Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

скоростно-силовые диплом.docx

— 242.76 Кб (Скачать файл)

После овладения  правильным отталкиванием в облегченных  условиях можно переходить к решению следующей задачи овладению скоростью разбега в сочетании с четким и правильным отталкиванием. Для овладения техникой отталкивания при повышающейся скорости разбега длину разбега следует увеличивать постепенно, прибавляя по два беговых шага и доводя длину разбега до полной, чтобы прыгуны усвоили свободный ускоренный шаг без излишнего напряжения, с переходом к отталкиванию без снижения скорости. С целью выработки точного попадания на брусок для отталкивания необходимо добиваться стабильности шагов при разбеге. Непосредственная отработка точного попадания достигается путем применения бега по отметкам. При этом длина первого шага равна четырем стопам, длина каждого последующего шага увеличивается на полстопы  и так до семи стоп. Разбег следует начинать всегда с одной и той же ноги, уделяя основное внимание овладению быстротой и силой отталкивания в сочетании с быстрым разбегом.

Весьма  полезным упражнением служат прыжки с дорожки, имеющей уклон в 3-6° по направлению к яме для приземления, что дает возможность сосредоточить внимание занимающихся на выполнении отталкивания при большой скорости разбега.

Основными типичными ошибками в технике  разбега являются: бег «сидя» или бег с сильным наклоном туловища вперед, что вызывает отведение таза назад. Это снижает качество отталкивания, приводит, как правило, к недостаточному выталкиванию туловища, малому вынесению ног вперед и излишней напряженности всех мышц.

В процессе овладения техникой быстрого и ритмичного разбега необходимо добиваться постоянства  количества и длины шагов разбега  без замедления скорости бега перед  отталкиванием и без чрезмерного  уменьшения или увеличения длины  последних шагов. В связи с  этим в процессе занятий особенно целесообразно использовать контрольные отметки на дорожке разбега, а также практиковать бег с высокого старта на беговой дорожке стадиона с постепенным наращиванием скорости (на дистанции до 30 м), начиная разбег всегда с одной и той же ноги с учетом определенного количества шагов, а иногда с отталкиванием толчковой ногой в конце ускорения. При этом важно помнить, что скорость разбега на последних шагах перед толчком должна быть оптимальной (наиболее подходящей) для данного ученика, т.е. такой, на которой он сумеет произвести полноценной отталкивание, а следовательно, достигнуть наибольшей длины прыжка [13].

Немалую роль в достижении хороших результатов  играет правильное приземление ученика. Усвоению и совершенствованию этого элемента в технической подготовке необходимо также уделить значительное внимание. Под правильным приземлением следует понимать такое окончание полета, при котором ученик коснулся земли ногами возможно дальше впереди проекции центра тяжести тела, но без потери равновесия и падения назад; скорость полета при этом гасится без резких сотрясений и толчков.

Необходимо  обращать внимание занимающихся только на мягкое и глубокое приземление  в яме с песком. По мере овладения  этим элементом следует постепенно усложнять задание. Предлагается выполнить следующие упражнения:

а) прыжки в положении «шага» с выносом  ног вперед перед приземлением;

б) прыжки с приземлением за линию, намеченную в яме у места приземления;

в) прыжки через препятствие (резиновый жгут) высотой 10-20 см, расположенное перед местом приземления [15].

Основной  и наиболее часто встречающейся ошибкой при приземлении является раннее опускание ног, в результате чего траектория полета используется неполноценно. Более редкой ошибкой бывает приземление на почти выпрямленные ноги (жесткое приземление) вследствие чрезмерного напряжения мышц ног.

Различают три основных способа приземления. Первый способ наиболее распространенный - через глубокое приседание. Второй  с применением прогиба из глубокого приседа с перекатом через носки ног, осуществляемый путем активного выведения таза вперед. Весьма выгодным считается третий способ - приземление с применением броска вперед в сторону.

По мере овладения техникой разбега, отталкивания, приземления следует приступить к овладению движениями в полете, т.е. основными способами прыжка в длину с разбега. От качества и совершенной техники полета зависит длина прыжка. В зависимости от характера движений, проводимых учеником в полете, принято выделять следующие основные способы прыжков в длину с разбега из них в начальном классе способом «согнув ноги», В прыжке способом «согнув ноги» туловище прыгуна занимает почти вертикальное положение, ноги согнуты, руки вытянуты вперед и несколько вверх или вниз. Основная задача приведенного выше способа сохранить равновесие тела в полете и обеспечить более выгодные условия приземления.

Характер  выполнения отталкивания влияет на движения в полете. При правильном отталкивании будет создаваться только поступательное движение и не будет возникать  никаких вращательных движений тела прыгуна. В этих условиях легче сохранить равновесие в полете и обеспечить наиболее выгодные условия для приземления. При неправильном отталкивании возникают различные вращения прыгуна в полете. В этих условиях ему необходимо выполнять движения, способствующие сохранению равновесия и обеспечению более полноценного использования траектории полета.

Как известно из законов механики, никакими движениями в полете нельзя повлиять на траекторию полета прыгуна, поэтому выбор способа прыжка в длину с разбега не может быть решающим фактором для достижения спортивного результата. Вместе с тем для сохранения равновесия в полете необходимо уделять должное внимание выбору и овладению наиболее эффективными движениями (способами) в полете. Это необходимо потому, что качество приземления, от которого зависит результат, определяется движениями прыгуна в полете.

Изучение  способов прыжка следует начинать с  отталкивания от грунта, и только при выполнении прыжков с полного разбега следует отталкиваться от бруска. При этом нужно соблюдать правило «от простого к сложному». Поэтому вначале рекомендуется изучение простейшего способа прыжка - «согнув ноги». Начиная обучение, занимающимся следует дать прежде всего несколько пробных прыжков с неполного разбега, во время которых выявляется степень владения этим способом.

Затем проводится серия прыжков с целью воспроизведения  правильного отталкивания путем  повторных прыжков в положении  «шага» в полете, с приземлением на маховую ногу, четко обозначая положение «шага» в полете (через препятствия и без него) с разбега, равного 11-15 беговым шагам. После этого следует приступить к овладению группировкой, т.е. сгибанием ног после полета в «шаге» (разбег 11-15 беговых шагов). После овладения полетом в «шаге» и группировкой необходимо уделить много внимания вынесению ног вперед перед приземлением.

Далее последует  выполнение прыжка изучаемым способом с полного разбега. Необходимо избегать ранней группировки, излишнего напряжения и сильного наклона туловища вперед, так как все это затрудняет дальнейшее вынесение ног на приземление и приводит к снижению результата. Изучение способа «согнув ноги» как более сложного  следует начинать с повторного объяснения его особенностей, затем дать 3-5 пробных прыжков с тем, чтобы занимающиеся получили более четкое представление об особенностях техники прыжка этим способом.

Далее для  воспроизведения правильного отталкивания и высокого взлета опять используются разнообразные прыжки с полетом в положении «шага»: с приземлением на маховую ногу, с разбега равного 11-15 беговым шагам, отталкиваясь от грунта, с возвышения (мостика, пружинного мостика), через препятствия (планки, барьеры, установленные на высоте 50-70 см) и без них. В дальнейшем необходимо научить правильному движению маховой ноги, так как положение прогиба в полете принимается главным образом за счет опускания ее и последующего сгибания назад в коленном и тазобедренном суставах. Этому будут способствовать следующие прыжковые упражнения:

а) прыжки в положении «шага» с последующим  опусканием маховой ноги вниз-назад и приземлением на толчковую ногу; противоположная маховой ноге рука также опускается вниз, потом отводится назад в сторону;

б) то же упражнение, но с отталкиванием от мостика высотой 30-50 см или с пружинного мостика;

в) соскок в положении «согну ноги» с небольшого возвышения (80-100 см), с отталкиванием одной ногой;

г) прыжки способом «согнув ноги» с разбега в 11-15 беговых шагов, при этом обращать внимание на выполнение прогиба после полета в «шаге» и работу рук;

д) то же упражнение, но с концентрацией внимания и на вынесение ног на приземление, с использованием прыжков с приземлением за линию, намеченную в яме с песком у места приземления; затем прыжки через препятствия высотой 15-20 см, расположенные перед местом приземления   (в качестве препятствия используют резиновый жгут, натянутый, но не закрепленный); руки перед приземлением опускать к ногам и далее несколько назад, а в момент приземления активно выносить их вперед или вперед в сторону падения.

Для освоения свободного движения маховой ногой  можно использовать свободные махи вперед и назад, стоя на одной ноге с опорой о стенку, дерево, барьер и др., при наличии возможности раскачивания на гимнастических кольцах с принятием положения «согнув ноги» и последующим вынесением ног вперед как на приземление. Отталкивание с возвышений способствует увеличению времени полета и используется с целью облегчения условий выполнения прогиба в начале обучения. После этого следует переходить к выполнению прыжка изучаемым способом с неполного разбега и заканчивать прыжками с полного разбега. При выполнении прыжка способом «согнув ноги» необходимо добиваться свободного, ненапряженного выполнения прогиба за счет опускания маховой ноги, последующего сгибания ее назад и незначительного прогиба в поясничной и грудной частях позвоночного столба с отведением рук в стороны-вверх. Следует избегать при этом поспешного выполнения прогиба вслед за толчком. Для овладения техникой прыжка в длину способом «согнув ноги» рекомендуются упражнения, применяемые в следующей последовательности:

а) прыжки в положении «шага» с приземлением на маховую ногу через

препятствие и без него (разбег 8-12 беговых  шагов);

б) прыжки в положении «шага» с приземлением на обе ноги - маховая

впереди, толчковая сзади (разбег 4-5 беговых  шагов);

в) выполнение смены ног в положении опоры  на плечах двух партнеров, двигающихся  вперед;

г) прыжки в положении «шага» в первый момент полета, с последующей сменой ног («согнув ноги»), посылая маховую ногу назад, а толчковую вперед; с приземлением на обе ноги (толчковая впереди, маховая сзади); д) то же упражнение, но после выполнения смены ног маховую ногу, находящуюся сзади, вынести вперед к толчковой с последующим вынесением обеих ног на приземление;

 е) прыжки способом «согнув ноги» в целом с неполного и полного разбегов.

 Для обеспечения длительности полета важно еще раз подчеркнуть необходимость свободного и эффективного отталкивания, для чего можно использовать повторные прыжки в положении «шага» через препятствия и  без них, а также прыжки с возвышений и подкидных мостиков. В связи со значительной сложностью координации движений способа «согнув ноги» необходимо во время занятий уделять внимание применению подготовительных и специальный упражнений в различных сочетаниях, усложняя их за счет увеличения количества повторений и выполнения с постепенным увеличением длины и скорости разбега с хорошим вынесением ног вперед на приземление, избегая сильного наклона туловища вперед, выводя таз.  При хорошем освоении техники можно рекомендовать двойную смену, т.е. в полете сделать два полных шага и подтягивание-вынесение ноги, находящейся сзади, на приземление. Выполнение смены ног целесообразно делать в темпе бега (разбега) ученика.

При выполнении прыжка способом «согнув ноги» в целом важно добиваться хорошей амплитуды движения у прыгунов при смене ног и активного вынесения их на приземление. Для совершенствования техники приземления при этом способе можно использовать средства, рекомендованные для овладения приземлением вообще, а также упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины.

Приводим  несколько примерных упражнений:

а) броски и отталкивание набивного мяча ногами в положении лежа на полу (за голову и вперед за ноги), в висе на кольцах или гимнастической стенке (вперед, назад, в стороны);

б) прыжки с отталкиванием от пружинного мостика, со сгибанием прямых ног в полете вперед и наклоном туловища вперед к ногам;

в) прыжки с принятием различных поз  и поворотами в воздухе.

По мере овладения техникой прыжка необходимо уточнить индивидуальные особенности школьника. После выбора способа прыжка следует обратить внимание на основные элементы техники, проверив согласованность разбега с отталкиванием. Устранить недостатки в период подготовки к отталкиванию, добиваться правильного направления усилий прыгуна при отталкивании, наиболее подходящей для него скорости и силы движений; ликвидировать имеющиеся недостатки в техническом мастерстве и уровне физической подготовленности ученика [23].

 

Глава 2. Методика и организация исследования

 

2.1. Методы исследования

Для реализации поставленной цели и задач, а так  же подтверждения гипотезы в ходе исследования использовались следующие  методы:

1. Анализ научно-методической  литературы.

Информация о работе Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников