Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.
Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………
2. Контрольные испытания (тестирование).
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Методы математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения накопленного опыта и результатов научных исследований по интересующей нас проблеме. Анализ литературных источников позволил конкретизировать цель, задачи, гипотезу, подобрать методы исследования. Было проанализировано 51 литературный источник.
2. Контрольные испытания (тестирование).
В ходе исследования использовались следующие тесты:
а) прыжок в длину с места;
б) прыжок в высоту с разбега;
в) прыжок в длину с разбега;
При их проведении
соблюдались соответствующие
1. Стандартная разминка перед тестированием.
2. тестирование проводилось одними и теми же людьми;
3. схема
выполнения теста была
4. в ходе тестирования создавалась соревновательная обстановка.
3. Педагогический эксперимент заключался в том, что в экспериментальной группе применялись разнообразные прыжковые комплексы для развития скоростно-силовых качеств и успешного освоения техники в прыжках у младших школьников, а в контрольной группе по общепринятой.
4. Педагогическое наблюдение осуществлялось за техникой выполнения прыжков длину с места, в длину и в высоту с разбега. При этом использовалось метод экспертных оценок. Экспертами были учителя физкультуры и автор ВКР (3 человека).
Оценка велась по пятибалльной шкале. За грубые ошибки в технике прыжков снималось от 0,5 до 1 бала, за средние ошибки от 0,2 до 0,4 бала и за меньшие ошибки от 0,1 до 0,2 баллов.
5. Методы математической статистики. Цифровые данные, получаемые в ходе исследования, обрабатывались методами математической статистики, изложенными в соответствующих руководствах.
При
этом вычислялись следующие
Средняя арифметическая отражает наиболее характерные свойства изучаемых явлений. Она определяется путем деления суммы отдельных показателей на их количество (n):
Среднеквадратичное отклонение вычисляется по формуле:
Ошибка средней величины находится по формуле:
Для сравнения изменчивости признаков применяют коэффициент вариации, который вычисляется по формуле:
Достоверность различий показателей определяется по формуле:
Затем полученное t сравнивается с tst табличным. Если t > tst, то различия считаются достоверными. При этом в спортивной практике достаточным является 5% уровень значимости (Р0 =0,05).
2.2 Организация исследования
Исследования проводились на базе МОУ СОШ №5 г. Тобольска, совместно с учителем физической культуры в период с 11.09.12 г. по 16.04.13 г. На протяжении этого времени в эксперименте участвовали 20 учеников 10-11 лет (4 «а» и 4 «в» классов).
Были сформированы две группы, в каждой по 10 человек (мальчиков). В экспериментальную группу вошли мальчики 4 «в» класса, а в контрольную группу мальчики 4 «а» класса.
Исследования осуществлялось в 3 этапа.
1.Подготовительный этап: обзор и анализ учебно-методической литературы по теме, подготовка комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств и обучению технике.
2.Констатирующий этап: определение исходного уровня скоростно-силовых способностей у младших школьников. Была проведена оценка техники методом экспертных оценок (сентябрь 2012 г.).
3.Контрольный этап: (апрель 2012 г.) – контрольная диагностика и сравнительный анализ результатов, обоснование выводов исследования и оформление выпускной квалификационной работы.
Тестирование в ходе эксперимента проходило дважды. Исходное тестирование проводилось в сентябре 2012 года, итоговое тестирование было проведено в апреле 2013 года.
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных
В сентябре 2012 провели констатирующий этап эксперимента, в 4 «а» классе и 4 «в» классе методом тестирования по следующим критериям:
а) прыжок в длину с места;
б) прыжок в высоту с разбега;
в) прыжок в длину с разбега;
Тестирование проводилось для учащихся обеих классов в один день, в одном спортзале (в школе 2 спортзала) на уроке физкультуры. Перед выполнением контрольных упражнений с детьми провели стандартную разминку. Каждому ученику давалось по 3 попытки на прыжках в длину и, при необходимости, по 3 попытки на каждой высоте.
В таблице 1 отражены результаты контрольных тестов на констатирующем этапе у учащихся каждого класса.
Таблица 1
Результаты тестирования скоростно-силовых способностей в 4 «а» и 4 «в» на констатирующем этапе
Статистические показатели |
Контрольные упражнения | |||||
Прыжок в длину с места (см) |
Прыжок в высоту с разбега (см) |
Прыжок в длину с разбега (см) | ||||
4 «а» |
4 «в» |
4 «а» |
4 «в» |
4 «а» |
4 «в» | |
162 |
161 |
76,5 |
75 |
304 |
301 | |
σ |
9,2 |
8,2 |
6,4 |
6,1 |
7.4 |
6,7 |
mx |
5,09 |
2,6 |
2,38 |
2,06 |
2,3 |
2,1 |
V |
8,1 |
5,09 |
9,6 |
8,5 |
9,15 |
7,52 |
t |
0,18 |
0,33 |
0,09 | |||
Р |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Из полученных данных видно, что во всех контрольных упражнениях результаты 4 «а» класса выше результатов 4 «в» класса, хотя и не на много: в прыжках в длину с места на 1,4 см., в прыжках в высоту на 1,5 см., в длину с разбега на 3 см. Однако все различия не достоверны (p > 0,05) и ими можно пренебречь.
Сравнительный анализ результатов в прыжках графически отображен на рисунках 2, 3, 4.
Рис. 2. Результаты прыжка в длину с места на констатирующем этапе
В прыжках в длину с места средний результат 4 «а» класса превышает результат 4 «в» класса на 1 см.
Рис. 3. Результаты прыжка в высоту с разбега на констатирующем этапе
Отставание в прыжках в высоту учеников 4 «в» класса от результатов учеников 4 «а» класса довольно не значительное – 1,5 см.
Рис. 4. Результаты прыжка в длину с разбега на констатирующем этапе
В прыжках в длину с разбега средний результат 4 «а» класса превышает результат 4 «в» класса на 3 см.
Проанализировав результаты контрольных упражнений на констатирующем этапе, приходим к мнению, что в эксперимент следует включить учеников 4 «в» класса и в дальнейшем именовать их экспериментальной группой, следовательно, учеников 4 «а» класса – контрольной группой. В ЭГ. применялась методика с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств, прыжковые упражнения, игры скоростно-силового характера, в КГ применялась стандартная методика.
Современная подготовка школьников должна с первых дней учебного года строится на материале специальных упражнений, создающих физические, психические, технические предпосылки для успешного освоения умений и навыков на учебных занятиях. Составленные нами комплексы прыжковых упражнений, подводящих упражнений по освоению техники фазы полёта в прыжках, особенно в прыжках в высоту, были распределены по учебным неделям таким образом, чтобы ученики освоили их на 2-х уроках физкультуры и закрепляли ежедневно в форме домашних заданий, которые давались ученикам с учетом условий, в которых проживал ученик (прил. 1, 2, 3)
На уроке физической культуры не зависимо от основных задач или они совпадали с нашими задачами, специальные комплексы выполнялись в конце основной или в заключительной части урока, часть упражнений – в подготовительной части от 3-4 до 5-10 минут.
Систематически, последовательно осваивая комплексы прыжковых и технических упражнений (а часто это происходило в соревновательно-игровой форме, что делало урок эмоциональным) мы подвели учащихся экспериментальной группы к контрольному этапу, где должны были проверить эффективность экспериментальных средств и методов по развитию скоростно-силовых способностей.
В апреле 2013 года было проведено контрольное тестирование обеих групп. Результаты прыжковых тестов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты тестирования скоростно-силовых способностей ЭГ и КГ на контрольном этапе.
Статистические показатели |
Контрольные упражнения | |||||
Прыжок в длину с места (см) |
Прыжок в высоту с разбега (см) |
Прыжок в длину с разбега (см) | ||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | |
169 |
163 |
87 |
84,5 |
312 |
307 | |
σ |
10,2 |
8,7 |
7,4 |
7,01 |
13,0 |
12,5 |
mx |
3,2 |
2,7 |
2,3 |
2,1 |
4,1 |
3,9 |
V |
6,03 |
5,3 |
8,5 |
8,2 |
4,2 |
4,07 |
t |
1,01 |
1,76 |
1,6 | |||
Р |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
Как видно из полученных данных, результаты во всех контрольных упражнениях заметно улучшились. Тенденция, выразившаяся в приросте результатов в ЭГ.
В ЭГ по сравнению с предыдущим тестированием средние показатели «прыжках в длину с места» улучшились - на 8 см., в «прыжках в высоту» на 12 см., в «прыжка в длину с разбега» на 11 см. В КГ изменения менее выражены. В среднем на 1 см прирост результатов в «прыжках в длину с места», на 8 см. в «прыжках в высоту» , на 3 см., в «прыжка в длину с разбега».
Наглядно динамика результатов тестирования скоростно - силовых способностей представлены на рисунках 5-7. Анализ динамики развития скоростно - силовых способностей в течение исследования показывает, что как в экспериментальной группе и контрольной группе результаты улучшались. При этом видно что существенные улучшения результатов происходили экспериментальной группе.
Рис.5. Динамика результатов теста «Прыжок в длину с места» в экспериментальной и контрольной группе
Из данного рисунка 5 видна динамика показателей результатов в экспериментальной группе. В тесте «Прыжок в длину с места», прирост за время исследования в среднем составил 8 сантиметров. В контрольной группе средние показатели улучшились на 1 сантиметр.
Рис.6. Динамика результатов теста «Прыжок в высоту с разбега» в экспериментальной и контрольной группе
Из данного рисунка 6 видна динамика показателей результатов в экспериментальной группе. В тесте «Прыжок в высоту с разбега», прирост за время исследования в среднем составил 12 сантиметров. В контрольной группе средние показатели улучшились на 8 сантиметров.
Рис.7. Динамика результатов теста «Прыжок в длину с разбега» в экспериментальной и контрольной группе
Из данного рисунка 7 видна динамика показателей результатов в экспериментальной группе. В тесте «Прыжок в длину с разбега», прирост за время исследования в среднем составил 11 сантиметров. В контрольной группе средние показатели улучшились на 3 сантиметра.
По технике прыжка в высоту провели тестирование. Результаты технического тестирования отображены в таблице 3
Таблица 3
Результаты оценки техники прыжка в высоту способом «перешагивание» на констатирующем и контрольном этапе у учащихся экспериментальной и контрольной группы
Статистические показатели |
Контрольное упражнение | |
Прыжок в высоту с разбега (см) | ||
ЭГ |
КГ | |
Констатирующий этап |
3 |
3,3 |
Контрольный этап |
4,7 |
4,1 |
Прирост |
1,7 |
0,8 |