развития силы
применяются упражнения с
- для развития быстроты движений используются различные упражнения с ускорением, спринтерские дистанции в легкой атлетике (100, 200 м), конькобежном спорте;
- для развития ловкости
большое значение имеет
- для развития гибкости
рекомендуется выполнять
- для развития выносливости используются все циклические виды спорта, нагрузка в которых продолжается от 6 минут до 30 минут и более. Например, спортивная ходьба, лыжные гонки, бег на средние и длинные дистанции, плавание и т.д.
2. Для освоения жизненно
необходимых навыков
3. Для воспитания
волевых качеств необходимо во
время занятий добиваться
4. На формирование
различных психофизических и
специальных прикладных
- устойчивость к низким
температурам вырабатывается
- устойчивость к гипоксии вырабатывается при занятиях циклическими видами спорта на средние и длинные дистанции;
- устойчивость к работе
на высоте вырабатывается при
занятиях спортивной
- устойчивость к длительной
концентрации внимания
- устойчивость к
27. Формы и содержание самостоятельных занятий физической культурой.
Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами. Существуют три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.