Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

скоростно-силовые диплом.docx

— 242.76 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева»

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

Скоростно-силовые  качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших  школьников

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите                                            Выпускная квалификационная

Зав. кафедрой________                                  работа студента 51 группы ФФК

Научный руководитель                                   Праведного Анатолия Сергеевича

____________________

                        Научный руководитель:

 к.п.н., доцент, доцент кафедры

                                                                ТиМФВиС Семёнова Галина Ивановна

Рецензент:

                                                                        к.п.н., доцент кафедры ТиМФВиС

                                                                     Черкасов Владимир Валентинович       

 

 

Тобольск  – 2013

Оглавление

Стр.

Введение…………………………………………………………..............3

Глава 1 Теоретические основы  развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5

1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5

1.2. Теоретические и методические  аспекты понятия «Скоростно-силовые  качества»…………………………….……………………….………..12

1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16

1.4. Методика обучения прыжкам  у младших школьников………….21

Глава 2.Методика и организация  исследования……………………...33

2.1. Методы исследования…………………………………………….33

  2.2. Организация исследования......................................……………..35

Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37

 Выводы .…………………………………………………………......…..45

Список литературы………………………………………………………46

Приложения……………………………………………………………..50

 

Введение

 

Среди различных  физических упражнений, способствующих всестороннему физическому развитию, главенствующая роль принадлежит упражнениям  легкой атлетики. Постоянные занятия  видами легкой атлетики закаляют волю спортсменов и школьников, воспитывают  умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.

Упражнения  легкой атлетики  доступны всем школьникам. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней. Они равномерно развивают основные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела. В процессе занятий легкой атлетикой стимулируется увеличение длины костей, а отсюда и рост учащихся [23].

Многие  специалисты, рассматривая школьный возраст, выделяют его как период, в котором  должен закладываться фундамент  скоростно-силовых качеств при  занятиях любым видом спорта: Аркин  Е. А. [1], Валик Б. В. [8], Кузнецова З.И.[22]. Воспитание быстроты, силы, выносливости и составляет важнейшую задачу подготовки школьников. Между мышечной силой и быстротой движений существует тесная функциональная взаимосвязь. Соединение скорости с силой повышает мощность движений. Но, не смотря на то, что в детском и юношеском возрасте существует особо благоприятные предпосылки для развития скоростных и скоростно-силовых качеств, даже в передовых спортивных коллективах развитию их уделяют недостаточное внимание. Методы  обучения в общеобразовательной школе все еще  отстают от  уходящей вперед спортивной практики [9]. Мало кто из школьников выполняет нормативы в технических видах легкой атлетики. И на этой основе, всё выше изложенное обуславливает актуальность теоретического и практического исследования и выбор темы выпускной работы: «Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников».

Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств  на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.

Объектом исследования является  процесс физического воспитания  младших школьников.

Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.

Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.

Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить  показатели и проследить динамику  развития скоростно-силовых качеств  и техники прыжков у младших  школьников на период эксперимента.

3. Экспериментально подтвердить улучшение  техники в прыжках в длину и высоту при систематическом использовании прыжковых упражнений и подвижных игр, развивающих скоростно-силовые качества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика развития скоростно-силовых качеств может быть использована учителями физической культуры и студентами на учебной практике для улучшения техники прыжков у детей младшего школьного возраста.

 

Глава 1.  Теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств

 

    1. . Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические  и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического  воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В  каждом возрасте он отличается присущими  этому возрасту особенностями, которые  влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. Младшая  школьная (от 7 до 12 лет);

2. Средняя  школьная (от 12 до 16 лет);

3. Старшая  школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое  развитие младших школьников  отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся  на анатомо-физиологических и психологических  особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного  возраста. По некоторым показателям физическое развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг [1].

Заметно увеличивается окружность грудной  клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость  легких. Средние данные жизненной  емкости легких у мальчиков 7 лет  составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12 лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста [48].

Однако  функция дыхания остается все  еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное  и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат  детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха  их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей  или взрослых (около 4%). Задержка, а  также затруднение дыхания у  детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения  крови кислородом (гипоксемию). Поэтому, при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой детей младшего школьного возраста [34].

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию  уровня тканевого обмена веществ, в  том числе и газообмена. Другими  словами, кровь доставляет питательные  вещества и кислород ко всем клеточкам  нашего организма и принимает  в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма  человека. Вес сердца увеличивается  с возрастом в соответствии с  нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого  человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным  до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с  этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце  младшего школьника лучше справляется  с работой, т.к. просвет артерий  в этом возрасте относительно более  широкий. Кровяное давление у детей  обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные  сокращения у детей значительно  учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным  возбуждением, они учащаются еще  больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком  этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко  наблюдается аритмия, в связи  с различными внешними влияниями. Систематическая  тренировка обычно приводит к совершенствованию  функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности  детей младшего школьного возраста [34].

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов  распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций  организма энергия. Часть этой энергии  идет на синтез новых тканей растущего  организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших  затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая  интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Занятия физическими упражнениями и участие  в спортивных соревнованиях требуют  от младших школьников значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.

Мышцы в  младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению  осанки. Мышцы туловища очень слабо  фиксируют позвоночник в статических  позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью  внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное  положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать  искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще  всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем  школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой [48].

Информация о работе Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников