Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

скоростно-силовые диплом.docx

— 242.76 Кб (Скачать файл)

Методика  воспитания скоростно-силовых способностей младших школьников характеризуется  применением непредельных отягощений и  установкой на максимально возможную  скорость или ускорение выполняемых  действий. Общее правило нормирования дополнительных отягощений состоит в том, что увеличивать их следует лишь постольку, поскольку это не приводит к существенному замедлению скорости движений относительно соревновательной скорости.

Методика  «ударного» способа развития скоростно-силовых  способностей предъявляет высокие  требования к готовности опорно-двигательного  аппарата. Поэтому упражнения «ударного» типа следует вводить только в  спортивной тренировке.

На уроках физкультуры в школе для развития взрывной силы могут использоваться одиночные выпрыгивания вверх с  места или прыжки в длину, небольшие  отягощения в этих упражнениях, а  также упражнения на гимнастических снарядах. При этом используется повторный  метод. 

 

Основной  метод при развитии быстроты реакции  – метод повторного упражнения. Он заключается в повторном, возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации.

На основе этого метода рекомендуется проводить упражнения в вводной или основной части урока. Так как по времени упражнения на быстроту реакции носят характер мгновенного действия, то паузы отдыха между ними могут быть очень короткими, а количество повторений достаточно большим. Данные упражнения целесообразно выполнять во время осуществления строевых и общеразвивающих упражнений:

1) Упражнения комплексного  воздействия: подвижные и спортивные  игры, эстафеты, полосы препятствий  (до 10 сек. – продолжительность,1-5 и более повторений, интервал отдыха - произвольный).

2) Упражнения направленного  воздействия: на быстроту двигательных  реакций (продолжительность - мгновенное действие, 4-5 повторений, 10-30 сек. отдыха). На быстроту выполнения отдельных движений (броски, метание, прыжки), продолжительность - от мгновенного до 1-2 сек., 8-10 повторений, 10-30 сек. отдыха. На улучшение частоты последовательных движений руками, ногами, туловищем (продолжительность- 3-10 сек., 4-6 повторений, 10-30 сек. отдыха) [18].

Таким образом, исследуя специально - методическую литературу, мы пришли к  выводу, что развитие быстроты, силы и скоростно-силовых способностей возможны в возрасте 9-11 лет. В специально-методических журналах и учебниках, таких как: «Физкультура в школе», «Спорт в школе», «Лёгкая атлетика» предлагается много различных средств и методик их применения на уроках физкультуры в начальных классах. Воспользоваться этими методиками может каждый учитель физкультуры.

Для развития скоростно-силовых качеств используется также и равномерный метод (многоскоки, прыжки на скакалке), круговой, игровой  и соревновательный.

Работа  в равномерном и повторном  методах выполняется до утомления, но, не снижая скорости движений. Иначе  речь будет идти не о скоростно-силовой  выносливости, а о силовой выносливости. Перед выполнением прыжковых  упражнений необходимо проводить курсы  укрепления мышц и связок стопы и  голеностопа (на каждом уроке физкультуры).

Игровой метод – метод физического воспитания, обучения и совершенствования, основанный на выполнении двигательных действий в процессе игры, которые организуются на основе игрового сюжета (замысла и правил игры) и определяют цель и характер деятельности. С его помощью решаются самые различные задачи: а) развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости; б) воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативы, самостоятельности; в) становление тактического мышления;  г) закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков (в прыжках и метаниях). Достоинства игрового метода: высокий уровень мотивации, свободный характер деятельности, комплексный характер воздействия.

Игровая деятельность, как форма и метод  обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в  учебно-воспитательном процессе в современной  методике физического воспитания. Игровой  метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность  успешного и полного решения  задач физического воспитания. Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному  мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес  к таким занятиям.

Игровой метод используется в процессе физического  воспитания для комплексного совершенствования  движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования  физических качеств, потому что в  игровом методе присутствуют благоприятные  предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.

Игра  сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом  является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости. В игровом методе можно выделить подражательно-игровой и классический игровой методы.

Такие занятия повышают интерес  к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники  отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для  решения поставленных перед  занимающимися  задач.

Для воспитания скоростно-силовых  качеств можно рекомендовать  следующие подвижные игры, игровые  задания и упражнения: «Самые лучшие прыгуны», эстафеты, «Прыжки через  мяч», «Передай быстрее», «Кто дальше бросит», «Метание в щит», «Количественная  передача», «Прыгуны и бегуны», «Погоня», «Попрыгунчики-воробушки», «Волк во рву», и д.р.[18].

На важность развития двигательных качеств указывают  многие специалисты (С.А. Баранцев, А.В. Ведринцев, В.В.Баранников), отмечая при этом, что развитие должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста [5].

Охарактеризуем  специфику развития физических качеств учащихся младших классов:

  • в младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становиться для детей привлекательным и доступным;
  • детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные  упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях,  быстро утомляются. Очень привлекают учащихся те упражнения, которые они могут быстро освоить;
  • при работе с младшими школьниками, целесообразно использовать метод целостного выполнения  упражнения, при этом действия  в начале упрощают за счет второстепенных  деталей и облегчают путем замедленного выполнения, использование вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств;
  • направленное воздействие на развитие тех или иных двигательных качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой  занятия. Двигательные качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике развития двигательных качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих  факторов особенностям  этапов возрастного развития;
  • в младшем школьном возрасте (интенсивный рост тела) применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и поэтому нецелесообразны. Не следует форсировать развитие собственно силовых способностей  в  младшем и среднем  школьном возрасте. Задача на этих этапах – обеспечить гармоничное развитие всех  мышечных групп, содействовать образованию прочного «мышечного корсета», укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся  без выполнения упражнений;
  • индивидуальное  развитие силы зависит от сроков полового созревания. В начальной школе не следует включать в урок упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными  напряжениями, с длительным сохранением статических поз, предельная величина отягощения не должна превышать 1/3  – ½  веса собственного тела;   
  • Для развития скоростно-силовых возможностей  предпочтительней  использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное  стандартное повторение упражнений  с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Применение различных «скоростных» игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно.

 

1.4 Методика обучения  прыжкам у младших школьников

 

На первых занятиях необходимо четко и ясно рассказать занимающимся, в чем состоит  сущность прыжка в длину с разбега  и об основных элементах техники. Следует обратить особое внимание на главные фазы, обеспечивающие дальность  прыжка, отталкивание и разбег, на их взаимозависимость и взаимосвязь. При этом важно указать, что наиболее существенным и трудным элементом  является отталкивание, во время которого прыгуном создается вертикальная скорость. Полноценное отталкивание зависит от скорости разбега и точного попадания на брусок. Следует, кроме того, объяснить занимающимся, что если горизонтальная скорость создается в течение 3-4 секунд на протяжении разбега (25-40 м), то вертикальная скорость - в течение сотых долей секунды, что вызывает значительные трудности, так как прыгуну при этом следует добиваться точного попадания на брусок.

Разбор  и объяснение техники прыжка следует  подкрепить кинограммами в исполнении лучших прыгунов страны и схемами, изображающими технически правильное выполнение всех элементов прыжка. При этом целесообразно использовать кадры отдельных наиболее важных моментов прыжка, например, момент постановки стопы на опору, момент вертикали и конечный момент отталкивания, обращая внимание  школьников на положение туловища, головы, на движение свободными конечностями, и после этого продемонстрировать технику прыжка с соблюдением правил соревнований.

Далее на первых занятиях следует дать возможность  ученикам выполнить по 3-5 пробных  прыжка в облегченных условиях - с небольшого разбега, но с ускорением к концу и без строгого требования точного попадания на место для  отталкивания. При этом следует обращать внимание школьников на выполнение ускоренного  разбега, на отталкивание вверх и мягкое приземление. Также желательно провести пробные попытки в прыжках в длину с разбега, что позволит создать ясное представление об уровне подготовленности школьников, а в дальнейшем получить необходимые данные о динамике роста их результатов. После прохождения двух уроков   можно перейти к изучению и совершенствованию основных элементов техники прыжка, уделяя главное внимание разбегу и отталкиванию. Овладение этими элементами рекомендуется проводить в облегченных условиях. При этом занимающимся необходимо объяснить, что под правильным отталкиванием понимается отталкивание, направленное вертикально вверх с полным разгибанием толчковой ноги, прямым положением туловища и головы, активным махом свободной ноги, согнутой в коленном суставе, и руками вперед-вверх, с ускорением движений к концу отталкивания. В момент отталкивания толчковая нога ставится на брусок почти сразу  на всю стопу, без стопорящего движения. Далее толчковая нога сгибается в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах под давлением тяжести тела и инерции движения. Сгибание ноги может быть большим или меньшим  находиться в зависимости от физической подготовленности ученика, скорости разбега и величины угла соприкосновения толчковой ноги с площадью опоры. Чем лучше подготовлен прыгун к быстрому (короткому по времени) отталкиванию, тем больше у него возможности к увеличению угла соприкосновения толчковой ноги с местом отталкивания, а следовательно, и к созданию более благоприятных условий для хорошего толчка. Для создания более благоприятных условий отталкивания и уменьшения сгибания толчковой ноги рекомендуется добиваться укорачивания последнего шага.

Большое значение для отталкивания имеют  движения свободных конечностей. Анализируя эти движения, специалисты отмечают, что перемещение общего центра тяжести  тела (ОЦТТ) в прыжках у младших школьников (по средним данным) происходит на 73% за счет разгибания толчковой ноги и на 27 - за счет движения свободных конечностей, из них на движение маховой ноги приходится 16%, а на движение рук - 11. Учитывая, что скорость отталкивания будет возрастать с увеличением пути, на протяжении которого прыгун прилагает свои силы для толчка, необходимо более полноценно использовать двигательные возможности прыгуна: увеличивать амплитуду и сокращать время рабочих движений при отталкивании, т.е. время разгибания толчковой ноги, подъема маховой ноги и рук. Для решения этих задач необходимо использовать специальные подготовительные упражнения, которые способствуют созданию у школьников правильного представления о направлении, амплитуде, быстроте и силе отталкивания:

а) прыжки в положении «шага» с небольшого разбега (2-4 беговых шага);

б) прыжки в положении «шага» с небольшого разбега (6-8 беговых шагов), с приземлением на маховую ногу с последующим  выбеганием из ямы;

в) прыжки с небольшого разбега (6-8 беговых  шагов), доставая подвешенные предметы руками, головой, коленом маховой  ноги (высота соответственно 2,5 м, 2,0 м, 1,3 м на расстоянии 1,5-2,0 м от места  отталкивания);

г) прыжки в положении «шага» через вертикальное препятствие (высотой 50-90 см), установленное  на расстоянии 1,5-2,0 м от места отталкивания, с приземлением на две ноги или  одну маховую - в зависимости от подготовленности учеников. В качестве препятствия  могут служить легкоатлетические  барьеры, резиновый жгут, скакалка и  др. Вспомогательные упражнения: тройные, пятерные прыжки с места, с разбега, с приземлением на обе ноги в яме с песком; прыжки с небольшого разбега (4-6 беговых шагов), отталкиваясь с возвышения высотой 30-40 см (мостик, гимнастическая скамейка) с приземлением в яме с песком на обе ноги. При выполнении упражнений необходимо давать установку занимающимся на активную работу руками [39].

В целях  снижения нагрузки на толчковую ногу и уменьшения требований в точности попадания на место отталкивания можно прыгать с грунта очерченного  квадрата размером 1 × 1 м. Учитель должен добиваться, чтобы уже в этот период школьники выполняли отталкивание свободно, без излишнего напряжения.

Основными и типичными недостатками при  отработке техники отталкивания являются: неправильное направление  усилий, вызванное  неправильным наклоном (вперед или назад) головы и туловища в момент отталкивания; преждевременное подтягивание толчковой ноги, малая амплитуда движений свободными конечностями и ранняя группировка в полете, вызванная излишним напряжением движений спортсмена. С целью устранения возникающих недостатков кроме указаний о свободном (без излишнего напряжения) полете в «шаге» целесообразно использовать показ правильного выполнения прыжков, повторное выполнение отдельных положений прыжка и дополнительные упражнения на расслабление, силу или координацию движений. Например: а) маховые движения свободной ногой вперед-назад, стоя на одной ноге и держась рукой за стенку (столб, дерево); б) мах свободной ногой вперед-вверх с подскоком на опорной ноге, руки также двигаются вперед-вверх. При выполнении этих упражнений акцентировать движение бедра маховой ноги, а не голени и стопы [36].

Информация о работе Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников