Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.
Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тобольская
государственная социально-
имени Д.И. Менделеева»
Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта
Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников
Допустить к защите
Зав. кафедрой________
Научный руководитель
____________________
Научный руководитель:
к.п.н., доцент, доцент кафедры
Рецензент:
Тобольск – 2013
Оглавление
Стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы развития
скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………....
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические
аспекты понятия «Скоростно-
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования……………………………
2.2. Организация исследования..................
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение
полученных данных……………………………….……………………………
Выводы .…………………………………………………………......…
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Среди различных
физических упражнений, способствующих
всестороннему физическому
Упражнения легкой атлетики доступны всем школьникам. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней. Они равномерно развивают основные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела. В процессе занятий легкой атлетикой стимулируется увеличение длины костей, а отсюда и рост учащихся [23].
Многие специалисты, рассматривая школьный возраст, выделяют его как период, в котором должен закладываться фундамент скоростно-силовых качеств при занятиях любым видом спорта: Аркин Е. А. [1], Валик Б. В. [8], Кузнецова З.И.[22]. Воспитание быстроты, силы, выносливости и составляет важнейшую задачу подготовки школьников. Между мышечной силой и быстротой движений существует тесная функциональная взаимосвязь. Соединение скорости с силой повышает мощность движений. Но, не смотря на то, что в детском и юношеском возрасте существует особо благоприятные предпосылки для развития скоростных и скоростно-силовых качеств, даже в передовых спортивных коллективах развитию их уделяют недостаточное внимание. Методы обучения в общеобразовательной школе все еще отстают от уходящей вперед спортивной практики [9]. Мало кто из школьников выполняет нормативы в технических видах легкой атлетики. И на этой основе, всё выше изложенное обуславливает актуальность теоретического и практического исследования и выбор темы выпускной работы: «Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников».
Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить
показатели и проследить
3. Экспериментально подтвердить улучшение техники в прыжках в длину и высоту при систематическом использовании прыжковых упражнений и подвижных игр, развивающих скоростно-силовые качества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика развития скоростно-силовых качеств может быть использована учителями физической культуры и студентами на учебной практике для улучшения техники прыжков у детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств
Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:
1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);
2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);
3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).
Физическое
развитие младших школьников отличается
от развития детей среднего и особенного
старшего школьного возраста. Остановимся
на анатомо-физиологических и
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12 лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста [48].
Однако
функция дыхания остается все
еще несовершенной: ввиду слабости
дыхательных мышц, дыхание у младшего
школьника относительно учащенное
и поверхностное; в выдыхаемом воздухе
2% углекислоты (против 4% у взрослого).
Иными словами, дыхательный аппарат
детей функционирует менее
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.
Сердце
младшего школьника лучше справляется
с работой, т.к. просвет артерий
в этом возрасте относительно более
широкий. Кровяное давление у детей
обычно несколько ниже, чем у взрослых.
К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст.,
к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной
напряженной мышечной работе сердечные
сокращения у детей значительно
учащаются, превышая, как правило, 200
ударов в минуту. После соревнований,
связанных с большим
Жизнедеятельность
организма, в том числе и мышечная
работа, обеспечивается обменом веществ.
В результате окислительных процессов
распадаются углеводы, жиры и белки,
возникает необходимая для
И отдача
тепла, и рост, и значительная мышечная
активность ребенка требует больших
затрат энергии. Для таких затрат
энергии необходима и большая
интенсивность окислительных
Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших школьников значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.
Мышцы в
младшем школьном возрасте еще слабы,
особенно мышцы спины, и не способны
длительно поддерживать тело в правильном
положении, что приводит к нарушению
осанки. Мышцы туловища очень слабо
фиксируют позвоночник в
Чаще
всего сила мышц правой стороны туловища
и правых конечностей в младшем
школьном возрасте оказывается больше,
чем сила левой стороны туловища
и левых конечностей. Полная симметричность
развития наблюдается довольно редко,
а у некоторых детей