Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – поиск методики направленной на повышение специальной подготовки детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе в предсоревновательном периоде.
Задачи исследования:
1. изучить научной и научно-методической литературы по теме исследования;
2. оценить уровень специальной тренированности юных баскетболистов в эксперименте;
3. разработать и апробировать специальную методику в предсоревновательного периода для юных баскетболистов;
4. выявить эффективность предложенного методического подхода и разработка практических рекомендаций.

Содержание работы

Введение
Глава I. Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста
1.1 Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2 Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол
2.1 Основные стороны спортивной тренировки
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки
2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
Глава III. Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

тренировка.docx

— 123.67 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль «подражания» в развитии личности, оно становится управляемым и  начинает обслуживать потребности  личного самосовершенствования  ребенка. Так в 6-7 классе многие мальчики, подражая мужественным, смелым, сильным  героям фильмов или старшим ребятам, взрослым мужчинам, начинают заниматься воспитанием необходимых качеств  через занятия спортом. Вначале  это происходит ради развития волевых  качеств, силы, а затем продолжают заниматься для достижения высоких  результатов, что способствует развитию мотивации достижения успеха. Полезные волевые качества, закрепившиеся  в ходе этих занятий, затем могут  перейти на профессиональную деятельность, определяя вместе с мотивацией достижения успеха ее практические результаты. У  девочек выработка качеств, аналогичных  волевым, идет иначе. Они особенно стараются  преуспеть в учебе, много занимаются теми предметами, где что-то не получается. Они занимаются искусством, домоводством, женскими видами спорта, то есть у них  вырабатывается настойчивость и  работоспособность в тех видах  деятельности, преимущественно которыми им придется заниматься в будущем [2, с. 13].

Одним из центральных моментов развития в  этом возрасте становится «чувство взрослости»  и вытекающее из него стремление делать что-то полезное, социально значимое, потребность в утверждении личного  достоинства и требование к взрослым уважать и считаться с этим. Этим объясняется увлеченность подростков просоциальной и общественно  полезной деятельностью.

Во все  эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи достаточно интеллектуально развитым человеком, обладающим определенными способностями, умениями, так как отрочество - это  период бурного развития познавательных процессов, становления избирательности  восприятия, произвольного внимания и логической памяти. В это время  активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, развиваются  гипотетико-дедуктивные процессы. Именно формирование мышления, приводя к  развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль - даст средство, с помощью которого ребенок может размышлять о себе. Центральное личностное новообразование  этого периода - становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося  в стремлении понять себя, свои возможности  и особенности. Постепенно вырабатываются некоторые критерии оценки самого себя, происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку[2, с. 14].

1.2 Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике

 

Фонд  различных двигательных навыков  в организме состоит, из врождённых движений и из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. Человек рождается с весьма ограниченным по числу фондом двигательных навыков. Наряду с этим по наследству передаётся чрезвычайно важное свойство – пластичность нервной системы, обеспечивающей высокую степень тренируемости [1, с. 3].

Существуют  возрастные периоды, когда тренируемость  новым двигательным движениям наиболее эффективна. Например, в спортивной гимнастике сложнейшие двигательные действия осваивают только в раннем возрасте. Поэтому в сложно-координационные  виды спорта лучше идти именно в  этом возрасте. Этому способствует ряд причин: сенситивный период, мало двигательных навыков, которые  могут тормозить развитие новых  и самое главное дети не осознают опасность, например, при выполнении переворотов на перекладине, делают то, что от них требуют. В более  взрослом возрасте, такие технические  действия выполнить очень сложно, так как осознается опасность (страх  выступает неким тормозом).

В регуляции  произвольных движений ведущая роль принадлежит коре полушарий большого мозга и мозжечку. Ведущим физиологическим  механизмом управления движениями является срочная их корректировка на основе постоянного обмена информацией  между исполнительными и пусковыми  аппаратами нервной системы –  принцип сенсорной коррекции.

В сенсорных  коррекциях выделяют внутренние (от интерорецепторов, вестибулорецепторов и проприорецепторов) и внешние (зрительные, слуховые и  тактильные) обратные связи.

Текущий контроль за точностью выполняемых  движений ограничен скоростью их выполнения (0.1 – 1.2 с.). Этому помогают сенсорные системы [3, с. 14].

Новые двигательные действия формируются на основе временных  связей, возникающих условно-рефлекторным путём.

Существует  некоторая гетерохронность в  вегетативном и моторном компонентах  двигательного навыка. В навыках  с относительно простыми движениями, раньше формируются двигательный компонент, а при изучении сложных движений – раньше вегетативный. Необходимо учитывать преемственность старых и новых навыков. Так навык  стояния, у ребёнка, формируется  на базе навыка сидения, навык ходьбы на базе навыка стояния и так далее.

В циклических  видах спорта формируется так  называемый динамический стереотип. Человек, однажды научившись плавать, ездить на велосипеде будет уметь это  и через 20 лет перерыва. В ациклических видах спорта динамический стереотип  не проявляется в чистом виде, а  лишь фрагментарно.

Существуют  первичные автоматизмы – врожденные рефлексы и вторичные автоматизмы - двигательные навыки.

При обучении сложным двигательным действиям  через 24 часа – процент успешных попыток повышается, но спустя 48 часов  – понижается. Следовательно, ежедневно. Чем проще по своей структуре  навык, тем он прочнее [7, с. 16].

Анохин  выделил 4 основных фактора. Это мотивация, память, обстановочную информацию и  пусковую информацию.

Мотивация побуждает к выполнению какой-либо деятельности, а память имеем связь  с предшествующим опытом, который  оказывает сильное влияние на оценку любых событий и ситуаций. Информация об обстановке, поступающая  из окружающей и внутренней среды, также  имеет большое значение. И пусковая информация: пусковые раздражители, требующие ответных актов, весьма сложны, они представляют собой не единичный сигнал, а ситуацию определённого характера. Например, в спортивных играх, единоборствах начало и характер ответных реакций определяется не каким-то отдельным сигналом, а всей создавшейся ситуацией. Интеграция таких факторов как память, мотивация, обстановочная и пусковая информация является основой для программирования сложных движений [1, с. 4].

При медленном  выполнении двигательных актов обратные связи (сенсорные коррекции) способствуют корригированию данного движения. При  очень быстрых, кратковременных  движениях обратные связи могут  корригировать длительный акт только при его повторениях.

Нервные процессы, связанные с памятью, включают несколько компонентов, каждый из которых  имеет самостоятельное значение: 1) восприятие информации, 2) переработка  и синтез этой информации, 3) хранение результатов переработанной информации, 4) извлечение из памяти нужной информации, 5) программирование ответных реакций. В некоторых случаях у спортсменов  извлечение из памяти нужной информации временно затрудняется (при сбивающих  факторах и отрицательных эмоциях, нарушающих нормальную деятельность нервной  системы). Вследствие этого ухудшается выполнение физических упражнений.

При несовершенной  технике, наблюдается иррадация, что  приводит к вовлечению в двигательный акт многих ненужных мышц. На это  тратиться дополнительная энергия. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной  системе вовлекаются лишь нужные мышцы, затрачивается меньше энергии.

Эффективность процесса обучения, продолжительность  перехода от умения до навыка зависит  от:

1.Двигательной  одарённости (врождённые способности)  и двигательного опыта обучающегося

2.Возраста  обучающегося (дети осваивают легче,  сем взрослые)

3.Координационной  сложности двигательного действия

4.Профессионального  мастерства учителя

5.Уровня  мотивации, сознательности и активности  обучающегося [2, с. 16].

Формирование  двигательного навыка согласуется  с рядом физиологических законов.

1. Закон  изменения скорости в развитии  навыка.

- в начале  обучение происходит значительно  быстро, а затем качественный  прирост качества заметно замедляется  (лёгкие двигательные действия).

- в начале  качественный прирост незначителен, затем он резко возрастает (сложные  двигательные действия).

2. Закон  «плато» (задержки) в развитии  навыка.

- внутренняя  причина – приспособление вегетативных  функций (необходимо время)

- внешняя  причина – неправильная методика (неоходима коррекция)

3. Закон  угасания навыка.

Полностью навык не исчезает, его основа сохраняется  сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон  отсутствия предела в развитии  двигательного навыка.

5. Закон  переноса двигательного навыка.

- положительный  перенос – ранее сформированные  навыки способствуют, облегчают  процесс становления нового навыка.

- отрицательный  перенос – наоборот [7, с. 22].

Стабилизация  двигательного навыка:

1. Стандартизация  внешних условий

2. Введение  помехоустойчивости.

Сбивающие факторы:

Экзогенные (внешние) - жёсткая манера ведения  боя, прессинг, ситуационная неожиданность, климатические условия, ответственность  соревнований, судейство

Эндогенные (внутренние) - нарастающее утомление, гипоксия, нарушение гомеостаза, психическое  перевозбуждение, болевые ощущения, страх, неуверенность, травма.

3. Адаптация  двигательного навыка к около  и предельным проявлением физических  качеств. 

4. Моделирование  соревновательных игр [15, с. 10].

В процессе спортивно-техничнской подготовки необходимо добиться от спортсмена результативности техники. А результативность техники  обуславливается её эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

1.Эффективность  техники определяется её соответствием,  решаемым задачам и высоким  конечным результатам, соответствием  уровню физической, технической,  психической подготовленности.

2.Стабильность  техники связана с её помехоустойчивостью,  независимо от условий, функционального  состояния спортсмена.

3.Вариативность  техники определяется способностью  спортсмена к коррекции двигательных  действий в зависимости от  условий соревновательной практики.

4.Экономичность  техники характеризуется рациональным  использованием энергии при выполнении  приёмов и действий, целесообразным  использованием времени и пространства. При прочих равных условиях  лучшим является тот вариант  двигательных действий, который  сопровождается минимальными энергозотратами,  наименьшим напряжением психических  возможностей спортсмена.

В спортивных играх важным показателем экономичности  является способность спортсменов  к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и  минимальном времени, необходимом  для выполнения.

5.Минимальная  тактическая информативность техники  для соперников является важным  показателем результативности в  спортивных играх. Совершенной  здесь может быть только та  техника, которая позволяет маскировать  тактические замыслы [2, с. 16].

 

 

Глава II. Основные стороны подготовки игры в  баскетбол

 

2.1 Основные  стороны спортивной тренировки

Классификация техники  игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам  на основе определённых признаков. К  числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны  корзины), содержание действия (с мячом  или без меча), а так же особенности  его кинематической и динамической структуры.

Технику баскетболиста подразделяют на два раздела: технику нападения  и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в  технике нападения – технику  передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты –  технику передвижения и технику  отбора мяча и противодействия.

Внутри каждой из групп  имеются приёмы и способы их выполнения. Почти каждый способ выполнения приёма имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структуры движений.

Техника нападения включает в себя такие разделы, как техника  передвижения и техника владения мячом.

Основа техники баскетбола – передвижение. Передвижения баскетболиста  по площадке являются частью целостной  системы действия, направленной на решение атакующих задач и  формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.

Информация о работе Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста