Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.
Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………
Методика воспитания скоростно-силовых способностей младших школьников характеризуется применением непредельных отягощений и установкой на максимально возможную скорость или ускорение выполняемых действий. Общее правило нормирования дополнительных отягощений состоит в том, что увеличивать их следует лишь постольку, поскольку это не приводит к существенному замедлению скорости движений относительно соревновательной скорости.
Методика «ударного» способа развития скоростно-силовых способностей предъявляет высокие требования к готовности опорно-двигательного аппарата. Поэтому упражнения «ударного» типа следует вводить только в спортивной тренировке.
На уроках
физкультуры в школе для
Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного упражнения. Он заключается в повторном, возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации.
На основе этого метода рекомендуется проводить упражнения в вводной или основной части урока. Так как по времени упражнения на быстроту реакции носят характер мгновенного действия, то паузы отдыха между ними могут быть очень короткими, а количество повторений достаточно большим. Данные упражнения целесообразно выполнять во время осуществления строевых и общеразвивающих упражнений:
1) Упражнения комплексного
воздействия: подвижные и
2) Упражнения направленного
воздействия: на быстроту
Таким образом, исследуя специально
- методическую литературу, мы пришли к
выводу, что развитие быстроты, силы
и скоростно-силовых
Для развития
скоростно-силовых качеств
Работа в равномерном и повторном методах выполняется до утомления, но, не снижая скорости движений. Иначе речь будет идти не о скоростно-силовой выносливости, а о силовой выносливости. Перед выполнением прыжковых упражнений необходимо проводить курсы укрепления мышц и связок стопы и голеностопа (на каждом уроке физкультуры).
Игровой метод – метод физического воспитания, обучения и совершенствования, основанный на выполнении двигательных действий в процессе игры, которые организуются на основе игрового сюжета (замысла и правил игры) и определяют цель и характер деятельности. С его помощью решаются самые различные задачи: а) развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости; б) воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативы, самостоятельности; в) становление тактического мышления; г) закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков (в прыжках и метаниях). Достоинства игрового метода: высокий уровень мотивации, свободный характер деятельности, комплексный характер воздействия.
Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания. Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.
Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости. В игровом методе можно выделить подражательно-игровой и классический игровой методы.
Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.
Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «Самые лучшие прыгуны», эстафеты, «Прыжки через мяч», «Передай быстрее», «Кто дальше бросит», «Метание в щит», «Количественная передача», «Прыгуны и бегуны», «Погоня», «Попрыгунчики-воробушки», «Волк во рву», и д.р.[18].
На важность развития двигательных качеств указывают многие специалисты (С.А. Баранцев, А.В. Ведринцев, В.В.Баранников), отмечая при этом, что развитие должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста [5].
Охарактеризуем специфику развития физических качеств учащихся младших классов:
1.4 Методика обучения прыжкам у младших школьников
На первых
занятиях необходимо четко и ясно
рассказать занимающимся, в чем состоит
сущность прыжка в длину с разбега
и об основных элементах техники.
Следует обратить особое внимание на
главные фазы, обеспечивающие дальность
прыжка, отталкивание и разбег, на их
взаимозависимость и
Разбор и объяснение техники прыжка следует подкрепить кинограммами в исполнении лучших прыгунов страны и схемами, изображающими технически правильное выполнение всех элементов прыжка. При этом целесообразно использовать кадры отдельных наиболее важных моментов прыжка, например, момент постановки стопы на опору, момент вертикали и конечный момент отталкивания, обращая внимание школьников на положение туловища, головы, на движение свободными конечностями, и после этого продемонстрировать технику прыжка с соблюдением правил соревнований.
Далее на первых занятиях следует дать возможность ученикам выполнить по 3-5 пробных прыжка в облегченных условиях - с небольшого разбега, но с ускорением к концу и без строгого требования точного попадания на место для отталкивания. При этом следует обращать внимание школьников на выполнение ускоренного разбега, на отталкивание вверх и мягкое приземление. Также желательно провести пробные попытки в прыжках в длину с разбега, что позволит создать ясное представление об уровне подготовленности школьников, а в дальнейшем получить необходимые данные о динамике роста их результатов. После прохождения двух уроков можно перейти к изучению и совершенствованию основных элементов техники прыжка, уделяя главное внимание разбегу и отталкиванию. Овладение этими элементами рекомендуется проводить в облегченных условиях. При этом занимающимся необходимо объяснить, что под правильным отталкиванием понимается отталкивание, направленное вертикально вверх с полным разгибанием толчковой ноги, прямым положением туловища и головы, активным махом свободной ноги, согнутой в коленном суставе, и руками вперед-вверх, с ускорением движений к концу отталкивания. В момент отталкивания толчковая нога ставится на брусок почти сразу на всю стопу, без стопорящего движения. Далее толчковая нога сгибается в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах под давлением тяжести тела и инерции движения. Сгибание ноги может быть большим или меньшим находиться в зависимости от физической подготовленности ученика, скорости разбега и величины угла соприкосновения толчковой ноги с площадью опоры. Чем лучше подготовлен прыгун к быстрому (короткому по времени) отталкиванию, тем больше у него возможности к увеличению угла соприкосновения толчковой ноги с местом отталкивания, а следовательно, и к созданию более благоприятных условий для хорошего толчка. Для создания более благоприятных условий отталкивания и уменьшения сгибания толчковой ноги рекомендуется добиваться укорачивания последнего шага.
Большое значение для отталкивания имеют движения свободных конечностей. Анализируя эти движения, специалисты отмечают, что перемещение общего центра тяжести тела (ОЦТТ) в прыжках у младших школьников (по средним данным) происходит на 73% за счет разгибания толчковой ноги и на 27 - за счет движения свободных конечностей, из них на движение маховой ноги приходится 16%, а на движение рук - 11. Учитывая, что скорость отталкивания будет возрастать с увеличением пути, на протяжении которого прыгун прилагает свои силы для толчка, необходимо более полноценно использовать двигательные возможности прыгуна: увеличивать амплитуду и сокращать время рабочих движений при отталкивании, т.е. время разгибания толчковой ноги, подъема маховой ноги и рук. Для решения этих задач необходимо использовать специальные подготовительные упражнения, которые способствуют созданию у школьников правильного представления о направлении, амплитуде, быстроте и силе отталкивания:
а) прыжки в положении «шага» с небольшого разбега (2-4 беговых шага);
б) прыжки в положении «шага» с небольшого разбега (6-8 беговых шагов), с приземлением на маховую ногу с последующим выбеганием из ямы;
в) прыжки с небольшого разбега (6-8 беговых шагов), доставая подвешенные предметы руками, головой, коленом маховой ноги (высота соответственно 2,5 м, 2,0 м, 1,3 м на расстоянии 1,5-2,0 м от места отталкивания);
г) прыжки
в положении «шага» через вертикальное
препятствие (высотой 50-90 см), установленное
на расстоянии 1,5-2,0 м от места отталкивания,
с приземлением на две ноги или
одну маховую - в зависимости от подготовленности
учеников. В качестве препятствия
могут служить
В целях снижения нагрузки на толчковую ногу и уменьшения требований в точности попадания на место отталкивания можно прыгать с грунта очерченного квадрата размером 1 × 1 м. Учитель должен добиваться, чтобы уже в этот период школьники выполняли отталкивание свободно, без излишнего напряжения.
Основными и типичными недостатками при отработке техники отталкивания являются: неправильное направление усилий, вызванное неправильным наклоном (вперед или назад) головы и туловища в момент отталкивания; преждевременное подтягивание толчковой ноги, малая амплитуда движений свободными конечностями и ранняя группировка в полете, вызванная излишним напряжением движений спортсмена. С целью устранения возникающих недостатков кроме указаний о свободном (без излишнего напряжения) полете в «шаге» целесообразно использовать показ правильного выполнения прыжков, повторное выполнение отдельных положений прыжка и дополнительные упражнения на расслабление, силу или координацию движений. Например: а) маховые движения свободной ногой вперед-назад, стоя на одной ноге и держась рукой за стенку (столб, дерево); б) мах свободной ногой вперед-вверх с подскоком на опорной ноге, руки также двигаются вперед-вверх. При выполнении этих упражнений акцентировать движение бедра маховой ноги, а не голени и стопы [36].