Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: апробировать разработанную методику повышения скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры и оценить её эффективность при обучении прыжкам в длину и высоту младших школьников.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: при систематическом применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..............3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у младших школьников…………………………………………...........................5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………..5
1.2. Теоретические и методические аспекты понятия «Скоростно-силовые качества»…………………………….……………………….………..12
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у младших школьников ……………………………16
1.4. Методика обучения прыжкам у младших школьников………….21
Глава 2.Методика и организация исследования……………………...33
2.1. Методы исследования…………………………………………….33
2.2. Организация исследования......................................……………..35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение полученных данных……………………………….…………………………………………37
Выводы .…………………………………………………………......…..45
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

скоростно-силовые диплом.docx

— 242.76 Кб (Скачать файл)




 Из оценочной таблицы (оценивалась техника фазы полета) видно, что техника прыжка у учеников экспериментальной группы на контрольном этапе прирост за время исследования в среднем составил 1,7 балла, а у контрольной группы 0,8 балла.

Рис.8. Динамика результатов оценки техники «Прыжок в высоту с разбега» в экспериментальной и контрольной группе.

По результат  оценки техники ученики контрольной  группы в конце эксперимента сильно отстали от экспериментальной группы, т.к в процессе всего эксперимента к учащимся экспериментальной группы применялась разнообразная методика, а к учащимся контрольной группы общепринятая .

 

Таблица 4

Результаты оценки техники  прыжка в длину с места на констатирующем и контрольном этапе у учащихся экспериментальной и контрольной группы

 

Статистические

показатели

Контрольное упражнение

Прыжок в длину с места

ЭГ

КГ

Констатирующий этап

3,2

3,5

Контрольный этап

4,8

4,1

Прирост

1,6

0,6





Из оценочной таблицы  видно, что техника прыжка у учеников экспериментальной группы на контрольном этапе прирост за время исследования в среднем составил 1,6 балла, а у контрольной группы 0,6 балла.

Рис.9. Динамика результатов оценки техники «Прыжок в длину с места» в экспериментальной и контрольной группе.

Таблица 5

Результаты оценки техники  прыжка в длину с разбега на констатирующем и контрольном этапе у учащихся экспериментальной и контрольной группы

 

Статистические

показатели

Контрольное упражнение

Прыжок в длину с разбега

ЭГ

КГ

Констатирующий этап

3

3,2

Контрольный этап

4,9

4

Прирост

1,9

0,8





Из оценочной таблицы  видно, что техника прыжка у учеников экспериментальной группы на контрольном этапе прирост за время исследования в среднем составил 1,9 балла, а у контрольной группы 0,8 балла.

Рис.10. Динамика результатов оценки техники «Прыжок в длину с разбега» в экспериментальной и контрольной группе.

Это позволило  нам сделать нижеследующие выводы: ученики экспериментальной группы произошли учеников контрольной группы в результате целенаправленной систематической работы учителя физкультуры по развитию скоростно-силовых качеств, увеличению у них прыгучести, правильном подборе подводящих и развивающих упражнений. Большое значение имело и то, что двигательные действия в разнообразных  прыжках выполнялись в эмоциональной игровой обстановке.

Таким образом, гипотеза о применении различных прыжковых упражнений и подвижных игр скоростно-силового характера более эффективно развиваются скоростно-силовые качества младших школьников, что способствует улучшению техники в прыжках в длину и высоту полностью подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

Выводы

1.Анализ литературных источников в современной системе подготовки по вопросу совершенствования скоростно-силовых способностей у младших школьников показывает, что развитие скоростно-силовых качеств должно являться одной из составляющих частей физического воспитания для детей младшего школьного возраста, которое предполагает наличие большого объема упражнений  скоростно-силового характера, о чем свидетельствуют  обобщенные данные отечественных авторов (В.Ф.Ломейко, В.И.Лях и д.р.). Такие упражнения, как прыжки, метания должны занимать значительное место в общей  системе  физического воспитания школьников.

2. В процессе педагогического эксперимента у занимающихся в обеих группах наблюдалось  улучшение результатов  в прыжковых видах, но наиболее высокое - только у учеников экспериментальной группы (4 «в» класс).

3. Дети, занимавшиеся по предложенной нами методике, смогли показать хорошие результаты в технических видах легкой атлетики, особенно в прыжках в длину, в высоту и прыжках в длину с разбега.

 

Литература

  1. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста, изд. 3. исп. и доп. Министерство здравоохранения России. М.: 2005. – 74 с.
  2. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М.В. Антропова. — М.: Просвещение, 1968. - 251 с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и Спорт, 1978. - 223 с.
  4. Бойко А.Ф. сост. Основы легкой атлетики. – М.: Физкультура и спорт – М, 1996. - С. 220-234 (не переиздавалась).
  5. Баранцев С.А., Баранников В.В. Ведринцев А.В., Совершенствование техники прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги». – М.: Просвещение, 2003. – 236с.
  6. Бабасян М.А. «Воспитание скоростно-силовых качеств у школьников на уроках физической культуры» - М, 1969. - С. 151-158.
  7. Волков, JI.B., Волков. Л.В. Физические возможности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1981. - 117 с.
  8. Валик Б.В. Силовая подготовка юных легкоатлетов // Теория и практика физической культуры. – 1996. - №3. – С. 3 - 5.
  9. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных (по материалам прыжковых упражнений). – М, 1993. – С. 45-48.
  10. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников. - М.: Логос, 2002. – 27 с.
  11. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. - М: Физкультура и спорт, 1999. – 35 с.
  12. Громыко, К.С. Исследование влияния специальной силовой подготовки на изменение скоростно-силовых качеств и быстроты у воспитанников средних военно-учебных заведений //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - ,2007. - № 1 - С. 38-42.
  13. Гомельский В.Ф. Лёгкая атлетика. Секреты мастерства. – Москва: 2002. - С. 42-51.
  14. Годик М. А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №5 - .6 с.
  15. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1 - 4 кл. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 – 15 с.
  16. Евсеев Ю. Н. Физическая культура. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - С. 162 - 163.
  17. Жилкин А. Н., Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Лёгкая атлетика Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Москва, 2003. - С. 121 – 163.
  18. Жуков М. Н. Подвижные игры. – Москва, 2004. – 160 с.
  19. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 223 с.
  20. Костикова А. В., Долгих К. Н  Королева спорта //Физическая культура и спорт. - 2004. - №4 - С.15 – 17.
  21. Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе: методическое пособие, - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. С.203 - 229, 253 – 259.
  22. Кузнецова, З.И. Развитие двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1967. - 204 с.
  23. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
  24. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников. – М.: изд. «Просвещение», 1997. – 124 с.
  25. Кузнецов В,В, Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития, // Теория и практика физической культуры. – 1968. - № 4. – С. 12 – 14.
  26. Лях В. Н. Выносливость: основы измерения и методика развития //Физическая культура в школе. - 2002. - №5 - С. 27 – 34.
  27. Лях В.И. Двигательные способности школьников; основы теории и методики развития. - М.: Изд-во Терра-Спорт, 2008. – 192 с.
  28. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: Изд-во ACT, 1998. - 271 с.
  29. Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания // Спорт в школе. - 2003. - №9. – С. 7 – 9.
  30. Марышев Н. П Развивая физические качества //Физическая культура в школе.- 2003. - №4. - С. 27 – 30.
  31. Матвеев А. М. Основы теории и методики физической культуры. – Москва, 2004. - С.145 - 148.
  32. Михайлов И.П Подвижные игры в секции легкой атлетики // Физическая культура в школе. - 2005. - №4. - С.66-69.
  33. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 2005. 221-243
  34. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста./Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003 – 35 с.
  35. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М.: Феникс, 2006.
  36. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
  37. Поляков М.И О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. - 2002.- №1. - С.18 - 20.
  38. Попов В.Б Средства и методы развития скоростных способностей // Физическая культура в школе. - 2006 - №6. - С.59 - 62.
  39. Папышева В.И. Упражнения для развития прыгучести, изд. «Легкая атлетика № 6». - М.: 1997.
  40. Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. - СПб.: Нева, 2004.
  41. Семёнова Д. И., Городничева Н. Я. Развитие физических качеств учебно-методическое пособие. - Тобольск: 2002. - 12 с.
  42. Спорт в рисунках. 500 игр и эстафет. – М.: Физкультура и спорт,2000.- 43с.
  43. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - Спб.: Питер, 2004. - 328 с.
  44. Физкультура. Методика преподавания. Книга для учителя. Сост. Э. Найминова. - Ростов- н/Д: Феникс, 2001. -С.45 - 48.
  45. Федоров Н.И Игры на занятиях легкой атлетикой // Физическая культура в школе. - 2004. -№5.С.74 - 76.
  46. Федоров О.В. Развитие скоростно-силовых качеств у подростков, изд. Физическая культура в школе № 3. - М.: 2006. - С. 56 - 58.
  47. Фокин Г. Ю Уроки лёгкой атлетики в начальной школе //Физическая культура в школе. - 2005. - №3. - С. 13 - 18.
  48. Фомин, H.A. Возрастные основы физического воспитания / H.A. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 173 с.
  49. Филатов С. И. Исследование динамики развития скоростно-силовых качеств у учащихся школьного возраста и возможности их совершенствования. //Кандидатская диссертация. - М.: Просвещение, 1974.
  50. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и  спорта. - М.: Академия, 2008. - С. 74 - 142.
  51. Черняев Г. И. Методика оценки физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1963.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Комплексы для развития прыгучести на уроке физкультуры.

1  комплекс

В подготовительной части урока:

    • подскоки на одной ноге на месте или с продвижением вперед по 10 раз на каждой ноге- 3 серии;
    • темповые подскоки с вращением рук вверх-назад и высоко поднимая  маховую ногу, согнутую в колене или выпрямленную  по 10-15 выпрыгиваний x 2 раза, чередуя их со спокойным бегом 30 сек.

В конце основной части урока:

  • эстафета с бегом на скорость и прыжками через скамейку боком на двух ногах (не менее 6 прыжков)  при беге вперед и обратно.

В заключительной части урока:

    •      Высокие махи ногами вперед у опоры (специальное техническое     упражнение, подводящее к прыжкам в высоту)- 10-15 раз каждой ногой.
        1. комплекс

В подготовительной части урок:

    •       бег прыжками в «шаге» 2-4 раза по боковой стороне зала;
    •       бег в умеренном темпе с ускорением в 3-5 шагов и выпрыгиванием, толкаясь одной ногой, под баскетбольным щитом, тянуться руками к нему или баскетбольной сетке – 6-8 выпрыгиваний. Далее спокойный бег.

В конце основной части урока:

игра «Бегуны и прыгуны», где «прыгуны» с прямого разбега  преодолевают высоту от 40-50 см. и выше.

 

 

 

 

                                                                                           Приложение 2

Комплекс упражнений, подводящих к технике прыжков  в высоту «перешагиванием».

  1. Высокие махи ногами у опоры или в ходьбе, согласуя с махом рук  вперед – вверх.
  2. С одного шага прыжок вверх со сменой ног в воздухе (упражнение «ножницы»).
  3. Перешагивание через скамейку боком с последовательным переносом прямых ног  через нее.
  4. Тоже, что в упражнении 3, перенос прямых ног через большие мячи или другие препятствия, поставленные на скамейку.
  5. То же, что в упражнении 3-4, но с 1-3 шагов разбега под углом в 30о – 40о к скамейке.
  6. Прыжки боком «ножницами» через линии разметки в спортзале.

Методические  указания:

Во всех упражнениях показом  и объяснением  учить отводить в сторону от препятствия таз  и разворачивать плечи в сторону  скамейки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс  домашних заданий для развития прыгучести:

  • Прыжки вверх по ступенькам на 2 ногах- 2-3 пролета повторять 3-4 раза;
  • прыжки на одной ноге вверх по ступенькам ( 1 пролет на правой, второй- на левой ) 2-3 раза повторить.
  • бежать вверх по лестнице, перешагивая через ступеньку- 3-4 пролета.
  • прыжки на скакалке, стараясь выпрыгивать с прямыми ногами  как можно выше вверх в быстром темпе. Каждый день по 30 секунд x 3-5 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Упражнения направленные на ОФП, с  преимущественным развитием скоростно-силовых  качеств.

  1. С мячом:
    1. Бросок мяча двумя руками из-за головы 10 раз;
    1. Бросок мяча снизу двумя руками из и.п. полуприсед 10 раз;
    2. Бросок мяча от груди двумя руками 10 раз с последующим ускорением 10 м;
    3. Бросок мяча двумя руками из-за спины 10 раз;
    4. Бросок мяча одной рукой от плеча (правой, левой) 10 раз;

 

    1. Прыжковые:
    1. Прыжки из глубокого приседа на месте;
    1. Прыжки на двух ногах, на одной ноге вверх, с продвижением вперёд;
    2. Прыжки через гимнастические скамейки;
    3. Прыжки с поворотом на 1800 и обратно;
    4. Все разновидности прыжков через скакалку;
    5. Прыжки в длину на месте, с разбега;
    6. Прыжки вверх с доставанием подвешенного предмета;
    7. Прыжки с ноги на ногу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Комплексы скоростно-силовых упражнений для 3-4 классов, подводящие к технике прыжков в длину и высоту.

I.

    1. Прыжки на одной ноге с продвижением вперёд- 2р. x 10 пр.
    2. Прыжки на одной ноге через шаг (подскоки с продвижением        вперёд), взмахи руками вперёд – вверх- 3 раза x 10 пр. Отдых 10-15 сек.
    3. Приседания в глубокий присед, руки вперёд – 30 раз.- 50 раз

 

II.

    1. Прыжки - многоскоки в шаге- 5 пр. x 3 р.
    2. Ходьба глубокими выпадами с широкими движениями рук вперёд-назад 2 р. x 20 шагов.

 

III.

      1. Прыжки через скамейку боком, отталкиваясь двумя ногами 5 р. x 8 пр.
      2. Приседания медленно, выпрямляться быстро- с взмахом рук вверх 2 р. x 10 приседаний
      3. Прыжки через скамейку боком, толкаясь одной с перемахом другой ногой ( с места, с одного шага, толкаясь попеременно левой и правой ногой) – 8-10 прыжков. С каждой ноги выпрыгивая как можно выше.

 

IV.

      1. Прыжки через скакалку:

- на двух  ногах 30-60 сек.

- на одной  ноге 2 р. x 30 пр.

- с ноги  на ногу 30-60 сек.

Приложение 5

Содержание подвижных игр для развития скоростно-силовых качеств и плечевого пояса.

 «Попрыгунчики-воробышки». Чертят круг диаметром 4-6 метров. Выбирается ведущий – «кошка», которая сидит в центре круга, а остальные играющие – «воробушки», становятся за пределом круга. По сигналу воробушки выпрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка пытается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть. Когда кошка поймает 3-4 воробьёв выбирается новая кошка из не пойманных. Разрешается прыгать на одной или двух ногах ( по договорённости). Тот, кто перебежал через круг, считается пойманным.

«Волки во рву». По сигналу руководителя «козлята» бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров (две параллельные линии на расстоянии 70-100 см. одна от другой. Волки, не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «козлят», за что «волкам» начисляются выигрышные очки. После 3-4 пробежек выбираются новые водящие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Комплекс  упражнений для развития скоростно-силовых  качеств младших школьников применительно к прыжкам (рассчитан на круговой метод занятия):

  1. комплекс:
    • прыжки через скакалку;
    • подбросить мяч – быстро присесть, встать и поймать мяч;
    • прыжки в высоту через препятствия;
    • прыжки вперед-назад<span class="Normal__Char" style

Информация о работе Скоростно-силовые качества как фактор успешного освоения техники в прыжках у младших школьников