Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:05, дипломная работа
Цель исследования – поиск методики направленной на повышение специальной подготовки детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе в предсоревновательном периоде.
Задачи исследования:
1. изучить научной и научно-методической литературы по теме исследования;
2. оценить уровень специальной тренированности юных баскетболистов в эксперименте;
3. разработать и апробировать специальную методику в предсоревновательного периода для юных баскетболистов;
4. выявить эффективность предложенного методического подхода и разработка практических рекомендаций.
Введение
Глава I. Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста
1.1 Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2 Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол
2.1 Основные стороны спортивной тренировки
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки
2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
Глава III. Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В подростковом
возрасте изменяются содержание и роль
«подражания» в развитии личности,
оно становится управляемым и
начинает обслуживать потребности
личного самосовершенствования
ребенка. Так в 6-7 классе многие мальчики,
подражая мужественным, смелым, сильным
героям фильмов или старшим ребятам,
взрослым мужчинам, начинают заниматься
воспитанием необходимых
Одним из
центральных моментов развития в
этом возрасте становится «чувство взрослости»
и вытекающее из него стремление делать
что-то полезное, социально значимое,
потребность в утверждении
Во все
эти новые отношения с людьми
подросток вступает уже будучи достаточно
интеллектуально развитым человеком,
обладающим определенными способностями,
умениями, так как отрочество - это
период бурного развития познавательных
процессов, становления избирательности
восприятия, произвольного внимания
и логической памяти. В это время
активно формируется
Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, из врождённых движений и из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. Человек рождается с весьма ограниченным по числу фондом двигательных навыков. Наряду с этим по наследству передаётся чрезвычайно важное свойство – пластичность нервной системы, обеспечивающей высокую степень тренируемости [1, с. 3].
Существуют
возрастные периоды, когда тренируемость
новым двигательным движениям наиболее
эффективна. Например, в спортивной
гимнастике сложнейшие двигательные действия
осваивают только в раннем возрасте.
Поэтому в сложно-
В регуляции
произвольных движений ведущая роль
принадлежит коре полушарий большого
мозга и мозжечку. Ведущим физиологическим
механизмом управления движениями является
срочная их корректировка на основе
постоянного обмена информацией
между исполнительными и
В сенсорных
коррекциях выделяют внутренние (от интерорецепторов,
вестибулорецепторов и
Текущий контроль за точностью выполняемых движений ограничен скоростью их выполнения (0.1 – 1.2 с.). Этому помогают сенсорные системы [3, с. 14].
Новые двигательные
действия формируются на основе временных
связей, возникающих условно-
Существует
некоторая гетерохронность в
вегетативном и моторном компонентах
двигательного навыка. В навыках
с относительно простыми движениями,
раньше формируются двигательный компонент,
а при изучении сложных движений
– раньше вегетативный. Необходимо
учитывать преемственность
В циклических видах спорта формируется так называемый динамический стереотип. Человек, однажды научившись плавать, ездить на велосипеде будет уметь это и через 20 лет перерыва. В ациклических видах спорта динамический стереотип не проявляется в чистом виде, а лишь фрагментарно.
Существуют
первичные автоматизмы –
При обучении сложным двигательным действиям через 24 часа – процент успешных попыток повышается, но спустя 48 часов – понижается. Следовательно, ежедневно. Чем проще по своей структуре навык, тем он прочнее [7, с. 16].
Анохин выделил 4 основных фактора. Это мотивация, память, обстановочную информацию и пусковую информацию.
Мотивация побуждает к выполнению какой-либо деятельности, а память имеем связь с предшествующим опытом, который оказывает сильное влияние на оценку любых событий и ситуаций. Информация об обстановке, поступающая из окружающей и внутренней среды, также имеет большое значение. И пусковая информация: пусковые раздражители, требующие ответных актов, весьма сложны, они представляют собой не единичный сигнал, а ситуацию определённого характера. Например, в спортивных играх, единоборствах начало и характер ответных реакций определяется не каким-то отдельным сигналом, а всей создавшейся ситуацией. Интеграция таких факторов как память, мотивация, обстановочная и пусковая информация является основой для программирования сложных движений [1, с. 4].
При медленном выполнении двигательных актов обратные связи (сенсорные коррекции) способствуют корригированию данного движения. При очень быстрых, кратковременных движениях обратные связи могут корригировать длительный акт только при его повторениях.
Нервные
процессы, связанные с памятью, включают
несколько компонентов, каждый из которых
имеет самостоятельное
При несовершенной технике, наблюдается иррадация, что приводит к вовлечению в двигательный акт многих ненужных мышц. На это тратиться дополнительная энергия. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной системе вовлекаются лишь нужные мышцы, затрачивается меньше энергии.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до навыка зависит от:
1.Двигательной
одарённости (врождённые
2.Возраста обучающегося (дети осваивают легче, сем взрослые)
3.Координационной
сложности двигательного
4.Профессионального мастерства учителя
5.Уровня
мотивации, сознательности и
Формирование
двигательного навыка согласуется
с рядом физиологических
1. Закон изменения скорости в развитии навыка.
- в начале
обучение происходит
- в начале
качественный прирост
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.
- внутренняя
причина – приспособление
- внешняя
причина – неправильная
3. Закон угасания навыка.
Полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
5. Закон переноса двигательного навыка.
- положительный
перенос – ранее
- отрицательный перенос – наоборот [7, с. 22].
Стабилизация двигательного навыка:
1. Стандартизация внешних условий
2. Введение помехоустойчивости.
Сбивающие факторы:
Экзогенные (внешние) - жёсткая манера ведения боя, прессинг, ситуационная неожиданность, климатические условия, ответственность соревнований, судейство
Эндогенные (внутренние) - нарастающее утомление, гипоксия, нарушение гомеостаза, психическое перевозбуждение, болевые ощущения, страх, неуверенность, травма.
3. Адаптация
двигательного навыка к около
и предельным проявлением
4. Моделирование соревновательных игр [15, с. 10].
В процессе
спортивно-техничнской
1.Эффективность
техники определяется её
2.Стабильность
техники связана с её
3.Вариативность
техники определяется
4.Экономичность
техники характеризуется
В спортивных играх важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
5.Минимальная
тактическая информативность
Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол
2.1 Основные стороны спортивной тренировки
Технику баскетболиста подразделяют на два раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения – технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты – технику передвижения и технику отбора мяча и противодействия.
Внутри каждой из групп
имеются приёмы и способы их выполнения.
Почти каждый способ выполнения приёма
имеет несколько
Техника нападения включает в себя такие разделы, как техника передвижения и техника владения мячом.
Основа техники баскетбола – передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действия, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.