Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

скоростно-силовые диплом.docx

— 242.76 Кб (Скачать файл)

         2. Контрольные испытания (тестирование).

         3. Педагогический эксперимент.

         4. Педагогическое наблюдение.

         5. Методы математической статистики.

1. Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения накопленного опыта и результатов научных исследований по интересующей нас проблеме. Анализ литературных источников позволил конкретизировать цель, задачи, гипотезу, подобрать методы исследования. Было проанализировано 51 литературный источник.

2. Контрольные испытания (тестирование).

В ходе исследования использовались следующие тесты:

а) прыжок в длину с места;

б) прыжок в высоту с разбега;

в) прыжок в длину с разбега;

При их проведении соблюдались соответствующие требования:

1. Стандартная  разминка перед тестированием.

2. тестирование  проводилось одними и теми  же людьми;

3. схема  выполнения теста была неизменна  и оставалась постоянной от  тестирования к тестированию;

4. в ходе  тестирования  создавалась соревновательная  обстановка.

3. Педагогический эксперимент заключался в том, что в экспериментальной группе применялись разнообразные прыжковые комплексы для развития скоростно-силовых качеств и успешного освоения техники в прыжках у младших школьников, а в контрольной группе по общепринятой.   

4. Педагогическое наблюдение осуществлялось за техникой выполнения прыжков длину с места, в длину  и в высоту с разбега. При этом использовалось метод экспертных оценок. Экспертами были учителя физкультуры и автор ВКР (3 человека).

Оценка  велась по пятибалльной шкале. За грубые ошибки в технике прыжков снималось  от 0,5 до 1 бала, за средние ошибки от 0,2 до 0,4 бала и за меньшие ошибки от 0,1 до 0,2 баллов.

5. Методы математической статистики. Цифровые данные, получаемые в ходе исследования, обрабатывались методами математической статистики, изложенными в соответствующих руководствах.

При этом вычислялись следующие статистические показатели:

  • среднее арифметическое ( );
  • среднеквадратическое отклонение (σ);
  • ошибка средней величины (mx);
  • коэффициент вариации (V);
  • достоверность различий (t).

Средняя арифметическая отражает наиболее характерные  свойства изучаемых явлений. Она  определяется путем деления суммы  отдельных показателей на их количество (n):

.

 

Среднеквадратичное отклонение вычисляется  по формуле:

.

Ошибка  средней величины находится по формуле:

.

Для сравнения  изменчивости признаков применяют  коэффициент вариации, который вычисляется  по формуле:

.

Достоверность различий показателей определяется по формуле:

.

Затем полученное t сравнивается с tst табличным. Если t > tst, то различия считаются достоверными. При этом в спортивной практике достаточным является 5% уровень значимости (Р0 =0,05).

 

2.2 Организация исследования

 

Исследования проводились на базе МОУ СОШ №5 г. Тобольска, совместно  с учителем физической культуры в  период с 11.09.12 г. по 16.04.13 г. На протяжении этого времени в эксперименте участвовали 20 учеников 10-11 лет (4 «а»  и 4 «в» классов).

Были  сформированы две группы, в каждой по 10 человек (мальчиков). В экспериментальную группу вошли мальчики 4 «в» класса, а в контрольную группу мальчики 4 «а» класса.

Исследования осуществлялось в 3 этапа.

1.Подготовительный этап: обзор и анализ учебно-методической литературы по теме, подготовка комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств и обучению технике. 

2.Констатирующий этап: определение исходного уровня скоростно-силовых способностей у младших школьников. Была проведена оценка техники методом экспертных оценок (сентябрь 2012 г.).

3.Контрольный этап: (апрель 2012 г.) – контрольная диагностика и сравнительный анализ результатов, обоснование выводов исследования и оформление выпускной квалификационной работы.

Тестирование  в ходе эксперимента проходило дважды. Исходное тестирование проводилось в сентябре 2012 года, итоговое тестирование было проведено в апреле 2013 года.

 

Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных

В сентябре 2012 провели констатирующий  этап эксперимента, в 4 «а» классе и 4 «в»  классе методом тестирования по следующим  критериям:

а) прыжок в длину с места;

  б)  прыжок в высоту с разбега;

 в)  прыжок в длину с разбега;

Тестирование  проводилось для  учащихся обеих  классов в один день, в одном  спортзале (в школе 2 спортзала) на уроке  физкультуры. Перед выполнением  контрольных упражнений  с детьми  провели  стандартную разминку. Каждому  ученику давалось по 3 попытки  на прыжках в длину и, при необходимости, по 3 попытки на каждой высоте.

 В таблице 1 отражены результаты контрольных тестов на констатирующем этапе у учащихся каждого класса.

Таблица 1

Результаты тестирования скоростно-силовых способностей в 4 «а» и 4 «в» на констатирующем этапе

 

Статистические

показатели

Контрольные упражнения

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок в высоту с разбега (см)

Прыжок в длину с разбега (см)

4 «а» 

4 «в»

4 «а» 

4 «в»

4 «а» 

4 «в»

162

161

76,5

75

304

301

σ

9,2

8,2

6,4

6,1

7.4

6,7

mx

5,09

2,6

2,38

2,06

2,3

2,1

V

8,1

5,09

9,6

8,5

9,15

7,52

t

0,18

0,33

0,09

Р

>0,05

>0,05

>0,05




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из полученных данных видно, что во всех контрольных упражнениях результаты 4 «а» класса  выше результатов 4 «в» класса, хотя и не на много: в прыжках в длину с места на 1,4 см., в прыжках в высоту на 1,5 см., в длину с разбега на 3 см. Однако все различия  не достоверны (p > 0,05) и ими можно пренебречь.

 

Сравнительный анализ результатов  в прыжках графически отображен  на рисунках 2, 3, 4.

Рис. 2. Результаты прыжка в длину с места на констатирующем этапе

В  прыжках в длину с места средний результат 4 «а» класса превышает результат 4 «в» класса на 1 см.

Рис. 3. Результаты прыжка в высоту с разбега на констатирующем этапе

Отставание в прыжках  в высоту  учеников 4 «в» класса  от результатов учеников 4 «а» класса  довольно не значительное – 1,5 см.

 

Рис. 4. Результаты прыжка в длину с разбега на констатирующем этапе

В прыжках  в длину с разбега средний  результат 4 «а» класса превышает  результат 4 «в» класса на 3 см.

Проанализировав результаты контрольных упражнений на констатирующем этапе, приходим к  мнению, что в эксперимент следует  включить учеников 4 «в» класса и  в дальнейшем именовать их экспериментальной  группой, следовательно, учеников 4 «а»  класса – контрольной группой.  В ЭГ. применялась методика с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств, прыжковые упражнения, игры скоростно-силового характера, в КГ применялась стандартная  методика.

 Современная  подготовка школьников должна  с первых дней учебного года  строится на материале специальных упражнений, создающих физические, психические, технические предпосылки для успешного  освоения умений и навыков на учебных занятиях. Составленные нами комплексы прыжковых упражнений, подводящих упражнений по освоению техники фазы полёта в прыжках, особенно в прыжках в высоту, были распределены по учебным неделям таким образом, чтобы ученики освоили их на 2-х уроках физкультуры и закрепляли ежедневно в форме домашних заданий, которые давались ученикам с учетом условий, в которых проживал ученик (прил. 1, 2, 3)

На уроке физической культуры не зависимо от основных задач или они совпадали с нашими задачами, специальные комплексы выполнялись в конце основной или в заключительной части урока, часть упражнений – в подготовительной части от 3-4 до 5-10 минут.

Систематически, последовательно осваивая комплексы прыжковых и технических упражнений (а часто это происходило в соревновательно-игровой форме, что делало урок эмоциональным) мы подвели учащихся экспериментальной группы к контрольному этапу, где должны были проверить эффективность экспериментальных средств и методов по развитию скоростно-силовых способностей.

В апреле 2013 года было проведено контрольное тестирование обеих групп. Результаты прыжковых тестов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования скоростно-силовых способностей ЭГ и КГ на контрольном этапе.

 

Статистические

показатели

Контрольные упражнения

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок в высоту с разбега (см)

Прыжок в длину с разбега (см)

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

169

163

87

84,5

312

307

σ

10,2

8,7

7,4

7,01

13,0

12,5

mx

3,2

2,7

2,3

2,1

4,1

3,9

V

6,03

5,3

8,5

8,2

4,2

4,07

t

1,01

1,76

1,6

Р

<0,05

<0,05

<0,05




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно  из полученных данных, результаты во всех контрольных упражнениях заметно улучшились. Тенденция, выразившаяся в  приросте результатов в ЭГ.

В ЭГ  по сравнению с предыдущим тестированием   средние показатели «прыжках в длину с места» улучшились -  на 8 см., в «прыжках в высоту» на 12 см., в «прыжка в длину с разбега» на 11 см.  В КГ изменения менее выражены. В среднем на 1 см прирост результатов в «прыжках в длину с места», на 8 см. в «прыжках в высоту» , на 3 см., в «прыжка в длину с разбега».

Наглядно  динамика результатов тестирования скоростно - силовых способностей представлены на рисунках 5-7. Анализ динамики развития скоростно - силовых способностей в течение исследования показывает, что как в экспериментальной группе и контрольной группе результаты улучшались. При этом видно что существенные улучшения результатов происходили экспериментальной группе.

 

Рис.5. Динамика результатов теста «Прыжок в длину с места» в экспериментальной и контрольной группе

Из данного  рисунка 5 видна динамика показателей результатов в экспериментальной группе. В тесте «Прыжок в длину с места», прирост за время исследования в среднем составил 8 сантиметров.  В контрольной  группе средние показатели улучшились на 1 сантиметр.

 

Рис.6. Динамика результатов теста «Прыжок в высоту с разбега» в экспериментальной и контрольной группе

Из данного  рисунка 6 видна динамика показателей результатов в экспериментальной группе. В тесте «Прыжок в высоту с разбега», прирост за время исследования в среднем составил 12 сантиметров.  В контрольной  группе средние показатели улучшились на 8 сантиметров.

 

Рис.7. Динамика результатов теста «Прыжок в длину с разбега» в экспериментальной и контрольной группе

 

Из данного  рисунка 7 видна динамика показателей результатов в экспериментальной группе. В тесте «Прыжок в длину с разбега», прирост за время исследования в среднем составил 11 сантиметров.  В контрольной  группе средние показатели улучшились на 3 сантиметра.

По технике прыжка в  высоту провели тестирование. Результаты технического тестирования отображены в таблице 3

Таблица 3

Результаты оценки техники  прыжка в высоту способом «перешагивание» на констатирующем и контрольном этапе у учащихся экспериментальной и контрольной группы

 

Статистические

показатели

Контрольное упражнение

Прыжок в высоту с разбега (см)

ЭГ

КГ

Констатирующий этап

3

3,3

Контрольный этап

4,7

4,1

Прирост

1,7

0,8

Информация о работе Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников