Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 03:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Физической культуре"
Закаливание является важной профилакт-ой мерой против простудных заболеваний. Наиболее лучший способ – воздушные и водные процедуры, к-ые укрепляют НС, оказывают благотв-ое влияние на сердце и сосуды, нормализуют арт.давление, улучшают обмен в-в. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36оС), постепенно переходя к прохладной, а затем к обливаниям. Основные принципы закаливания:
- системность
- непрерывность
- последовательность
Гигиенические основы ЗОЖ – личная гигиена (уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание и др. моменты повседн-го быта). Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа защищает тело от вредных воздействий и играет большую роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. В коже находится большое количество нервных окончаний. Кожа обеспечивает постоянной информацией организм обо всех действующих на тело раздражителях.
Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Кожные заболевания, загрязненность ослабляют ее деятельность, а это, понятно, неблагоприятно отражается на состоянии здоровья человека. Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Это надо делать на реже одного раза в 4 - 5 дней, после чего обязательно меняется нательное белье. Нельзя забывать о том, что находящиеся на руках микробы и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания, посуду. Особенно много микробов скапливается под ногтями. Поэтому надо не лениться каждый раз регулярно мыть руки. Уход за волосами, предусматривает своевременную стрижку и мытье их, предохранение от чрезмерного загрязнения во время производственных работ, спортивных занятий и активного отдыха. Правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет организм от всевозможных инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта. Уход за ногами заключается в их ежедневном мытье с мылом перед сном, использовании чистых носков, проветривании обуви.
Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Всякий живой организм в процессе жизне-деятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ "сжигается" (окисляется) в организме, в ре-зультате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной жизнедеятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекают созидательные процессы, связанные с формированием новых клеток, тканей. Для поддержания жизни необходимо, чтобы все эти траты организма полностью возмещались. Источниками такого возмещения являются вещества, поступающие с пищей.
Питание строится на следующих принципах:
1. Достижения
энергетического баланса (
2. Определения качественного состава пищи (правильное соотношение между основными пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и витаминами);
3. Ритмичность приема пищи.
13. Витамины. Роль витаминов в рациональном питании.
Витамины - катализаторы обменных процессов. Участвуют в обмене веществ и регулируют многие физиологические и биохимические процессы. Большинство витаминов не синтезируются организмом и доставляются ему с продуктами растительного и животного происхождения. Все витамины делятся на две группы: растворимые в жирах (А, Д, Е, К) и в воде (все остальные).
При недостатке витаминов в рационе может возникнуть состояние гиповитаминоза: ухудшается самочувствие, наступает быстрая утомляе-мость, падает работоспособность, снижаются защитные силы организма. При избыточном поступлении витаминов в организме развивается состояние гипервитаминоза.
Витамин С (аскорб-ая к-та) играет важную роль в окислительно-восстановит-ых реакциях. Повышает устойчивость к внешним факторам, понижает воспалительные процессы, участвует в кроветворении (шиповник, цитрусовые, зелень).
Витамин В1 (тиамин) – ЦНС, увеличивает работоспособность, играет важную роль в углеводном обмене (овсяная и гречневая крупы, грецкие орехи).
Витамин В2 (рибофлавин) – участвует в окислит-восстановит процессах, способствует росту и регенерации тканей, Оказывает нормализующее дейст-вие на зрительный анализатор. Содержится в телятине, говядине, молоке, жирном твороге.
Витамин РР (никотиновая к-та) обеспеч. процесс энергообраз-я, необходим для норм. функцион-ия ЦНС, пищеварит-х органов, печени, кожи. Сод-ся в мясе, злаках, овощах.
Витамин А (ретинол) – регулируют обменные процессы в эпителиальной ткани, стимулируют рост организма, принимают участие в обеспечении нормального зрения, укрепляют защитные силы организма. Содержится в продуктах животного происхождения, говяжей печени, слив.масле, яйца, сыр, морковь, шпинат, петрушка, сладкий перец).
14. Минеральные вещества и их роль в обмене веществ.
Минеральные вещества играют важную роль в питании человека. Они участвуют в пластических процессах, формировании и по-строении тканей организма, в синтезе белка, в различных ферментативных процессах, работе эндокринных желез, а также регулируют обмен веществ, кислотно-щелочное равновесие и водный обмен. Наибольшее значение среди них имеют макроэлементы: кальций, фосфор, натрий.
Кальций входит в состав опорных тканей, повышает защитные св-ва организма, оказывает существенное влияние на обмен веществ и работу сердечной мышцы, способствует повышению защитных сил организма, участвует в процессах свертывания крови и обладает противовоспалит-м действием. Суточная потребность – 800-1400 мг (молочные продукты).
Фосфор участвует в построении костной ткани, необходим для нормальной деят-ти ЦНС, участвует в процессе сокращения мышц, а также в биохимических процессах, протекающих в мозге, печени, почках и других органах. Суточная потребность – 250 мг (сыр, печень, горох, овсянка, гречка, пшеничный хлеб, жирный творог, говядине, свинине.)
Натрий поддерживает нормальное осмотическое давление в крови и тканевых жидкостях, обеспечивает кислотно-щелочное равновесие, регуляцию водного обмена и кровяного давления. Необходим для нормального функционирования нервной и мышечной систем. Активизирует пищеварительные ферменты (поваренной солью).
Микроэл-ты образуют группу минеральных веществ , которые находятся в пищевых продуктах в весьма малых дозах, входят в состав тканей и органов, участвуют во всех хим-ких процессах, удаляют продукты распада (железо, кольбат, йод, фтор, и др.).
Вода – один из основных факторов внешней среды. Без нее нельзя удовлетворить физиологические, санитарно-гигиенические и хозяйствен-ные потребности человека. Вода входит в состав тканей и органов челове-ка, участвует во всех физико-химических процессах в организме, удалении из организма конечных продуктов обмена, регуляции отдачи тепла телом путем испарения.
15. Умственная работоспособность
и утомление в учебно-
Прием и переработка инф-ии – умственный труд, требующий напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления и эмоц-ой сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности. Интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании псих-ких процессов. Интенсивность обменных процессов в мозге повышена. Он потребляет до 20% О2, поступающего во внутр среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг д/иметь стабильное кровоснабжение. При длит-ой умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из мозга, что вызывает гол.боль и снижает работоспособность. Умственная работоспособность зависит от состояния психофиз-ких качеств студента, таких как общая выносливость, эмоц-ая устойчивость, быстрота мыслит-ой деят-ти, способности к концентрации и устойчивости внимания.
Факторы, определяющие умственную работоспособность:
- состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;
- общая и специальная эрудиция;
- личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;
- уровень развития
высших психических функций:
- ведение здорового
образа жизни, соблюдение
- настроение, самочувствие, интерес к деятельности.
Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления). Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.
Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы (диспропорция м/д расходованием и восстановлением энергетических веществ). Это проявляется в снижении работоспособности, уменьш-ии силы и выносливости мышц, сниж-ии координации, падении V переработки инф-ии, затруднение процессов концентрации внимания.
Утомление проходит 3 фазы:
1 Начальное утомление,
2 Компенсированное утомление
(за счет подключения
3 Некомпенсированное (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли).
Физ.утомление возникает при физ.нагрузке. Это связано с изменением функцион-ой активности нервных центров и истощением функц-ых резервов в самой мышце.
Умственное утомление появл-ся при длит.и напряженной работе и связано с чрезмерным повышением деят-ти внешних органов чувств. Наступление УУ в отличие от ФУ не приводит к автоматическому прекращению работы, что может привести к разл степеням переутомл и нервн.сдвигам, т.к. эволюция пока не выработала реакций, предохран. реакцию ЦНС от перенапряжения. По данным ВОЗ за последние 70 лет кол-во неврозов увел.в 24 раза. После тяж.физ.труда утомл. – 3-4 дня, после умств.труда – 10-12 дней. Причины умственного утомления:
1 Загруженность интеллект.сферы
2 Нахождение длит-го времени в закрытых помещениях, огранич.движения
3 ощущение недостатка времени
4 Торопливая еда
5 Условия проживания
16. Методические
принципы физического
Методические
принципы – основополагающие методологические
закономерности педагогического процесса,
выражающие основные требования к построению,
содержанию и организации учебно-
1) Принцип сознательности и активности. Наибольшего успеха при занятии физич-ми упр-ми можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающегося. Преподаватель должен четко поставить цель занятий, объяснить не только что и как нужно выполнять, но и почему предлагается именно данное упражнение.
2) Принцип наглядности («лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать»). На практике принцип реализ-ся при помощи показа двигат-го действия преподавателем, демонстрация наглядных пособий и видеофильмов, звуковая и световая сигнализация.
3) Принцип доступности. Препод-ль должен исходить из учета особенностей занимающихся (пол, возраст, здоровье, уровень физ-кой подготовки) и посильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке, способной стимулировать эти процессы. Однако при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающихся. Вместе с тем принцип не означает, что ФУ и нагрузки д/б упрощенными и предельно элементарными.
4) Принцип систематичности подразумевает регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха. Эффект будет тогда, когда будет баланс. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха м/д занятиями не приводят к развитию тренированности, а слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха м/д занятиями могут привести к превышению адаптационных возможных организма и к состоянию перетренированности.
5) Принцип динамичности. В его основе лежат постоянные, но постепенные повышения требований к занимающимся. Это касается и физ-кой нагрузки и сложности двигательных действий. Только в этом случае м/б прогресс в развитии физ-ких качеств и совершенствовании техники движений.
Ответная реакция на стандартную нагрузку со стороны организма не остается неизменной. Под ее воздействием происходит адаптация, что позволяет организму выполнить ту же работу с меньшим напряжением.
17. Методы физического воспитания.
1) Метод строго регламентированного упражнения. Суть: разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, к-ые нельзя расчленить (напр, бросок по кольцу)