Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

скоростно-силовые диплом.docx

— 242.76 Кб (Скачать файл)

Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

Мышечная  система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи  с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается  анатомическое формирование структуры  головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются  основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.). Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание. Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению [1].

Память  у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние  особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

Все сказанное  имеет прямое отношение и к  разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие  школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы  избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал [33].

Мышление  у детей в этом возрасте также  отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно  связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения  они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих  закономерностях природы и общества.

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений  и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих  движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества [32].

Однако  такое положительное влияние  достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для  развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей  с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие  особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение  в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное  состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и  сдерживать эмоции, если это требуется  обстоятельствами. Эти качества эмоциональных  состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и  стать чертами характера. В младшем  школьном возрасте формируются и  воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой  деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут  пока выдвигать отдаленные цели, требующие  для их достижения промежуточных  действий. Но даже в этом случае у  детей этого возраста часто нет  выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать  устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием. Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному  дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое  воспитательное средство развития морально-волевых  и физических качеств младшего школьника.

 

1.2. Теоретические и методические  аспекты понятия «скоростно-силовые качества»

 

Говоря  о двигательной деятельности, одни авторы оперируют понятием «двигательное  качество», а другие – «физическое  качество». На наш взгляд необходимо внести ясность в трактовку этих понятий и обозначить своё отношение  к термину  «двигательное качество»  поскольку оно является ключевым в данном исследовании.

М.А.Годик, В.И.Лях и В.М.Зациорский считают эти понятия синонимичными, поскольку они акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин  «физические  качества» [27].

 

Под физическими  качествами понимаются социально обусловленные  совокупности биологических и психических  свойств человека, выражающие его  физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [50].

Под физическими  способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные  функциональные возможности органов  и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность  выполнения двигательных действий (А.П.Матвеев, С.Б.Мельников) [35]. Реализация физических способностей в двигательных  действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей организма.

Поэтому отдельно взятая физическая способность  не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество.

Под физическими  качествами понимаются социально обусловленные  совокупности биологических и психических  свойств человека, выражающие его  физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Одним из проявлений физических качеств является скоростно-силовые качества.

В.М.Зациорский отмечает, что скоростно-силовые  способности – это проявление большой силы в условиях быстрых  движений [19]. Б.В.Валик характеризует скоростно-силовые качества как способность человека к развитию максимальной мощности  усилий в кратчайший промежуток времени [11].

В различных  видах физических упражнений, где  результат определяется  не  столько  абсолютной силой, сколько быстротой  движений, ведущим направлением подготовки  является  развитие скоростно-силовых  качеств. На современном этапе именно этой проблеме придаётся большое  значение.

Скоростно-силовые  способности  характеризуются непредельными  напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью  в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.

 Скоростно-силовые качества – это синтез силовых и скоростных способностей человека, проявляемых во «взрывных» динамических движениях, каковыми  являются прыжки и метания [12,16].

Скоростно-силовые  способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений.

К числу  скоростно-силовых качеств В.И.Лях  относит такое их проявление  как «взрывная сила» - способность  по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей  силы в возможно короткое время [27].

Ещё одним  проявлением скоростно-силовых качеств  является  прыгучесть. Характерным для прыгучести является «взрывной» тип мышечных сокращений. Если рассматривать этот показатель в многократном (динамическом) проявлении, то здесь выступает другая форма скоростно-силовых способностей – прыжковая выносливость. Важное значение в проявлении скоростно-силовых качеств имеет сила мышц.

По мнению Ж.К.Холодова силовые способности  необходимо подразделять на собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость. При развитии скоростно-силовых  способностей или взрывной силы  развивается  стартовая сила и  ускоряющая сила (рис. 1). [50].

Стартовая сила – это характеристика способности  мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения, например в момент отталкивания в  прыжках.

Ускоряющая  сила – способность мышц к быстроте наращивания  рабочего усилия в условиях  начавшегося их сокращения (Ж.К.Холодов)[50].

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация скоростно-силовых качеств

Для развития скоростно-силовых способностей недостаточно развивать только силовые  способности  занимающегося. Многие специалисты (В.М. Зациорский, А.П. Матвеев) считают, что одновременно необходимо развивать и скоростные способности [35].

Большинство видов спорта требует развития комплекса  скоростных способностей, но не в одинаковой степени, а в разных соотношениях и формах. Отсюда вытекают специфические  особенности задач по их развитию. Развитие скоростных способностей занимает значительное место в физическом воспитании школьников, но имеет  сравнительно узкую направленность и осуществляется, главным образом, как одна из сторон  тренировки скоростно-силовых способностей. В процессе развития скоростно-силовых  качеств, необходимо применять не только упражнения для повышения  скорости движений, но и упражнения для развития силовых способностей.

Обобщая мнения ведущих специалистов (В.М.Зациорский, В.П.Филин) в области теории и методики физического воспитания, можно дать следующие определения:

Скоростно-силовые  способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений. При этом, чем  значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое человеком (например, при броске набивного  мяча), тем большую роль играет силовой  компонент, а при меньшем отягощении например, при метании малого мяча возрастает значимость скоростного компонента.

 

1.3 Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры у младших школьников

 

С каждым годом возрастает внимание к упражнениям  «ударного типа», предназначенных  для воздействия на реактивные свойства двигательного  аппарата. Это направление  освободило ряд специализаций в  спорте от применения  штанги в воспитании «взрывной» силы.

Средствами  развития скоростно-силовых качеств  являются прыжковые упражнения, метания, ускорения с отягощениями, тренажерные  устройства. Только прыжковых упражнений можно назвать не один десяток: прыжки с места, с разбега; опорные прыжки, тройной, десятерной, прыжковая имитация лыжников и конькобежцев.

Информация о работе Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников