Из оценочной таблицы (оценивалась
техника фазы полета) видно, что техника
прыжка у учеников экспериментальной
группы на контрольном этапе прирост за
время исследования в среднем составил
1,7 балла, а у контрольной группы 0,8 балла.
Рис.8. Динамика результатов
оценки техники «Прыжок в высоту с разбега»
в экспериментальной и контрольной группе.
По результат
оценки техники ученики контрольной
группы в конце эксперимента сильно
отстали от экспериментальной группы, т.к в процессе
всего эксперимента к учащимся экспериментальной
группы применялась разнообразная методика,
а к учащимся контрольной группы общепринятая
.
Таблица 4
Результаты оценки техники
прыжка в длину с места на констатирующем
и контрольном этапе у учащихся экспериментальной
и контрольной группы
Статистические
показатели |
Контрольное упражнение |
Прыжок в длину с места |
ЭГ |
КГ |
Констатирующий этап |
3,2 |
3,5 |
Контрольный этап |
4,8 |
4,1 |
Прирост |
1,6 |
0,6 |
Из оценочной таблицы
видно, что техника прыжка у учеников
экспериментальной группы на контрольном
этапе прирост за время исследования в
среднем составил 1,6 балла, а у контрольной
группы 0,6 балла.
Рис.9. Динамика результатов оценки техники
«Прыжок в длину с места» в экспериментальной
и контрольной группе.
Таблица 5
Результаты оценки техники
прыжка в длину с разбега на констатирующем
и контрольном этапе у учащихся экспериментальной
и контрольной группы
Статистические
показатели |
Контрольное упражнение |
Прыжок в длину с разбега |
ЭГ |
КГ |
Констатирующий этап |
3 |
3,2 |
Контрольный этап |
4,9 |
4 |
Прирост |
1,9 |
0,8 |
Из оценочной таблицы
видно, что техника прыжка у учеников
экспериментальной группы на контрольном
этапе прирост за время исследования в
среднем составил 1,9 балла, а у контрольной
группы 0,8 балла.
Рис.10. Динамика результатов оценки техники
«Прыжок в длину с разбега» в экспериментальной
и контрольной группе.
Это позволило
нам сделать нижеследующие выводы:
ученики экспериментальной группы произошли
учеников контрольной группы в результате
целенаправленной систематической работы
учителя физкультуры по развитию скоростно-силовых
качеств, увеличению у них прыгучести,
правильном подборе подводящих и развивающих
упражнений. Большое значение имело и
то, что двигательные действия в разнообразных
прыжках выполнялись в эмоциональной
игровой обстановке.
Таким образом,
гипотеза о применении различных прыжковых
упражнений и подвижных игр скоростно-силового
характера более эффективно развиваются
скоростно-силовые качества младших школьников,
что способствует улучшению техники в
прыжках в длину и высоту полностью подтвердилась.
Выводы
1.Анализ
литературных источников в современной
системе подготовки по вопросу совершенствования
скоростно-силовых способностей у младших
школьников показывает, что развитие
скоростно-силовых качеств должно являться
одной из составляющих частей физического
воспитания для детей младшего школьного
возраста, которое предполагает
наличие большого объема упражнений
скоростно-силового характера, о чем свидетельствуют
обобщенные данные отечественных авторов (В.Ф.Ломейко,
В.И.Лях и д.р.). Такие упражнения, как прыжки, метания
должны занимать значительное место в
общей системе физического воспитания
школьников.
2. В процессе педагогического эксперимента
у занимающихся в обеих группах наблюдалось
улучшение результатов в прыжковых
видах, но наиболее высокое - только у учеников
экспериментальной группы (4 «в» класс).
3. Дети,
занимавшиеся по предложенной нами методике,
смогли показать хорошие результаты в
технических видах легкой атлетики, особенно
в прыжках в длину, в высоту и прыжках в
длину с разбега.
Литература
- Аркин Е.А. Особенности школьного возраста, изд. 3. исп. и доп. Министерство здравоохранения России. М.: 2005. – 74 с.
- Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М.В. Антропова. — М.: Просвещение, 1968. - 251 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и Спорт, 1978.
- 223 с.
- Бойко А.Ф. сост. Основы легкой атлетики. – М.: Физкультура и спорт – М, 1996. - С. 220-234
(не переиздавалась).
- Баранцев С.А., Баранников В.В. Ведринцев А.В., Совершенствование техники прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги». – М.: Просвещение, 2003. – 236с.
- Бабасян М.А. «Воспитание скоростно-силовых качеств у школьников на уроках физической культуры» - М, 1969. - С. 151-158.
- Волков, JI.B., Волков.
Л.В. Физические возможности детей и подростков.
- Киев: Здоровье, 1981. - 117 с.
- Валик Б.В. Силовая подготовка юных легкоатлетов // Теория и практика физической культуры. – 1996. - №3. – С. 3 - 5.
- Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных (по материалам прыжковых упражнений). – М, 1993. – С. 45-48.
- Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников.
- М.: Логос, 2002. – 27 с.
- Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. - М: Физкультура и спорт, 1999. – 35 с.
- Громыко, К.С. Исследование
влияния специальной силовой подготовки
на изменение скоростно-силовых качеств
и быстроты у воспитанников средних военно-учебных
заведений //Ученые записки университета
им. П.Ф. Лесгафта. - ,2007. - № 1 - С. 38-42.
- Гомельский В.Ф. Лёгкая атлетика. Секреты мастерства. – Москва: 2002. - С. 42-51.
- Годик М. А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №5 - .6 с.
- Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1 - 4 кл. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 – 15 с.
- Евсеев Ю. Н. Физическая культура. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - С. 162 - 163.
- Жилкин А. Н., Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Лёгкая атлетика Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Москва, 2003. - С. 121 – 163.
- Жуков М. Н. Подвижные игры. – Москва, 2004. – 160 с.
- Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 223 с.
- Костикова А. В., Долгих К. Н Королева спорта //Физическая культура и спорт. - 2004. - №4 - С.15 – 17.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе: методическое пособие, - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. С.203 - 229, 253 – 259.
- Кузнецова, З.И. Развитие двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1967. - 204 с.
- Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
- Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников. – М.: изд. «Просвещение», 1997. – 124 с.
- Кузнецов В,В, Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития, // Теория и практика физической культуры. – 1968. - № 4. – С. 12 – 14.
- Лях В. Н. Выносливость: основы измерения и методика развития //Физическая культура в школе. - 2002.
- №5 - С. 27 – 34.
- Лях В.И. Двигательные способности школьников; основы теории и методики развития. - М.: Изд-во Терра-Спорт, 2008. – 192 с.
- Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: Изд-во ACT, 1998. - 271 с.
- Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания // Спорт в школе. - 2003.
- №9. – С. 7 – 9.
- Марышев Н. П Развивая физические качества //Физическая культура в школе.- 2003. - №4. - С. 27 – 30.
- Матвеев А. М. Основы теории и методики физической культуры. – Москва,
2004. - С.145 - 148.
- Михайлов И.П Подвижные игры в секции легкой атлетики // Физическая культура в школе. - 2005. - №4. - С.66-69.
- Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 2005.
221-243
- Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста./Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой.
- М.: Педагогика, 2003 – 35 с.
- Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории.
- М.: Феникс, 2006.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
- Поляков М.И О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. - 2002.- №1. - С.18 - 20.
- Попов В.Б Средства и методы развития скоростных способностей // Физическая культура в школе. - 2006 - №6. - С.59 - 62.
- Папышева В.И. Упражнения для развития прыгучести, изд. «Легкая атлетика № 6». - М.:
1997.
- Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников.
- СПб.: Нева, 2004.
- Семёнова Д. И., Городничева Н. Я. Развитие физических качеств учебно-методическое пособие. - Тобольск: 2002. - 12 с.
- Спорт в рисунках. 500 игр и эстафет. – М.: Физкультура и спорт,2000.- 43с.
- Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - Спб.: Питер, 2004. - 328 с.
- Физкультура. Методика преподавания. Книга для учителя. Сост. Э. Найминова. - Ростов- н/Д: Феникс, 2001. -С.45 - 48.
- Федоров Н.И Игры на занятиях легкой атлетикой // Физическая культура в школе. - 2004. -№5.С.74 - 76.
- Федоров О.В. Развитие скоростно-силовых качеств у подростков, изд. Физическая культура в школе № 3. - М.: 2006. - С. 56 - 58.
- Фокин Г. Ю Уроки лёгкой атлетики в начальной школе //Физическая культура в школе. - 2005. - №3. - С. 13 - 18.
- Фомин,
H.A. Возрастные основы физического воспитания / H.A. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 173 с.
- Филатов С. И. Исследование динамики развития скоростно-силовых качеств у учащихся школьного возраста и возможности их совершенствования. //Кандидатская диссертация. - М.: Просвещение, 1974.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия,
2008. - С. 74 - 142.
- Черняев Г. И. Методика оценки физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1963.
Приложения
Приложение
1
Комплексы для развития
прыгучести на уроке физкультуры.
1 комплекс
В подготовительной
части урока:
- подскоки на одной ноге на месте или с продвижением вперед по 10 раз на каждой ноге- 3 серии;
- темповые подскоки с вращением рук вверх-назад и высоко поднимая маховую ногу, согнутую в колене или выпрямленную по 10-15 выпрыгиваний x 2 раза, чередуя их со спокойным бегом 30 сек.
В конце основной
части урока:
- эстафета с бегом на скорость и прыжками через скамейку боком на двух ногах (не менее 6 прыжков) при беге вперед и обратно.
В заключительной
части урока:
- Высокие махи ногами вперед у опоры (специальное техническое упражнение, подводящее к прыжкам в высоту)- 10-15 раз каждой ногой.
- комплекс
В подготовительной
части урок:
- бег прыжками в «шаге» 2-4 раза по боковой стороне зала;
- бег в умеренном темпе с ускорением в 3-5 шагов и выпрыгиванием, толкаясь одной ногой, под баскетбольным щитом, тянуться руками к нему или баскетбольной сетке – 6-8 выпрыгиваний. Далее спокойный бег.
В конце основной
части урока:
игра «Бегуны и прыгуны»,
где «прыгуны» с прямого разбега
преодолевают высоту от 40-50 см. и выше.
Приложение 2
Комплекс упражнений,
подводящих к технике прыжков
в высоту «перешагиванием».
- Высокие махи ногами у опоры или в ходьбе, согласуя с махом рук вперед – вверх.
- С одного шага прыжок вверх со сменой ног в воздухе (упражнение «ножницы»).
- Перешагивание через скамейку боком с последовательным переносом прямых ног через нее.
- Тоже, что в упражнении 3, перенос прямых ног через большие мячи или другие препятствия, поставленные на скамейку.
- То же, что в упражнении 3-4, но с 1-3 шагов разбега под углом в 30о
– 40о
к скамейке.
- Прыжки боком «ножницами» через линии разметки в спортзале.
Методические
указания:
Во всех упражнениях показом
и объяснением учить отводить
в сторону от препятствия таз
и разворачивать плечи в сторону
скамейки.
Комплекс
домашних заданий для развития прыгучести:
- Прыжки вверх по ступенькам на 2 ногах- 2-3 пролета повторять 3-4 раза;
- прыжки на одной ноге вверх по ступенькам ( 1 пролет на правой, второй- на левой ) 2-3 раза повторить.
- бежать вверх по лестнице, перешагивая через ступеньку- 3-4 пролета.
- прыжки на скакалке, стараясь выпрыгивать с прямыми ногами как можно выше вверх в быстром темпе. Каждый день по 30 секунд x 3-5 раз.
Приложение
3
Упражнения направленные на ОФП, с
преимущественным развитием скоростно-силовых
качеств.
- С мячом:
- Бросок мяча двумя руками из-за головы 10 раз;
- Бросок мяча снизу двумя руками из и.п. полуприсед 10 раз;
- Бросок мяча от груди двумя руками 10 раз с последующим ускорением 10 м;
- Бросок мяча двумя руками из-за спины 10 раз;
- Бросок мяча одной рукой от плеча (правой, левой) 10 раз;
- Прыжковые:
- Прыжки из глубокого приседа на месте;
- Прыжки на двух ногах, на одной ноге вверх, с продвижением вперёд;
- Прыжки через гимнастические скамейки;
- Прыжки с поворотом на 1800 и обратно;
- Все разновидности прыжков через скакалку;
- Прыжки в длину на месте, с разбега;
- Прыжки вверх с доставанием подвешенного предмета;
- Прыжки с ноги на ногу;
Приложение
4
Комплексы скоростно-силовых упражнений
для 3-4 классов, подводящие к технике прыжков
в длину и высоту.
I.
- Прыжки на одной ноге с продвижением вперёд- 2р. x 10 пр.
- Прыжки на одной ноге через шаг (подскоки с продвижением вперёд), взмахи руками вперёд – вверх- 3 раза x 10 пр. Отдых 10-15 сек.
- Приседания в глубокий присед, руки вперёд – 30 раз.- 50 раз
II.
- Прыжки - многоскоки в шаге-
5 пр. x 3 р.
- Ходьба глубокими выпадами с широкими движениями рук вперёд-назад 2 р. x 20 шагов.
III.
- Прыжки через скамейку боком, отталкиваясь двумя ногами 5 р. x 8 пр.
- Приседания медленно, выпрямляться быстро- с взмахом рук вверх 2 р. x 10 приседаний
- Прыжки через скамейку боком, толкаясь одной с перемахом другой ногой ( с места, с одного шага, толкаясь попеременно левой и правой ногой) – 8-10 прыжков. С каждой ноги выпрыгивая как можно выше.
IV.
- на двух
ногах 30-60 сек.
- на одной
ноге 2 р. x 30 пр.
- с ноги
на ногу 30-60 сек.
Приложение
5
Содержание подвижных игр для развития
скоростно-силовых качеств и плечевого
пояса.
«Попрыгунчики-воробышки». Чертят круг
диаметром 4-6 метров. Выбирается ведущий
– «кошка», которая сидит в центре круга,
а остальные играющие – «воробушки», становятся
за пределом круга. По сигналу воробушки
выпрыгивают в круг и выпрыгивают из него.
Кошка пытается поймать воробья, не успевшего
выпрыгнуть. Когда кошка поймает 3-4 воробьёв
выбирается новая кошка из не пойманных.
Разрешается прыгать на одной или двух
ногах ( по договорённости). Тот, кто перебежал
через круг, считается пойманным.
«Волки во рву». По сигналу руководителя «козлята» бегут
из дому в противоположную сторону площадки
на пастбище и по дороге перепрыгивают
через ров (две параллельные линии на расстоянии
70-100 см. одна от другой. Волки, не выходя
из рва, стараются осалить как можно больше
«козлят», за что «волкам» начисляются
выигрышные очки. После 3-4 пробежек выбираются
новые водящие.
Приложение
6
Комплекс
упражнений для развития скоростно-силовых
качеств младших школьников применительно к
прыжкам (рассчитан на круговой метод
занятия):
- комплекс:
- прыжки через скакалку;
- подбросить мяч – быстро присесть, встать и поймать мяч;
- прыжки в высоту через препятствия;
- прыжки вперед-назад<span class="Normal__Char" style